Кружева и узоры. Охота на слова

Александр Ерошкин
В студенческие годы я активно стал  собирать личную библиотеку. Лишних денег не было, потому довольствовался теми книгами, что подешевле.  В газетном киоске на Маяковке увидел первый том сочинений Николая Гоголя библиотечки журнала «Огонёк». Книжный бум ещё не наступил и можно было приобрести открыто хорошие книги. Каждый том стоил 90 копеек. Для сравнения: проезд в  магнитогорском трамвае – 3 копейки, в автобусе – 6 копеек. Пирожок с ливером в Центральном гастрономе у гортеатра – 5 копеек, стакан  кофе – 5 копеек. В общем, в моих руках оказались все четыре тома сочинений Гоголя.

К тому времени я уже прочитал почти всё, что было у Гоголя,  в этом издании перечитал некоторые рассказы, но мы изучали синтаксис, и в свободное время я с увлечением отыскивал у Гоголя самые  длинные предложения  - на полстраницу и более -   и пытался разобраться в их конструкциях. На семинарах у Владимира Николаевича Глухих проблем не возникало. Да и после при работе в школе учителем русского языка этот навык пригодился. И я не понимал тех, кто уверял, что короткими предложениями  пользоваться удобнее, можно высказать любую мысль и не наделать ошибок в знаках препинания. Конечно, можно. Сложные конструкции предложений позволяют высказывать более сложные мысли, доносить детали, которые иначе останутся в стороне, незамеченными.

А в наше время правящий класс ориентирует общество на примитив мыслей, примитив суждений и одноразовость изделий  быта, техники и технологии.

В ранние школьные годы в моём репертуаре солиста была «Песенка о зарядке», слова М. Львовского, музыка  М. Старокадомского.

Ни мороз мне не страшен, ни жара.
Удивляются даже доктора,
Почему я не болею,
Почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора.

Потому что утром ранним
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водой из-под крана
Обливаюсь я каждый день!

Трудный задали на дом нам урок,
Сделал я всё, что надо точно в срок.
Я без устали трудился,
В состязаньях отличился,
И успел под вечер на каток.

Потому что утром ранним
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водою из-под крана
Обливаюсь я каждый день!

Я дела выбираю потрудней,
Я задачи решаю посложней,
Я повсюду поспеваю,
Я усталости не знаю,
И звучит моя песня веселей.

Потому что утром ранним
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водой из-под крана
Обливаюсь я каждый день!


Этот текст я нашёл в глобальной сети.  Я пел немного не так: «Я водил гулять братишку, я читал смешную книжку и успел под вечер на каток».


С позиций нынешнего времени я понимаю, что перед нами ставили другие задачи, нас учили воспитывать в себе волю, уметь преодолевать трудности, не бояться сложностей. И ведь действительно, упрощение делает жизнь примитивной, лишает людей творчества, развивает лень. Зачем думать, зачем перенапрягаться, зачем к чему-то стремиться, если свою пайку ты и так получишь?
Упрощение началось ещё до полёта Юрия Гагарина. Я чувствовал это на себе. Требования к учёбе снижались. Лентяев перестали оставлять на повторное прохождение того же курса, то есть на второй год. Город стал грязнее.  Акации воль главных улиц города стали подрезать криво и косо, отрезанные веточки долго не убирали. В нашей улице никто уже не напоминал, что возле ворот надо мести. А потом и свалки на улицах появились, и дохлые курицы на остановках валялись…  И свет стали чаще отключать, хотя обещали, что с постройкой электротрансформатора в конце нашей улицы отключений не будет.

Великую созидательную идею, которую провозгласили большевики во главе со Сталиным, хрущёвскими реформами и Программой построения коммунизма  свели к потребностям. Вместо интеллектуального развития – ДиП, догоним и перегоним США по производству мяса, масла и молока.  Помните? А потом - каждому по потребностям. А в результате хлеба в стране не стало. Мука по талонам. Программы по развитию кораблестроения, по освоению Севера, по строительству вертикальных дорог по всей стране, по преобразованию природы одномоментно свернули…

 В моём родном Кыштыме запретили кустарей, закрыли рыбзавод и рыбколхоз.  И сразу  не  стало в продаже озёрной рыбы, некому стало стёкла вставить, самоварную трубу сделать... Моя мать иногда бралась сделать стёганое одеяло на заказ. Мне наказала, что это для себя она делает, а не по заказу. А если будут допытываться, то показать под покрывалом  лохмотья старого одеяла.  Огород у нас обрезали чуть ли не на половину. Налогом обложили наше хозяйство, от которого осталось совсем чуть-чуть. Коз перестали держать. Овец закололи. Уток закололи. Кур не больше трёх. Одна корова осталась. Сотни людей остались без привычных дел.

