Два графических портрета А. Г. Варнека

Владимир Варнек
1. Портрет Алексея Илларионовича  Философова (1800 -1874). Вощеная калька, графический карандаш. 24,5х19,7. 1829. Государственный Русский музей.
2. Портрет Романа Алексеевича Томилова (1812 – 1864). Бумага, графический карандаш. 85х68. 1831. Национальный художественный музей республики Беларусь. Минск.

Объединяет героев моей очередной миниатюры то, что их портреты, приложенные к публикации, относятся к лучшим графическим произведениям  А.Г. Варнека. Кроме того, портретируемые были земляками: оба родились в Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии. При этом  А.И. Философов родился на мызе «Загвоздье», где и был похоронен. А его более молодой земляк Р.А. Томилов, сын предводителя дворянства  Томилова  Алексея Романовича, родился  на мызе «Успенское», находившейся  почти что рядом, похоронен же он был в Староладожском  монастыре. 

Отмечу и то, что «родители земляков» были хорошо знакомы друг с другом, а  портреты их художник Варнек выполнил с небольшой разницей по времени.  Думаю что более молодой  девятнадцатилетний  Роман Томилов попросил художника  сделать его собственный портрет  «похожим» на портрет  близкого знакомого семьи.  Так или иначе, но стилистическое сходство изображений  на приложенных к миниатюре портретах несомненно имеется.  На том и другом портретах модели запечатлены сидящими на креслах по пояс с поворотом на ; влево, а руки их скрещены: у Филосовова –на груди, а у Томилова – пониже.

Помимо этого, сообщу и некоторые другие сведения об обсуждаемых портретах.  Портрет А.И. Философова  на вощенной кальке я увидел однажды в своеобразной экспозиции в Русском музее (калька лежала на столе с закрывающейся крышкой со стеклом). Информация о данном портрете  содержится  лишь в двух списках  произведений А.Г. Варнека, находящихся в статье М.М. Раковой [1] и в монографии В.С. Турчина [2], причем датировки портрета в первом списке нет совсем, а во втором списке он датируется 1820-ми годами.  Турчин сообщил также, что до поступления в Русский музей, портрет находился до 1917 года в собрании коллекционера Е.Г. Шварца, женатого на племяннице  Романа Алексеевича Томилова, и отметил, что в собрании ГРМ имеется  еще один портрет  А.И. Философова  работы художника А.Е. Егорова, выполненный им  в 1831 году [3,4]. 

В целом же, обсуждаемый нами портрет воспроизводится, как показал яндекс-поиск, примерно в 20-ти интернетовских документах, но указанную к прилагаемому выше изображению датировку -1829 г.- я встретил лишь в Википедии.

Что касается прилагаемого к миниатюре портрета  Р.А. Томилова, то он не содержится ни в одном из списков работ А.Г. Варнека. При этом впервые я «встретил» его однажды в числе 52-х портретов А.Г. Варнека на сайте «Воскресный день». Думаю, что, малоизвестным данный портрет  является во многом по той причине, что однажды он  оказался в Белорусском художественном музее, и не был «обнаружен» в прошлые  годы  российскими  искусствоведами,  готовящими списки работ художника А.Г. Варнека. 

Замечу теперь, что  публикуемые на прозе.ру миниатюры о творчестве А.Г. Варнека  я начинаю обычно с биографий портретируемых, переключаясь потом на портреты. В настоящей миниатюре принял другое решение и рассказал вначале о портретах.  Расскажу теперь о людях, на них запечатленных, положение  которых в обществе первой трети XIX века существенно отличалось. Так  Философов  Алексей  Илларионович известен, прежде всего, тем, что он являлся представителем  дворянского рода, прославившего Отечество, и вот что сообщается о нем в Энциклопедии дворянских родов: 

«Генерал от артиллерии, генерал-адъютант Алексей Илларионов Философов  служил в гвардейской артиллерии и отличился в ходе русско-турецкой войны 1828 – 1829 годов.  С 1838 г. он состоял воспитателем, а с 1852 г. попечителем младших сыновей императора Николая I – великих князей Николая и Михаила Николаевичей  и  до конца жизни был близок к императорской семье. Человек высокообразованный, большой ценитель поэзии М.Ю. Лермонтова», он первый издал его поэму «Демон».[5] 

Карьера А.И. Филосовова  была стремительной,  и  эту стремительность  отражает, в частности динамика его генеральских званий на сайте «Генералитет императорской российской армии и флота»:  генерал-майор с 06.12.1836, генерал-майор свиты Е.И.В. с 06.12.1838, генерал-адъютант с 01.07.1842, генерал-лейтенант с 23.03.1847, генерал от артиллерии с 08.09.1859. 

