Наперстянка

Людмила Петрова 3
- Чем я хуже орхидеи? -
Размышляла наперстянка,
- Я и ближе, и роднее,
И не инопланетянка.

Я совсем неприхотлива,
Мне для жизни надо мало,
Чуть подкормки, чуть полива,
Вырастаю, где попало.

Но взгляните на одежду,
На окраску, на осанку -
Благородна я, а прежде
Средь цветов была б дворянкой.

И изящны, и нарядны,
Как напёрстки фей, цветочки.
Только помните, что ядом
Я бываю, сильным очень.

Нет, не в мир иной дорога,
И не подлое коварство,
Мною врач лечил Ван Гога.
Ведь могу я быть лекарством.

А зависит все от меры,
Рассчитать ее непросто,
Не лечись, коль не уверен,
Или будешь на погосте.

Это ж шапочки для эльфов,
Если всмотришься в детали.
Их представила вам летом
Наперстянка, digitalis.

Наперстянка  является лекарственным растением. Известна она в этом качестве около 4000 лет. В XI веке ею лечили водянку в Англии и Германии. В 1543 году она была описана немецким врачом  Леонартом Фуксом и внесена в травник под названием digitalis. Долгое время выделенный из неё гликозид дигитоксин был единственным препаратом для лечения хронической  сердечной недостаточности. Побочным эффектом лечения им является изменение восприимчивости цветов. Предметы кажутся желтыми, синими или зелёными, а лица смертельно бледными. Некоторые исследователи делают интересное предположение. На последних картинах Ван Гога преобладают именно эти оттенки, а внизу на некоторых картинах имеется изображение наперстянки желтого цвета, хотя в лечебных целях использовалась пурпурная. Последние два года врач лечил Ван Гога наперстянкой. Возможно, он не знал об этом эффекте, иначе уменьшил бы дозу.

Наперстянка ещё и ядовитое растение. Ее ядом был отравлен правитель Вероны Кан Гранде I делла Скала, покровительствовавший Данте Алигьери. А в начале XX века вдова из Брюсселя Мари Александрин Беккер (чёрная вдова) отравила ядом наперстянки 11 человек и покушалась ещё на 5. Ее осудили на пожизненное заключение.

Не помню, как наперстянка попала к нам на участок. Сеется повсюду с завидным упорством, особенно любит места у ручья.