Сократили армию, изгнав наиболее  квалифицированных офицеров. Я помню майора-ракетчика, который на сверлильном станке делал дырки в текстолитовых пластинках за мизерную оплату. Одно время дети военных приходили в школу голодными, выменивали у одноклассников книги, фотоаппараты, игрушки, безделушки на деньги или еду…

Но была и отдушина. У многих появились телевизоры, и они вечера проводили у голубых экранов, а потом, на следующий день на работе,  обсуждали увиденное.
Очень точно, с позиций нашего нынешнего времени высказался поэт, пишущий под псевдонимом Брук Ветер: «Юра, мы всё потеряли». Я бы использовал другой глагол – просрали.

Юра, мы всё потеряли,
Хоть и запас нам был дан:
Космос, мечты и медали,
В первенстве лучших из стран.

Знания, Веру и Доблесть,
Честность,  Надежду и Честь –
Всё променяли, и  Совесть,
На деньги, кичливость и спесь.

Мы не мечтатели, Юра,
Как оказалось, увы.
Нам бы жратвы из фритюра,
И вискаря из ботвы.

Как-то, вот так получилось,
Сдали мы глаз твоих синь!
Выпьем, и чуем гадливость,
К прошлому русских равнин.

Ты и представить не можешь,
Как из напыщенных фраз
Вылезло племя чудовищ,
Вылезло в каждом из нас.

Всей и надежды осталось,
На вековечных врагов,
Что поднажмут они, малость
И, что война чистит кровь.

Что, испугавшись, до дрожи,
Вдруг предков мы посрамим…
А после Победы, быть может,
Снова, как ты,  - полетим!
© Copyright: Брук Ветер, 2022
Свидетельство о публикации №122041205138

Страна распалась, гигантская собственность уплыла в чужие руки. Война идёт, хотя и не объявлена. Цены растут, рубль обесценивается, а олигархи и служащие им политики и чиновники во власти по-хамски разговаривают с народом. Придумана на местах такая красивая форма взаимодействия власти и народа с названием на три буквы – МФЦ. Расшифровывать не буду, потому что не уверен, правильно ли я расшифрую. Но скажу, что это фирма-прокладка, чтобы холопы не ходили в светлые здания власти и случайно не увидели, чем занимаются попавшие туда случайные люди, часто не имеющие ни образования, ни подготовки, ни опыта работы, ни желания служить делу, а не лицам..

Я вырос в уникальных условиях. Моя мать умела всё и в доме, и во дворе, и на огороде, и в лесу. Совмещала и мужскую, и женскую работу.

Летом её почти дома не было, но зимой…

Когда она работала сторожем у магазина и уходила на дежурство с ружьём, то брала с собою спицы и клубок шерсти. При удачных обстоятельствах она умудрялась связать за ночь носки или варежки. А когда у неё был выходной, то она ввинчивала в патрон  самую яркую лампочку и подвешивала её на матку под  потолок. Для её подружек это был сигнал, что она дома, и они приходили каждая со своим вязанием и проводили весь вечер кто с чулком, кто с кружевами, а некоторые вязали шали и платки. Я обычно лежал на печи и сверху наблюдал за всеми, вслушиваясь в их разговоры.

Были дни, когда к сестре собирались подруги. Готовили приданое. У каждой из них был толстый моток разноцветных ниток. Все вышивали, обменивались узорами, перерисовывали что-то  на отдельные листы, записывали в тетради песни, иногда пели, я пел вместе с ними. Меня просили принести воды из кадки, поднять, что упало на пол, вздеть нитку в иголку, помочь перенести узор на ткань с переводкой или на кальку с другой кальки. Вышивали в основном нитками «мулине».

Подсмотрел в Википедии: Мулине; (фр. moulin;) — пряжа, полученная заводским способом или ручной выделкой, произведенная специально для вышивания или других видов рукоделия.

Но одна из Валиных подруг вышивала «бумагой», нитки у неё были трёх цветов: красные, чёрные и зелёные. Получились красивые тонкие шторы с крупными маками. Она раньше всех вышла замуж. Однажды я шёл домой по другому маршруту и увидел на окнах её маки. Дома мне подтвердили, что она там живёт.

Мы жили бедно, много работали и стремились вырваться из беспросветной  бедности. Дом отремонтировали. Печь переложили.  Часть огорода превратили в фруктовый сад. Много саженцев и  цветочных семян я принёс из школы. Директор и учителя биологии по инерции заботились о пришкольном участке  и об  озеленении окрестных улиц. В 1960 году уволили всех школьных агрономов. К коммунизму стали готовиться.

