Наши в Париже. Глава четвертая

Варвара Сотникова
В роли Веры Петровны автор Варвара Сотникова.

А вот и Париж!
Наши путешественники, истомленные дорогой, наконец добрались до пункта назначения.
Наняв фиакр, доехали до маленького отеля, где князь ранее забронировал двухкомнатный уютный номер.

Приведя себя в порядок, спустились позавтракать.
Съели по омлету, похрустели гренками на сливочном масле, отведали маленькие лепестки сыра, откушали турецкого кофею.
Порции были маленькие, встали из - за стола голодными.

Вера Петровна вспомнила свои завтраки, которые подавала Липа.
-Да, уж, если так буду есть-сказала она, то отощаю .
-Пообедаем где-нибудь - ответствовал ей князь.
-Ладно, может, и вкусно накормят- подытожила  Вера Петровна.

Наёмный экипаж мчал их по парижским улицам.
Вера Петровна с удовольствием погрузилась в созерцание парижской жизни.
Везде толпился народ, милые гризетки торговали маленькими букетиками фиалок, сновали гамены.

Толпой они преследовали рыночную торговку, та отбивалась от них корзиной, поливала отборной бранью.
Из корзинки вывалились яблоки, груши, стручки гороха, капустные кочаны. Проворные гамены собрав за пазуху упавшую  провизию, моментально испарились.

Торговка ревёт взбешенной ослицей, собравшиеся вокруг зеваки смеются над ней, тычут в глупую бабу пальцами.
Та в слезах отчаливает восвояси.
Вера Петровна заливается серебряным смехом.

Вот промелькнул мрачный Нотр-Дам с средневековой готикой.
Вот и триумфальная арка, площадь Согласия, Сена. Синеет небо, буйствуют зеленью каштаны.

Народ съезжается на выставку со всего света. Все отели, гостиницы  кишат приезжими.
В воздухе витает разноязыкая речь. Приезжие атакуют Эйфелеву башню, растекаются по бульварам , Елисейским полям, гуляют в садах, на Монмартре, шныряют по Латинскому кварталу.

Все им интересно, все привлекает жадных до зрелищ людей. У гризеток скупают фиалки,у уличных художников-картины, пялят глаза на выступления акробатов, канатоходцев, слушают хрипатые шарманки, глазеют на представления уличных театров.

Ажиотаж полнейший.
Дамы щеголяют в новых нарядах, сверкают оголенностью плеч, манящими глубокими декольте, при виде более элегантно одетых женщин морщат носики.
В будние дни с утра фаворит Булонский лес. Здесь один перед другим похваляются новыми экипажами, породистыми лошадьми, выставляют напоказ своих любовниц. Не стесняются, стыд здесь не уместен.

Золотая молодёжь, одетые с иголочки по последней моде, задирают проезжающих в колясках женщин, кричат обидные слова им вслед, зубоскалят при виде богатого потасканного старика, обнимающего за талию молодую девушку.

Здесь всё продаётся и покупается.
Женское молодое тело в цене, кто больше заплатит, тот и владеет этой нежной, атласной кожей, выпуклой грудью, невинными пока глазками.

Пройдёт время, и эта юная особа покажет свои хищные зубки, и тогда не жди от неё пощады. Выпотрошит последний луидор из кармана, обчистит до нитки, пустит по миру.

Здесь проносятся кавалькады дам и кавалеров, слышен беззаботный смех.
После обеда все стремятся в сад Тюильри, к его платановым рощам, прудам, скульптурам известных мастеров.
В Париж нахлынули толпы альфонсов в надежде подцепить богатых старух, падких на красивых молодцев.

На бульварах толчея. 
Тут расположены крупные магазины и царит дамское безумие.
Женщины скупают всё, сметают с полок одежду, меха, обувь, галантерею, милые  дамские безделушки .
За покупками, пожалуйте ещё в район Риволи и  в Пале-Руаяль, знаменитые своими кафе, ресторанами, магазинами.

На верхних этажах галерей разместился целый мир развлечений - кабинеты для чтения, бильярдные залы, игорные дома и модные горячие бани. Огромным спросом пользуются магазины новинок, ловко заманивающие покупателей распродажами и дешёвыми ценами.

Тут продаются шёлковые чулки всевозможных расцветок, перчатки, вязаные платки, жилеты, меховые палантины, отрезы шёлка, бархата , атласа, дорогие брюггские кружева, бальные накидки, шёлковые ротонды, подбитые мехом горностая и куницы, пальто с опушкой из петушиных перьев, кружевные корсажи, созвездья зонтов, дамские галстуки.

