Государство не проект всенародного счастья

Игорь Вайсман
«Государство существует не для того, чтобы
превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы
помешать ей окончательно превратиться в ад».
                Николай Бердяев

    
             Прочитал у одного публициста: «Сколько жив человек, столько он бьется за правду и справедливость. В истории было множество соискателей всенародного счастья. Только вот ни у кого из «гениев» человечества тотального счастья для народа не получилось».
       Люди все же намного сложнее, чем представляется некоторым «спасителям» человечества и вряд ли возможно создать такие условия в стране, которые устроят всех без исключения. «Для реализации подобной идеи следовало бы, как минимум, всех людей «усреднить», – замечает Шамиль Абдурашитов.
            Если провести массовый опрос населения по теме: «В чём главная задача государства?» процентов 80, а то и больше, не задумываясь, ответят: «В заботе о народе».
И это иждивенческое понимание почему-то никого не возмущает, стало быть, все с этим согласны. Не хочу сказать, что имею что-то против заботы власти о своём народе, только это далеко не первый пункт в программе государства.
В нашей стране столько разговоров о том, что государство существует для народа, что подавляющее большинство людей уже не помнит его подлинное назначение, прописанное давным-давно во всех учебниках и энциклопедиях. Придется его напомнить:
       «Госуда;рство – политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны».
По мнению Аврелия Августина, государство, ставящее себе задачей только удовлетворение земных целей, лишено правды.
«Один из самых идиотских лозунгов – это: «Цель государства – благо народа», – пишет Михаил Веллер.
       Однако в России активно действуют новые учителя всего человечества, новоявленные гуру и пророки, которые трактуют роль государства совсем не по учебникам. И деятельность их настолько назойлива, что спроси любого среднестатистического человека, особенно из числа молодых, в чем назначение государства, он скорее повторит их определение, а не хрестоматийное.
       Согласно либерализму, государственная власть существует только для работы во благо граждан. Либертарианцы считают, что роль государства в жизни общества должна быть минимизирована, а некоторые из них допускают, что его существование и вовсе необязательно. Так. Павел Усанов в работе «Наука о богатстве» пишет буквально следующее:
«Для того чтобы общество могло существовать, нам несомненно нужны определенные нормы, но их источниками совсем не обязательно должно быть государство. Вполне возможно использование частных норм, которые в процессе конкуренции будут развиваться гораздо более эффективно, чем нормы, которые устанавливаются централизованно».
       Для нынешних гуру важнейшей задачей является ущемление роли государства во всех сферах жизни общества. Власть непременно должна быть разделена, в бизнес и производство государство ни в коем случае не должно вмешиваться – все должно быть передано в частные руки, за совершенные преступления государство не имеет права жестко наказывать, создав преступникам хорошие условия в тюрьмах и прочее.
        А вот по мнению Аристотеля, человек – существо политическое, а государство имеет свою основу в природном влечении людей к общежитию. Это влечение приводит сначала к образованию семьи, из семей образуются селения, из селений – государства. Аристотель считал государство необходимой, совершеннейшей и вечной формой общежития, без которой люди ни при каких условиях обойтись не смогут..
«Государство есть плод общественного компромисса населяющих его людей», – вещают либеральные проповедники. Возражу: государство – это способ существования людей, это система, строящаяся по природному принципу, по законам общей теорией систем. И абсолютно прав был Иммануил Кант, назвавший государство единым организмом.
«Люди могут жить только в форме сообщества, по законам сообщества и в целях сообщества, решая задачи сообщества, – пишет Михаил Веллер. – Государство – это форма существования людей. Они существуют так не для того, чтобы им было получше. Они существуют так потому, что иначе не могут».
Если это так, то роль государства в обществе должна быть весьма и весьма веской. Стало быть, ее необходимо укреплять, а не ослаблять, как это пытаются сделать либеральные идеологи.
       Но «учителя всего человечества», услышав подобные высказывания, обязательно припомнят времена тоталитаризма и приведут отобранные для таких случаев страшные примеры, запамятовав положительные. Однако ошибки допускают все, в том числе и сами либералы.
       То, что во власть не всегда попадают ангелы, давно известно. Это значит, что задача общества в том, чтобы нечестные люди в нее не попадали. Либералы же делают очень странный (а на самом деле коварный и опасный) вывод: коли во власть проникают нечистые на руку люди, ее нужно до предела сузить.
