Видать птицу по полету - 2, или Как и чем режут ст

Василий Храмцов
 
Мой дядя тоже самых честных правил. Петр Михайлович умел делать всё, что требовалось в сельском быте! И только с высоким качеством. Из дерева - от квашни и кадушки до стола, стула, сруба, крыши, окон, дверей и всего-всего!

Часто ему заказывали оконные рамы. Он их и делал, и стеклил. Для резки стекла был у него инструмент, который он называл «алмаз». Это – стеклорез. Дядя был убеждён, что  в работе со стеклом невозможно пользоваться чем-либо другим.   

- Самый чистый и ровный рез делает только алмазный стеклорез. – считал Петр Михайлович. - Для этого, конечно, нужно потренироваться. 

Инструмент этот - гордость Петра Михайловича. Он долго не мог его приобрести, всё выбирал. Перед покупкой полагается проверить, годится ли он для работы? Продавцы предоставляли для этого стекло. Дядя продавцам не доверял, приходил со своим куском стекла.

-  Они же хитрые. Им лишь бы продать, а там хоть мучайся, хоть выброси. Стекло они предварительно «отпускают» на огне, делают его мягким. А как увидят, что покупатель со своим стеклом пришел, сразу уходят.  И всё ясно: жулики! 

Рассказ о том, как дядя приобретал «алмаз», я слышал много раз. Ведь я, считай, вырос в его мастерской. Я сотню раз видел, как Петр Михайлович резал стекло своим «алмазом». Положит его на верстак, отмерит и вдоль толстой линейки проведёт инструментом. Почти бесшумно. Потом, приподняв стекло, постукает стеклорезом с обратной стороны вдоль линии. Образуется видимая трещина. А потом стекло легко разламывается. Всё предельно просто. Мне казалось, что любой человек так сможет. Но не у каждого есть такой стеклорез. Поэтому мой дядя как стекольщик был незаменим.   

Иногда его приглашали на дом, видимо, там было много работы. К такому походу он морально готовился. Несколько дней откладывал. А когда, наконец, решал идти по адресу, то говорил жене, Анне Кузьмовне:

- К вечеру приди за мной, помощь может потребоваться.

В нашем селе почему-то не платили за работу деньгами. Или это только моему дяде? Ведь он почти всем был или родней, или приятелем, или соседом. Всё заканчивалось угощением. Накрывали стол, выставляли водку или самогон. Угощайся, дорогой мастер, сколько влезет!  Наливали от души! Старались, чтобы захмелел как следует!  Тут и появлялась Кузьмовна. Маленькая, юркая и очень красивая женщина.  Она брала дядю под ручку, и так они благополучно добирались до дома. На другой день Кузьмовна непременно шла в магазин за поллитрой. Дядя болел, похмелялся. Работа в этот день ему не давалась. И только на третий день он приходил в себя и наваливался на дела.

После службы в армии я вернулся в родной колхоз и при первой же возможности приобрел себе стеклорез. С алмазной головкой не встретил, купил распространенный - роликовый. В селе почему-то считали, что я должен уметь делать всё то же, что и дядя. Видимо, поэтому среди зимы, в лютый мороз с ветром, ко мне обратился водитель грузовика с просьбой застеклить окно в неотапливаемом гараже. Он там, на сквозняке, ремонтировал свою машину.  Человек даже не спросил, есть ли у меня стеклорез.

Окно было нестандартное. Я снял мерки, вырезал стекла и отдал их водителю. Минут через десять он вернул их со словами:

- Ни одно не подошло. 

Как кипятком меня ошпарил!  Прихватив стекла, молоток и гвоздики, я пришел к окну и… вставил все по местам. Схитрил шофер, не хотел пальцы морозить!   

У колхозного легкового автомобиля с брезентовым кузовом разбилось боковое стекло. Механик не смог найти ему замену. Так и ездил, продуваемый ветром. Нашел где-то толстое стекло. Никто не брался обрезать его по размеру. И он пришел ко мне. Для меня тоже дело непривычное. Это же толстое, шестимиллиметровое стекло!

- А если разобью?

- Не скромничай! У тебя всё получится!