Вечером избранные устремляются в Гранд-Опера, блестящую позолотой, хрустальными люстрами и мрамором, мозаикой, зеркалами.
Рассаживаются в зале, изогнутом подковой. Зрительные кресла обтянуты багрово-красным бархатом, на сцене алеет занавес с золотыми кистями.

Здесь места занимают монаршие особы, аристократы, нувориши, алчные до зрелищ кокотки.
Париж сотрясает Олимпийский цирк, дающий яркие красочные впечатления.
В Варьете вздымаются в канкане крепкие ноги танцовщиц, даёт премьеры королевский театр"Комеди Франсез."
Открыты двери кафе, кофеен, ресторанов для богатых посетителей, кто победнее идут в харчевню, в мелкие забегаловки.

Вера Петровна с князем сегодня решили посвятить день гастрономическим удовольствиям, больно уж Вере Петровне хочется отведать французских блюд, попробовать заморских деликатесов.

Побывали в "Прокопе", где в витрине выставлена треуголка Наполеона, которой он расплатился за обед. Здесь испробовали устриц, омара, жареного на огне, телячью голову в кокотницах, слоёный пирог с курицей.

Потом прямиком в "Серебряную башню", где лакомились жареной особым способом уткой, лангустом с масляной заправкой и гарниром из фасоли, тыквой с беконом, морскими гребешками с икрой, приправленными шоколадом, на десерт грушу шарпини с глазированной карамелью и трюфелем.

Порцейки были маленькими, но всё было отменно вкусным. Вера Петровна закатывала от наслаждения глазки, смаковала каждый кусочек.
Отметились и в ресторане "Монпарнасс," где подавали телячьи почки под горчичным соусом, конфи из утки с картошкой, посыпанной петрушкой.
Очень уж Вере Петровне понравился шукрут-блюдо из тушеной капусты и копченостей. Пили молодое "Божоле", хмельное, бьющее в голову.

Вечером, утомлённые от еды, вернулись в номер. Вера Петровна устала от людского мельтешения,от новых впечатлений разболелась голова.
Она сразу легла в постель, повязавшись красным платком.

Завтра на выставку, дни расписаны по минутам, нужно везде успеть, ухватить кусок эмоций, себя показать и на других посмотреть. Вера Петровна мечтала пополнить гардероб парижским шиком, блеснуть, пустить пыль в глаза.

Вера Петровна с утра в Пассаже, в парикмахерской. Встала ни свет, ни заря. Чувствовала себя отдохнувшей.
От головной боли не осталось и следа, настроение преотличное, шутит с парикмахером Жильбером.
Жильбер опытный мастер, в курсе всех последних новинок. Колдует над новой причёской, резко меняет образ клиентки, красит её в нынче модный темно- каштановый цвет.

Вера Петровна пытается сопротивляться,но Жильбер её и слушать не хочет.
Вера Петровна покорилась, замолкла, исподлобья наблюдает за манипуляциями рук Жильбера.

-Долой локоны, - кричит Жильбер. Он расчесывает волосы, делает пробор посередине, собирает их по бокам в пучок, заводит его на затылок.
Лоб оставляет открытым, в пучок волос втыкает красный розан. Вера Петровна удивлённо смотрит на себя в зеркало, строит гримаски

-Однако, неплохо, - восклицает она. Жильбер получает от неё щедрое вознаграждение,провожает с поклонами до двери, не веря своему счастью.

-Русская дама щедрая-поет он, сочиняя на ходу.
Пошли ей хорошего любовника, боженька, -просит он. Жильбер кружится в вальсе.
-Да уж, русские не скупятся-, продолжает петь, посылая воздушные поцелуи в сторону двери.

Вера Петровна мчится в магазин готового платья.
Там, после недолгих раздумий, выбирает изумрудное струящееся муаровое платье с выбитыми волнами, к нему же берёт шёлковый  синий пояс-кушак с золотыми кистями в стиле аля-рюсс. В ювелирном отделе прикупила золотую диадему с крупными сапфирами .
В парфюмерной секции выбрала несколько флаконов герленских духов.

Также были куплены туфельки на низеньком каблучке, ажурные в цвет платья, перчатки, в сумошном отделе присмотрела большой саквояж из кожи страуса и маленькую сумочку из синего бисера на выход. В галантерейном магазине приобрела трость с набалдашником из шпинели.