В целом, хорошо написанная  биография А.И. Филосовова, содержащая  сведения о его жене и семерых  детях имеется в Википедии, а отдельные интересные эпизоды его жизни  приведены в Энциклопедическом Лермонтовском словаре. Полезные факты о службе генерала приводятся  также в Большой российской энциклопедии,  а на родословных сайтах Geni  и Родовод  имеются сведения как о семье генерала, так и даны их фото. Поэтому не буду соревноваться  с указанными сайтами  и процитирую  здесь лишь фрагмент  понравившейся мне биографии  А.И. Филосовова из книги Фрейман О.Р. «Пажи за 183 года (1711 -1894)»: 

«Философов Алексей Илларионович, генерал от артиллерии и генерал-адъютант, родился в 1799 году, из корпуса выпущен 22 марта 1818 года в Лейб-гвардии 1-ю артиллерийскую бригаду; имя его записано на мраморную доску. Вскоре он был замечен как дельный и способный офицер и в чине поручика удостоился Высочайшего благоволения; в чине штабс-капитана награжден орденом Св. Владимира 4 степени и в 1826 году – подарком.

При открывшейся Персидской войне Философов первоначально исправлял обязанности офицера Генерального штаба при генерал-майоре князе Багратионе, во время командования им отдельным отрядом, посланным генерал-адъютантом Паскевичем в Урдабад и, при дальнейшем движении, - участвовал 6-го августа 1827 года в кровопролитном сражении близ Ваннанда. Затем Философов находился при начальнике штаба Отдельного Кавказского корпуса, генерал-лейтенанте графе Сухтелене, для особых поручений по артиллерийской части. При осаде крепости Сардар-Абада, А.И. командовал кессель-батареей и за отличие награжден орденом Св. Анны 2 степени; при осаде Эривани он также командовал  кессель-батареей правого фланга. Наконец, он был одним из русских комиссаров при приеме от персиян крепости Ардебиль.

При открытии турецкой кампании 1828 года А.И. начальствовал осадной артиллерией в отряде генерал-майора Муравьева и при осаде и взятии Карса командовал кессель-батареей, а при обложении и взятии крепости Ахалкалаки распоряжался 24-х фунтовыми орудиями, привезенными для пролома ворот. Потом с частью осадной артиллерии был назначен в отряд генерал-майора, барона Остен-Сакена, отправленный для овладения Гертивисом. Далее, под Ахалцыхом, он командовал осадной, а потом брешь-батареей и немало способствовал падению крепости, и в то же время участвовал в полевом сражении против турецкого вспомогательного корпуса. 

За отличие, оказанное в этих делах, Философов награжден шпагой с надписью «За храбрость», чином полковника и персидским орденом Льва и Солнца. В 1829 году Философов был назначен помощником начальника артиллерии осадного корпуса под Силистрией и участвовал в покорении этой крепости , причем был ранен в бровь и скулу и награжден орденом Св. Георгия 4-й степени и Св. Владимира 3-степени….» [6].

Далее в цитируемой биографии говорится уже об очередном эпизоде службы  полковника, и в ней  отсутствует  строка, позаимствованная мною из Википедии: « Награждённый за мужественное участие в турецкой кампании орденами св. Георгия 4 ст. и св. Владимира 3 ст., [Алексей Илларионович] вернулся в Россию».  Напомню, что случилось это в 1829 году, и теперь уже легко догадаться, что на портрете  Варнека, выполненном в 1829 году, художник запечатлел  А.И. Философова   вскоре после его ранения.

Признаков ранения на его лице уже не видно и, возможно, рана была уже излечена. Но при разглядывании портрета обращает на себя внимание то, что кисти рук модели «запрятаны» почему-то в рукава, и это дает основание думать, что руки также пострадали при  ранении и остаются еще забинтованными. 
Представив элементы биографии одного из героев миниатюры, переключусь на его «земляка», Томилова Романа Алексеевича,  живописный юношеский портрет которого я уже помещал в свою миниатюру о портретах детей Алексея Романовича Томилова [4].  Краткую биографию его, позаимствованную из опубликованной миниатюры, продублирую здесь:
 
«Томилов Роман Алексеевич (24.05.1812-12.10.1864), старший сын и наследник  А.Р. Томилова, статский советник, чиновник особых поручений при Почтовом департаменте, новоладожский уездный предводитель дворянства. Единственный  представитель семьи Томиловых, похороненных в Староладожском монастыре, захоронение у которого сохранилось «до этого времени». Вместе с ним покоится его жена Ольга Александровна, урожденная Энгельгардт (1822-1894), скончавшаяся  на 30 лет позже супруга. Она была фрейлиной  и воспитательницей  великой княжны Веры Константиновны, кавалерственной дамой. С 1874-го по 1886 гг. возглавляла    Смольный институт благородных девиц, где  преподавала историю искусств; своих учениц она часто приглашала в имение «Успенское», где знакомила их с художественным собранием и богатой домашней библиотекой».

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Ракова М.М. Список портретных работ А.Г. Варнека. – В кн.: Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. М., 1966. С. 320–325.
2. Турчин В.С. Александр Варнек, 1782 – 1843. М.: Искусство, 1985. С. 139.
3. Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (А-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: Palace Editions, 2002, С. 183.
4. Владимир Варнек. Проза.ру. Дети А. Р. Томилова и их портреты - миниатюры, 11.05.2022.
5. Федоренко В. Дворянские роды, прославившие Отечество. Энциклопедия дворянских родов. Красноярск «Бонус», Москва «Олма-Пресс». 2004. Римские-Корсаковы.  С. 400.
6. Фрейман О.Р. Пажи за 183 года (1711 -1894). Биографии бывших пажей с портретами. Вып. 1. Фридрихсгамн, 1894 (С.227 -228). 

10.07.2022.