              Должно ли государство заниматься экономикой, о чем нам все уши прожужжали? Должно, и при том в гораздо большем объеме, именно оно должно управлять ею в масштабах страны, а не отдельные владельцы крупного бизнеса. Планировать, определять приоритетные направления, просчитывать риски и т.д.
       Мы стали свидетелями того, что бывает, когда в частные руки отдается слишком много самостоятельности. Это привело к господству и произволу олигархов в нашей стране, с которыми ничего не могут поделать целых 30 лет, На Западе же эволюция в данном направлении ушла еще дальше. Там транснациональные корпорации по существу правят всем миром, диктуя свою волю правителям разных стран.
       Должно ли государство иметь идеологию? Нынешняя российская власть долгие годы утверждала, что государственной идеологии следует опасаться. Другими словами ее быть не должно. Однако даже небольшие компании разрабатывают свою идеологию, то есть то, чем они отличаются от других. Государство тем более должно знать, в чем его особенность, на какой системе ценностей оно базируется и каковы его главные цели.          Задача государственной власти – объявить всему населению разработанную государственную идеологию и систему общих ценностей. Любой житель страны должен знать, что в его стране принято и что не принято, что хорошо, что плохо, за что полагается поощрить, а за что наказать. Всему этому полагается учить в школах, а родителям – прививать своим детям.
       Государственная идеология и принятая система ценностей лежат в основе всего: образования, воспитания, культуры, экономики, экологии, социальной политики, здравоохранения и т.д.
       Может ли государство вмешиваться в дела религии? По большому счету противоречий между государством и религией быть не должно, поскольку они должны базироваться на почти одинаковой системе нравственных ценностей.
       Церковь должна быть отделена от государства? Представляется, что они должны действовать в одном направлении при полном доверии и взаимопонимании.
       По Михаилу Веллеру, государство – высшая ступень эволюции общества. Объясню почему. Человек – существо общественное, по одиночке, вне общества, он не живет. Можно вспомнить общественных животных. В стадах и стаях существует управление в виде вожака и его помощников. Естественно, и человеческое общество не может существовать без управления. И поскольку город, область и тем более страна – это не отдельное стадо, в котором все на виду, для управления требуется целый аппарат. Он сложен и многочислен еще и потому, что животные по своей природе законопослушны, они никогда не переступают через табу, придерживаются принятых правил. Для большинства же людей табу практически не существует, они нередко стремятся обойти моральные нормы и принятые законы, уклониться от выполнения своих обязанностей, словчить, обмануть. Отсюда вытекает необходимость в репрессивном аппарате и обвинять в этом мы можем только самих себя.
Согласно выводам И.Канта, люди злоупотребляют своей свободой и потому нуждаются в «повелителе», в качестве которого выступает человеческий род в целом и институт государства.
       Хрестоматийная истина гласит: государство, помимо прочего, является системой подавления и привлечения к установленному порядку. «Государство есть ничто иное, – пишет Андрей Кончаловский, – как аппарат репрессии, который, удерживая своих граждан от антиобщественных и бесчеловечных поступков, использует не только социальный, но и физиологический страх (тюремное заключение, физическое наказание, смертная казнь). Именно репрессивный аппарат государства не дает отдельным личностям потерять человеческий облик».
Очевидно есть необходимость разъяснить непонятливым гражданам наиболее приоритетные направления деятельности государственной власти. Итак, по степени важности:
1. Охранительная функция (сохранение заветов).
Включает обеспечение выполнения населением страны порядка, законов и принципов Мироздания, общечеловеческой морали, этно-исторических особенностей народов данного государства.
2. Управленческая функция.
Государство – это аппарат управления, без него ни одна система существовать не может. Сюда входит управление всеми направлениями: идеология, мораль, просвещение, наука, образование, экология, экономика. здравоохранение, культура, спорт, туризм.
3. Международная функция.
Все направления международной деятельности.
4. Природоохранная функция.
Понятно, что ею в первую очередь должно заниматься государство. а не частные лица и общественные организации.
5. Оборонная функция.
Армия страны и военно-промышленный комплекс.
6. Социальная функция.
На языке просторечия это и есть забота о народе. В нормальном государстве ей уделено лишь шестое место и в нормальном государстве власть говорит об этом открыто.

       «А кто же будет заниматься всенародным счастьем?» – разочарованно спросят некоторые обыватели. Полагаю, что поскольку счастье все понимают по разному, то им могут заниматься только сами граждане. Государство же, если оно правильно устроено, создаст для этого необходимые условия.