Погрузив покупки в саквояж, держа трость в правой руке, пошла на выход, довольная собою и покупками. Выйдя на тротуар, стала оглядываться в поиске свободной кареты. Неожиданно на неё налетел грязный нечесаный клошар.

Он пытался вырвать саквояж у остолбеневшей Веры Петровны.
Не долго думая, Вера Петровна саданула тростью  по голове нападавшего , тот упал, не ожидая такого оборота.

Тут набежали зеваки, раздалась резкая трель свистка, сюда приближался бравый ажан. Какой-то мужчина щелкал её фотоаппаратом, что-то быстро строчил в блокноте. Вера Петровна в воинственной позе, с гордо поднятой головой, победно поглядывала на поверженного врага.

Клошара увели в участок, а Вера Петровна благополучно добралась до отеля, решив носить с собой револьвер, подаренный поручиком Жигайло.

Вера Петровна переодевается в новое платье, подпоясывается кушаком, на шейку надевает золотое ожерелье из сапфиров  и сапфировый гарнитур из серег, браслета и купленной диадемы. Камни блестят, переливаются всеми гранями. Вера Петровна в восхищеньи оглядывает себя в зеркале  с ног до головы.

Сзади подходит князь, целует в затылок, шепчет полные страсти слова.
Вера Петровна краснеет, увиливает.

А вот и звонок в дверь, приехала карета.
Вера Петровна в пышном платье, блестя сапфирами, усаживается в карету, держа в руке маленькую сумочку из бисера. От неё веет герленовским папоротником. Ей нравится этот запах.
-Надо прикупить эти духи на подарок актрисе Чернушкиной и вдове Микиткиной - думает Вера Петровна.
-Поди, скучают без моего общества.

В сторону Марсова поля движутся бесконечные толпы пешеходов, по дороге медленно плетутся экипажи. Все дороги ведут на выставку, где раскинулись выставочные павильоны. Вера Петровна с князем навестят Русский павильон, глядишь, встретят своих знакомых. Вере Петровне скучно без общества, без поклонников.

Едут долго, Вера Петровна поминутно выглядывает в окно, обмахивается перламутровым веером из слоновой кости, достаёт из сумочки зеркальце, глядится в него, подмигивает своему отражению, довольна и новой причёской, и своим нарядом. С её губ не сходит улыбка, она в предвкушении нового зрелища.

Наконец приехали. Выставка поражает Веру Петровну, она смотрит по сторонам, разглядывает павильоны, восхищается семиметровым фонтаном фирмы "Баккара".

Представлены здесь и новинки в области технического прогресса, как-то:мартеновская печь, макет строящегося Суэцкого канала, небьющееся зеркало размером 7 на 4 метра, археологические находки, телеграфный аппарат Хьюга, электрические фары, подводный кабель, гидравлический лифт, железобетон, механическая тестомешалка, поршневой аэродвигатель. Но, довольно! Следуем в Русский павильон.

Издалека был слышен громоподобный бас отца Порфирия . Он служил  службу в павильоне, курил кадилом, окроплял святой водой стены и экспонаты. Все с почтением замерли, клоня глаза к долу.

 В Русском павильоне показывались изделия промышленности, земледелия, а также русская изба, киргизская юрта, конюшня для лошадей с Императорского конного завода. Но не буду утомлять читателей этими подробностями.

В павильоне много людей, слышна многоязыкая речь, все заинтересованно разглядывают экспонаты, тихо беседуют.
При появлении Веры Петровны все замолкают, разглядывают, не поймут, с кем явился князь Р.

Потом, узнавши, звучит строй удивленных голосов, восклицаний, ропот восхищения проносится в воздухе.
И вот уже бегут навстречу, протягивают руки, как-будто боясь, что исчезнет это прекрасное видение. Все наперебой здороваются, целуют ручки Вере Петровне, затянутые в гипюровые перчатки, восторгам нет предела.

Тут и армянский князь Татманянц, и  небезызвестный отец  Порфирий, и помещик Строев, и новый знакомец, юный италийский князь Фрескобальди и прелат Иероним, и французский посланник месье Бонтасье, и купец Ляхов с женой Домной Дормидонтовной-красивой, статной женщиной.