Помню такой случай. Шёл 1955 год. В феврале моя сестра вышла замуж. Свадьбу играли по традиции три дня, многие родственники помогали, гостей возили в санях на трёх лошадях. Кто-то донёс. Догадываюсь, что это была соседка. Пришла женщина из горфинотдела, похоже, проверяла, не уклоняемся ли мы от налога. Мама в тот год попала под сокращение, потому что она не была инвалидом, а работала в артели инвалидов. Женщину удивила обстановка в нашем доме.

На пасху у нас всегда обновлялась обстановка, вывешивалось самое лучшее. А после свадьбы сделали капитальную уборку, побелили стены и потолок, постелили новые половики, шторы-ришелье, которая сделала Валя перед замужеством. Новыми занавесками были укрыты полки, печь, кровать. На столе вязаная скатерть. На кровати вязаное кружевное покрывало, на подушках – кружевные накидки. На длинной лавке на кружевной накидке в тарелках и блюдах были выставлены куличи, шанежки и сдобные булочки. Было действительно красиво. И женщина из горфинотдела удивилась, как богато мы живём. И мама объясняла ей, что кружева связаны её руками, дочь выстрочила шторы, а половики готовили в приданое, а они не потребовались. Я похвалился, что кружок на полу сам связал из тряпок деревянным крючком. И даже крючок показал. Вытащили всё лучшее, чтобы спрятать нищету.

К чему я это рассказываю. А к тому, что мы жили бедно, но не примитивно, и все умели работать с большой отдачей.

Готовя приданое,  моя сестра вышила нитками несколько картин, которые долго висели у неё в комнате в рамках под стеклом. Однажды я приехал к ней из Челябинска, а на месте привычных вышивок - бумажные копии картин. Я спросил. К следующему моему приезду вышивки её были на прежних местах. Очень сожалею, что не сфотографировал их. Перелистал все фотографии в альбомах – ни одной вышивки даже не зацепил.

Поколение моей матери, поколение моей сестры много чего умели делать своими руками, сами создавали красоту, вывязывали и выплетали, вышивали и вырисовывали. Я видел тончайшие узоры на батистовых платочках, сделанных руками моей тёщи. Практически всеми навыками рукоделия владела моя жена. Мне она связала не менее трёх кофт. Когда в школе потребовалось, она начала вести уроки ручного труда. От тёщи, от её умения вышивать  у меня осталась только память.    От жены – икона Владимирской Богоматери.

Недавно встретил в сети утверждение, что пришло поколение бабушек, которые украсили своё тело тату, но ни носки связать, ни пирожок для внуков испечь они не смогут. А это значит, что следующие поколения неумех будут нацелены на примитивный мир, который  политики формируют уже сегодня.

В словаре Владимира Даля о кружевах мы прочтём в большом гнезде глагола КРУЖИТЬ.

Кружево, кружевцо ср. плетеная, узорочная и дырчатая лента, тесьма, из ниток, бумаги, шелку, золота; она плетется коклюшками, на кутузе (подушке); есть и тканое.
На обухе рожь молотить, из мякины кружево плетет. Языком кружева плести.
Круживо, кружило стар. узорочная обшивка одежды, золотом, серебром, и цифровка.
Кружащатый, узорочный, узорчатый, особ. о крупном и завойном узоре штофов и парчой.
Кружевный до кружева относящ., кружевной, сделанный из кружев. Кружевница ж. мастерица плести кружева.
Балахонские кружевницы плести мастерицы! сплетни.
Кружевник, кружевница ж. торгующие кружевом.
Кружевничка невеличка.
Толковый словарь живого великорусского языка

УЗОР м. узоры мн. разводы, травы и всякого рода изображенья, очерки и украшенья по земле или полю, пестрые, в красках, либо в тенях, либо тисненные, шитые, тканые, браные и пр.
Узоры обоев меняются по моде. Узоры ситцев занавесочных крупны, разводисты, листвяны; а платейных — мелкотравчаты, крапчаты, клетчаты. Узоры для шитья, вышиванья, образцы, канвейные, гладевые, кружевные и пр. Узорец, узорчик этот не дурен.
Узор с морозу, с мерзлого окна. Узорный к узору относящийся.
Узористый, узорочный, узорчатый, богатый узорами, пестрый, разводистый, красиво изузоренный, изукрашенный узорно. Узористый ковер, с хорошим узором. Узорочное шитье. вышиванье. Вереи узорчаты, резные, расписные. Скатерти браные, узорчаты. Узорочная рожа, рябая, щедровитая.
Узорность ж. узористость, узорочность, узорчатость, свойство, качество по прилаг.
Узорочье ср. дорогия, узорочные, разукрашенные вещи всякого рода; кованое, чеканное, обронное серебро и золото; паволоки, ткани шелковые и парчевые, цветные камки, шитые ширинки, резния, сканые вещи и пр. более о тканях.
|| Узорочье, новг. арх. вологодск. тамб. укорно, о человеке, диво, редкость, драгоценность; || малогодный и неумеющий, бестолковый, упрямый, неслух и пр. Это узорочье-то какое!
Узорщик, узорщица, изобретатель узоров, пишущий или приспособляющий узоры, напр. на фабриках.
Узорница мастерица вышивать и сымать узоры; у кружевниц, умеющая сымать узоры и прилаживать их, по надобности и по заказам.
Узорничать ярос. вышивать, вязти, вязать узорами. || *Новг. проказить и шутить, забавлять, потешать лясами, выдумками. Кажется узорничать и озорничать иногда спутано, см. выше узор.
|| Узорник, узорница, новг, шутник, проказник, балясник; узор, то же. Толковый словарь живого великорусского языка

