Сыр-Дарья, ты моя Сыр-Дарья

Елена Князева 707
      12/6   Сыр-Дарья, ты моя Сыр-Дарья, потому что я с севера что-ли...
         Наверное, все помнят карту СССР ещё со школьной скамьи.  Там ещё было Аральское море, в него впадали две реки Аму-Дарья и Сыр-Дарья.  На Сыр-Дарье и находился наш город  Ленинск, недалеко от космодрома.

 
         Мы прилетели туда с мужем в длительную командировку в 1980 году. Был май, но в Москве было холодно, а тут я сразу увидела в иллюминатор , как люди, сходящие с трапа снимают с себя куртки, плащи, готовы снять и больше, но  неудобно, а лётчик нам уже сказал, что за бортом  +45.

           Нас поселили в гостиницу, в номере было не лучше; кондиционеров ещё не было.  Знакомые делились опытом - спят на полу и в мокрой простыне, но до этого мы не опускались.
          Но была одна отрада  - река Сыр-Дарья, когда-то, видимо,  полноводная, судя по тому, что на берегу валялся ржавый баркас внушительных размеров.
          Там-то и проходило всё свободное время , в мутно-зелёных водах Сыр-Дарьи. Река была уже тогда несудоходная, но рыба там водилась отменная.
 
            Очень рано, в шесть утра мы шли из гостиницы на рыбалку по  бурой  земляной пустыне без единой травинки, только иногда клубы перекати-поле- удивительное колючее, сухое растение, катится по земле, где-нибудь прихватит воды , но тут вопрос - откуда ??- дождей не бывает вообще.

          Ну, на реке у нас рыбалка, а больше купанье, возня в воде, мы же молодожёны, и вот часов в 11 дня мы идём назад, но тут у меня свой фокус- я в сарафане захожу в воду, а с собой у меня есть одеяло, его опускаю в воду, и не выжимая, это главное! , закутываюсь в него с головой, и в таком виде пересекаю пустыню до гостиницы. А там, глядь-поглядь - а на мне уже всё сухое.

         А город в принципе хороший, есть большой парк на берегу Сыр-Дарьи, много тополей , вот только без конца их меняют солдаты, не хотят расти на просоленной почве, в городе даже все трубы проложены сверху, закутанные в войлок, нельзя им в земле -просолятся и распадутся.  Есть Дворец культуры , и много хороших артистов приезжает, отличное снабжение, так что, мы многое купили там.
 
           А больше всего жалко лейтенантов и прочих военнослужащих, что на площадках живут, ближе к космодрому.  Это просто несколько пятиэтажек в пустыне, без единого деревца, при них один магазин со всем необходимым , и всё !!!  Там и живут.
         На выходные ходит мотовоз с площадок в город, все едут в  Ленинск за 60 км.
        Ещё хорошо в Ленинске, что газировку продают пивными кружками 0,5. А как-то понесло нас любопытства ради в посёлок Тюра-Там - глинобитные хижины, ни единого деревца - постучались в чей-то дом. Я всегда считала, что не люблю кумыс - мне вынесли пивную кружку ледяного кумыса - я проглотила , не разбирая вкуса и попросила ещё.

        Ленинск  - город молодых, стариков днём с огнём не найти, очень много детей, потому что жёнам лейтенантов практически невозможно найти работу, на место воспитательницы в дет. саде - сорок желающих. Но сады отменные.
       Ленинск - город тараканов. Только там я видела, как они косяком пересекают местный проспект.

      В Ленинске хорошо два месяца в году - это апрель и октябрь. Зима отвратительна, минус 15 градусов при ветре 30 метров в секунду. Снежное крошево бьёт в лицо.
       Кстати,  насчёт апреля , мы тогда уже жили в квартире, был и кондиционер; в это время, когда на улице нормальные +25, у нас было + 40 - а почему ?- потому что коммунальщики начинали прогонку кипятка через батареи отопления.

      Но меня научили добрые люди - накрой, мол, батареи одеялами , и всё будет отлично. Я завесила , не поскупившись на одеяла, было первое мая, муж в Москве по делам, и тут, по всем законам физики,  рвануло .  Мощная струя крутого кипятка била в потолок, службы ЖЭКа  выходные, побежала по соседям, какой-то мужик перекрыл, взломав дверь в подвал.  Люди там простые, хорошие.

        Что касается легендарных маков Байконура, я их видела один раз в чужих руках, появляются в конце марта, оранжевые, трепетные, мимолётные, как бабочки- однодневки.

         Вернусь к чересчур длинному лету, плюс 60 на солнце при сильном ветре, эффект фена - хорошо сушить бельё - повесил и тут же снял.

        Но мужикам неймётся , они на рыбалку, на грузовике через пустыню, в самое рыбное место, а там тупо, перегораживали реку бреднем - и вот уже полный грузовик рыбы.  И не было случая, чтобы привозили рыбу свежей, то блуданут по пустыне, то заснут, и ладно, хоть сами живы.  Легенды ходили, если у кого-нибудь бензин закончился в пустыне, или сбился с пути - всё , кырдык, в мумию превращались.

       Где ты моя Сыр-Дарья с мутными, зелёными водами теперь, надо бы взглянуть на карту.

     Про героическое прошлое космоса так много написано, может быть кто-нибудь и учел + 60 , правда, при сильном ветре.