Дамы целуются в щёчки, моментально чувствуют обоюдную симпатию. Все рады встрече, шумной гурьбой идут в выставочный русский трактир,где прислуживают барышни в жемчужных кокошниках, носятся половые с палехскими подносами.

Угощаются родной, русской едой:щами, кашей, наяривают расстегаи с кулебякой, окрошку, ботвинью. Едят ложками черную паюсную  икру, пьют ледяную смирновскую водку. Дамы цедят крымскую "Массандру."

Все веселы, с аппетитом уплетают привычную русскую пищу, хают французскую, с маленькими порцейками.
Отец Порфирий жаловался на постоянный голод, боялся, что скоро ряса на нём будет болтаться.
Вера Петровна блистала в компании, на неё смотрел юный князь Фрескобальди, горел карими глазами, пил в её честь водку, с непривычки опьянел, его отпаивали кельнской водой.

-А вот и ещё гости, да какие, - гаркнул отец Порфирий.
В залу входил барон Корф, а с ним какая-то рыжая худая девица с развязными манерами.
У Веры Петровны неожиданно екнуло сердце. Она не знала, что барон в Париже, а тут как снег на голову.
Барон любезно раскланивался, кинул взгляд в сторону Веры Петровны.
Барон и его содержанка Аделька присели за стол. Пили за выставку, за Государя, чудом избежавшего гибели при покушении, закусывали, опять пили.

Вера Петровна незаметно вышла из-за стола, ей захотелось покурить и подышать свежим воздухом. На улице смеркалось, дул лёгкий ветерок, она присела на скамью, затянулась душистой пахитоской.

Внезапно она услышала шаги подходящего человека. Им оказался барон Корф.
-Вера Петровна - тихо сказал он, только молчите, ничего не говорите. Ответ дадите потом, на днях.
Я хочу, чтобы вы принадлежали мне.
Я брошу Адель, вы-князя.

У вас будет всё, о чём мечтает каждая женщина. Я влюбился в вас с первого взгляда. Сейчас вы стали ещё красивей, ещё желанней. Я буду вас носить на руках, буду выполнять все ваши прихоти, всё, что угодно. Только не отталкивайте меня, или я пущу пулю в лоб.

Веру Петровну как громом поразили его слова. Она боялась пошевелиться, чтобы ненароком не спугнуть сказанные бароном слова. В её душе заполыхал страстный пожар, Князь никогда не признавался ей в любви, она для него временная утеха, и что с ней будет, когда она ему надоест?

Неужели ей придётся возвращаться в ненавистный губернский город к нудному мужу, ведь он же ее запилит своими нравоучениями. Она не вынесет такой жизни.

Лучше принять предложение барона, к тому же он богат как Крез, и может быть она его со временем полюбит. 
Но она только сухо кинула сквозь зубы-Я вам напишу завтра, вечером, и ушла, шурша пышным подолом.

Пока Вера Петровна слушает страстные признания барона, остальные гости время зря не теряют.
Уже слышны громкие голоса, водка делает своё дело, уже князь Татманянц рассказывает сальные анекдоты,князь Фрескобальди краснеет, как невинная девица.

Домна Дормидонтовна вышла в дамскую комнату, отец Порфирий рассказывает, как он соблазнял одну неприступную прихожанку, помещик Строев дребезжал хриплым смешком, купец Ляхов крякал в кулак, досадуя на свою опрометчивость, что взял Домну Дормидонтовну в Париж.

Месье Бонтасье перехватил инициативу, начал рассказывать о своих приключениях в одном борделе, все навострили уши, внимая каждому слову ловкого месье.
Раздались громкие крики-Вперёд, к мадамкам, в гости, Навестим, пусть дрожат!.
Купец Ляхов заерзал на стуле, понимая, что не может составить компанию.
Вошла Вера Петровна, вслед за ней Домна Дормидонтовна.

Мужчины повскакивали со своих мест, глаза их горели, ими овладел животный инстинкт самцов, жаждущих плотских утех. Наскоро попрощавшись, отец Порфирий, прелат Иероним, помещик Строев, князь Татманянц, месье Бонтасье, убегают в бордель, прихвативши с собой упирающегося пьяного италийского князя Фрескобальди.

Под предводительством отца Порфирия, подстрекаемые месье Бонтасье они растворяются в ночи.
Остальные, немного посидев для приличия, отправляются по своим делам.
Вера Петровна с князем Р. едут в Гранд-опера, супруги Ляховы в номер, спать, барон Корф с капризной Аделькой в Варьете.