Я совсем не случайно начал разговор о кружевах и узорах, о вышивках и вязании, о сложном и примитивном. Самозваные хозяева мира хотят сделать нас тупыми и послушными, потребителями, для которых важно выбрать только из того, что тебе предлагают.  И они в этом преуспели.

Вспомните хотя бы капитал-шоу «Поле чудес», этот аналог  американской телевизионной программы «Колесо Фортуны» - анг. «Wheel of Fortune». Свыше 30 лет каждую пятницу   в 19:45. Леонид Якубович, как ведущий, для многих стал чуть ли не членом семьи. А начинал всё - Владислав Листьев. Премьера самой программы вышла в эфир на Первой программе ЦТ 26 октября 1990 года. Съёмки же первого выпуска прошли 25 октября.
В случае результативного хода игрок называет всего одну букву русского алфавита, которая, как он считает, присутствует в загаданном слове. Есть такая буква,  открывается на табло,  игрок получает очки. Деньги там крутятся немалые. Когда я в своё время подумал, а не съездить ли мне в Москву, входной билет для игрока стоил 6 тысяч рублей, когда моя зарплата не превышала и трёх тысяч. В общем, за твои деньги тебя же и развлекут. По одной букве открывать. Много ума не надо. Победителем становится игрок, открывший последнюю букву.

По такому же принципу основаны и ЕГЭ за среднюю школу. Угадал верно – попал в нужный вуз.

И пришла целая эпоха, когда знания, умения и навыки стали не нужны. Достаточно вовремя лайкнуть, выбрать что-то из набора эмоций, картинок, смайликов и так далее.  Кстати, в сети давно показывают, что с такими функциями успешно справляются и обезьяны, и собаки, и кошки.

И если раньше при назначении на должности судили по уровню образования, опыта работы, эрудированности, то теперь почему-то стали считать компетентности, хотя в прежние времена стремились не использовать это понятие во множественном числе.

В общем, практика угадайки вместо глубоких познаний уже сейчас заводит общество в тупик. И толстый, ну очень толстый чиновник в правительстве Михаила Мишустина, ответственный за социальные вопросы,  беспомощно ссылаясь на исследования самой либеральной в стране «Вышки», то есть высшей школы экономики,  прогнозирует резкое снижение рождаемости в стране. А он-то зачем своей, ну, очень толстой задницей штаны и министерское кресло протирает? Расписывается в собственной беспомощности и даже не понимает уровень своей некомпетентности.

Господин министр труда и соцзащиты Котяков, иди вон с этой должности. Не позорься сам и позорь правительство.

А общество должно понять, что правительство ему не помощник, что своих детей надо приучать к труду с детства, отобрать у них свякие гаджеты  и научить конкретно заниматься разнообразными конкретными делами, в том числе играм в коллективе.

Рождаемость. Пестование. Наука  жить ребёнка в условиях семьи. Это задачи родителей.
 Как-то на сайте «Лабиринт Карнаухова» прозвучало, что детей нужно с  малых лет приучать к сложному. Кружева – это одно из необходимых средств для будущего развития. Именно сложное позволит человеку адаптироваться в обществе.

И на завязку. Ужасающие цифры привёл депутат Николай Бурляев в ходе своего выступления в Госдуме:

Сегодня Россия среди всех стран мира занимает первое место по самоубийствам, по абсолютной величине убыли населения, по онкологическим больным – 2,5 млн в год (!), по убийству детей в утробе матерей – более 10 млн в год, по смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, по числу разводов, по детям, брошенным родителями, по психическим заболеваниям, по количествам ДТП, травмам на производстве и в быту, по уровню умышленных убийств сегодня смертность превышает рождаемость в 2 раза! Главная причина уничтожения нашего народа алкоголь и наркотики – весьма прибыльные статьи бюджета […] Сами спаиваем и сами же лечим. А выход простой! Не заливайте людей водкой, и не надо будет их лечить. Кто в стране отвечает за алкогольную проблему? И все, и никто.