О борще

Олег Маляренко
                Борщ наваристый не тощ,
                потому что всё же борщ.
                Афанасий Борщёв

Когда мы говорим слово «борщ», то живо представляем наполненную до краёв тарелку вкусно пахнущего супа красного цвета с плавающими кусочками овощей и мяса, заправленного сметаной.
 
Это – традиционное блюдо славянской кухни, под сходными названиями имеющееся у большинства славянских народов, получило широкое международное распространение. Название его происходит от старославянского слова «бърщъ» – свёкла, бурак: по имени главного ингредиента, определяющего основной вкус.

Владимир Даль определил борщ как похлёбку из свекольной кваши на говядине и свинине, или со свиным салом. Современные словари находят борщ как жидкое кушанье со свёклой и капустой. На многие языки слово «борщ» не переводится (англ. – borsch, нем. – Borscht, фр. – borchtch).

Происхождение борща имеет давнюю историю. Задолго до нашей эры древние римляне готовили похлёбку из свёклы и капусты. От них научились такому блюду древние греки, а от тех  –  славяне. На Руси борщ впервые упоминается в летописи 14-го века. В современном мире борщ наиболее популярен на Украине.

Проще перечислить ингредиенты, которых нет в составе украинского борща, чем те, которые присутствуют. Рецептура приготовления составляет большое количество овощных, мясных продуктов (непременно сало, смалец), как говорится, чтобы ложка стояла.

Так же почитают, русский борщ. Наличие мясного бульона из говядины или свинины обязательно, как присутствие разнообразных овощей. Наваристость не украинская, однако, любят, готовят, уважают, подают в каждом доме. Обед без первого, нельзя назвать обедом.

Украинцы считают борщ национальным символом. Пусть так и будет. Гордиться есть чем, но это не в ущерб другим народам, отдающим почтение этому замечательному блюду.

В последние годы широко распространилось опасное зонтичное растение с острыми листьями – борщевик. Можно подумать, что его название произошло от слова «борщ», но есть версия, что так в старину называли само растение, из которого варили похлёбку вместе с другими овощами. Со временем борщом стали называть саму похлёбку, а растение получило название «борщевик».

Существует слово «переборщить», что означает – перейти предел чего-либо. В случае с борщом оно означает излишек входящих в него ингредиентов. Однако нет слова «недоборщить», так как немыслимо существование «недоборща».

Накануне приезда из Киева моей дочери Галины я задумался о том, чем бы её удивить. После долгих раздумий остановился на украинском борще. Такого блюда ещё никогда не готовил, но, как известно, не боги варят кашу.

В поисках рецептов борща я побродил по дебрям Интернета. Их оказалось тысячи. Остановился на так называемом «классическом». Необходимые ингредиенты выбирал только высокого качества и с избытком. Рецепт выучил наизусть и решил строго придерживаться его. К кулинарному подвигу готовился крайне ответственно. Опозориться никак нельзя.

Приезд дочери для меня большая радость. Чтобы ей подкрепиться с дороги накрыл стол и выставил на него тарелку вкусно пахнущего украинского борща. Приятно было наблюдать, как Галя с большим аппетитом ест моё дебютное блюдо. Меня жутко интересовала её экспертная оценка.

- Папка, какой ты молодец! – воскликнула она, отодвинув пустую тарелку. – Такого вкусного борща я никогда не ела. Я не подозревала о твоём кулинарном таланте. Видимо, ты долго тренировался.
- Как раз и не угадала. Этот борщ я варил в первый раз.
- Тогда ты большой молодец! Обычно первый опыт неудачный.
- Дорогая Галочка! Я же старался угодить тебе. Мне сильно понравился твой, любительницы украинской кухни, одобрительный отзыв.

Я нисколько не удивлюсь, когда узнаю, что где-то уже соорудили памятник борщу.
Так недавно узнал, что памятник борщу установлен в городе Курске, где проживает его автор-художник Олег Радин.

Запомните!
10 ноября - Международный день Борща. Любители борща - это и ваш праздник!