Я уложил стекло на ровный верстак, нанес на него размеры фломастером. Получился прямоугольник с одним закругленным углом. При резке давил на стеклорез сильнее обычного. Борозда получалась глубокой и ровной. Стекло при нажиме, к моему ликованию, разломилось по линиям! Осталось справиться с закруглением. Тут я сделал несколько резов, каждый раз отламывая по кусочку. Оставшиеся неровности обработал на наждаке. Механик был восхищен. Даже магарыч поставил.

Бывая в городе, я заходил в помещение, где вырезали стекла. Обычно стекольщики заготавливали стандартные листы впрок. Работали роликовыми стеклорезами. Было очень много отходов. Я понимал, что это - из-за низкой квалификации.

 Я овладел резкой стекла неожиданно. Было это на втором году моей службы в армии. Мы уже получили специальность радиотелеграфистов в учебном полку и были направлены в отдельную небольшую часть, занимавшуюся радиоконтролем в эфире.  Командир части капитан Коваленко и его заместитель по политчасти старший лейтенант Юречко однажды обратились к нам перед строем с неожиданным вопросом:

- Кто умеет резать стекло? – Никто не отозвался.

- Ну, может быть, знаете, как это делается? - продолжали они. Я сказал, что много раз видел, как этим занимался мой дядя, но сам ни разу не пробовал.

- Ничего, научишься! – повеселели они и принесли большой лист стекла, новый роликовый стеклорез и исписанный цифрами листок бумаги. Это размеры будущих стекол. Я нашел подходящую рейку вместо линейки, уложил стекло на пустовавший стол и приступил к резке.

Всё делал, как дядя. Провел большим пальцем вдоль линейки, как бы счищая невидимую пыль. Определив, с какой силой нажимать стеклорезом, я медленно повел им вдоль линейки. И когда дошел до средины листа, он вдруг треснул и развалился на острые осколки. Я остолбенел.  Смотрю рассеянно на командиров, чувствуя страшную вину. Они поняли моё состояние и стали успокаивать:

- Ничего, ничего! У нас еще есть несколько листов! Научишься!

Я определил корень зла. Стол, на который я положил стекло, был с прогибом к средине. Там и произошел разлом. Нашли мне другой стол. Я потренировался на осколках. И линия получалась ровной, и стекло поддавалось резке. Уложили второй лист. Мне никто не мешал, не подсказывал под руку. И дело пошло! Уже ни второй, ни третий лист я не испортил, нарезал стекол по полному списку.

С тех пор я не равнодушен к этому процессу. И вполне серьёзно считал себя специалистом. Даже шутку придумал. Спрашивал: «Как будет  «стекло» во множественном числе? Стекла? Неправильно. Дребезги!»

Не верьте тому, кто скажет, что резать стекло — это проще простого. На самом деле резка стекла — это целая наука. Если не соблюдать определенные правила, то ничего у вас не получится — только стекло испортите. И нервы. В общем, если начинать резать стекло, то делать это нужно по уму. Есть несколько правил, которых обязательно нужно придерживаться. И тогда все получится с первого раза.

Правило первое – стекло обязательно надо укладывать на ровную поверхность. Если будут неровности, то при давлении на стекло (а давить вы будете в любом случае) оно попросту может треснуть. Желательно застелить поверхность рабочего стола мягкой тканью, чтобы стекло не елозило в разные стороны.

Правило второе, мало кому известное,  – использовать керосин. Смачивать надо не только режущий ролик стеклореза, но и поверхность стекла по всей длине линии реза. Дело в том, что стекло обладает самовосстанавливающимися свойствами. Микротрещина в стекле, оставленная стеклорезом, моментально склеивается (пропадает), если резать стекло «на сухую». Отломить стекло без сколов не всегда получится. Поэтому обязательно надо использовать керосин или любую другую проникающую жидкость. Например, для стеклорезов продаются специальные смазки.

Правило третье – резать надо один раз. Я видел, как новички «чиркают» по поверхности стекла стеклорезом много раз, полагая, что так рез получится более качественным, а трещина — глубже. Это неправильно. Стеклорезом нужно вести по поверхности стекла только одну линию, прикладывая равномерное усилие по всей длине реза. Если стекло длинное, и нет возможности сделать один рез за один проход, то можно стыковать резы. Но никогда нельзя проходить стеклорезом по одному и тому же участку стекла несколько раз.

Как Вы поняли, я возомнил себя грамотным резчиком стекла. Так бы и заблуждался до конца дней своих, если бы… Но обо всём по порядку.

Тяжело заболел мой тесть, еле передвигался по квартире. А жили они с тёщей в Одессе на Молдаванке. Дом старинный, удобства во дворе. Квартира на втором этаже. Но коль случилась такая беда, разрешили тестю поставить унитаз на веранде. А на нее выходят еще три квартиры. Чтобы соблюсти санитарные правила, было решено часть веранды  закрыть стеклянной перегородкой, чтобы кабинка с унитазом оказалась изолированной.

Когда я посетил стариков, унитаз уже был смонтирован и подключен к канализации, кабинка построена. Установлен и каркас перегородки. Он состояла из двери и большой  рамы с клетками для стёкол, которая занимала весь просвет коридора. Её как раз начали стеклить. И я видел, как работал одесский стекольщик.

 Не было у него ни стола, ни верстака. Стоял ящик со стеклом, вот и всё.  Из инструментов он имел только складной метр. Он брал из ящика стекло и ставил его на ребро у ног.  Отмерял внизу размер и, не выпуская из рук метр, скользящим движением поднимал его до верха листа. После чего разламывал лист. Я даже не сразу заметил, что в правой руке он держал стеклорез и резал им стекло. Одно движение снизу  вверх, и всё! Лист с легким щелчком разламывался ровно по следу стеклореза. И так раз за разом: замер – разрез, стекло готово! И резал, не напрягаясь, прямо навису. В течение короткого времени все стекла вырезаны и вставлены. И никаких отходов!

 Вот тут я и вспомнил пословицу: видать птицу по полету, а мастера – по работе! Восхитившись таким ювелирным результатом, я даже не догадался расспросить парня, как и где он этому научился. Узнал только, что пользовался он масляным стеклорезом. Лишь много лет спустя, возвращаясь мысленно к этому случаю, я узнал, что есть такая специальность – резчики стекла. После обучения в училище им присваивается разряд от первого по пятый. 

Вот, к примеру, чему обучают обладателя четвертого разряда. Резке вручную по шаблону технического, витринного, неполированного и полированного стекла толщиной до восьми миллиметров. Резке фигурных зеркал, стекла для мебели. Резке тугоплавкого, зеркального стекла на раскройных станках-полуавтоматах. Самостоятельной разметке листов стекла. Настройке стеклорезов. Резке крупных и толстостенных изделий из хрустального и накладного стекла.

Получивший специальность должен знать основные свойства стекла, дефекты листового стекла, а также способы рационального раскроя листового стекла на большие размеры, а оптические стекла - с максимальным выходом годных изделий. Знать также правила применения и наладки контрольно-измерительного инструмента и шаблонов. При таких знаниях не мудрено чувствовать себя при работе со стеклом как рыба в воде!

 Какими инструментами режут стекло в настоящее время? Используют стеклорезы алмазный, масляный и роликовый. Самые распространенные и доступные – роликовые стеклорезы. Режущая часть у них состоит из прочного сплава кобальта и вольфрама. Появились в продаже масляные стеклорезы. Особенность их заключается в том, что с их помощью можно резать самые тонкие стекла – от двух миллиметров, причем благодаря подаче масла резца хватает до пятидесяти тысяч метров. Алмазный стеклорез является классическим. Он очень долговечен и прочен. В оправке закреплен цельный кристалл алмаза. Кроме того, выпускается ещё стеклорез с циркулем для вырезания круглых отверстий.

У меня после переезда теперь стеклореза нет. Остались только воспоминания и добрая память о  родном дяде - Петре Михайловиче да тете – Анне Кузьминичне. А также о командирах отдельной войсковой части, поверивших в мои способности. И, само собой, я всегда вспоминаю безымянного одесского стекольщика, который удивил меня, поразил в самое сердце и запомнился на всю жизнь. Высокого полета птица!