Записки охранника

Виктор Ахманов 3
О том, что представляет собой работа охранника  в торговых сетях, мне доводилось слышать  не раз и из разных источников.  Однако «воткнуться» туда, когда иссякли рубли,  оказалось отнюдь  не просто – слишком много оказалось конкурентов,   хронически безработных,  поджатых займами и потрепанных жизнью «мужичков за пятьдесят»  Перелопатив  вакансии на сайте объявлений, я несколько приуныл – работать «под честное слово» без минимальных гарантий меня не вдохновляло.  Вскоре,  обнаружив перекуривающего на крыльце «гастронома»  вполне приличного мужчину своего возраста с тревожной кнопкой на шее, я подошел к нему, и мы разговорились.
Воруют? – поинтересовался я.
- Конечно, – усмехнулся  тот.
 –  А с чего вдруг  решили камеры хранения убрать? Минирования опасаются?
 – Тут, скорее, новая экономическая политика, – снова улыбнулся он, –  народу позволяют немного украсть. Что-то  вроде пособия по бедности для бабулек, которые конфеты  прячут по карманам.
- Мне работа нужна, – сообщил я. 
Оставьте свой номер телефона, – предложил он, заметив мою растерянность, –  после праздников   половина  охранников не выйдет на работу.

                ***
Неделю спустя после  Новогодней ночи мне позвонили  – появилась вакансия.   На смену требовалось явиться срочно. Так пояснил мне  мужской голос, принадлежащий, судя по некоторым оборотам и властной интонации, отставному военному или бывшему менту.
                День первый
 Маленькая женщина лет семидесяти в черной форме охранника стояла по стойке смирно неподалеку от касс.   
 -Я новый охранник, –  представился  я.
Бледное лицо мужественной пенсионерки моментально ожило.
- Как рождественская ночь прошла? –  поинтересовался я.
- В шесть утра две бутылки вина вынесли, – вздохнула она. –   Вошли двое, на головах капюшоны.  Парень в белом пуховике  взял вино и тут же вышел. Сообщник дверь ему придержал. 
Я прошел на склад, снял верхнюю одежду, расписался в журнале, положил в карман кнопку и приступил к исполнению обязанностей – обошел торговый зал, который представлял собой  коридор, метров пятьдесят пять  длиной, с двумя  симметричными квадратными карманами по краям. Я занял позицию в середине, и, не упуская из внимания входную группу,  стал прохаживаться, как часовой,  туда-сюда. 
- У вас только что две бутылки вина украли, –  неожиданно сунула  мне, не прошло и получаса,  под нос экран смартфона молодая с круглым, как тарелка, лицом кассирша.
Изучив фото молодого человека в светлой куртке, спрятавшего голову под черным колпаком, я уточнил.
- А это не в шесть утра, случайно, произошло?
«Тарелка» развернулась на сто восемьдесят градусов, оставив мой вопрос без ответа.            
  Крепкий  паренек в натянутой  на глаза шапочке  свернул в коньячно-водочный угол.  Я,  успев приметить  татуировку  на руке, ускорился, лавируя между старушек, тележек и,  когда объект  был в десяти шагах от выхода на «волю»,   тормознул его, хлопнув ладонью по вздувшейся пазухе:
 - Уважаемый,  винишко нужно  вернуть.
«Синий» молча  отдал «трофей»
Я отнес  Алазанскую долину на прилавок, заметив удивленный взгляд крайней кассирши. 
Прошло немного времени и в зал с очередным потоком покупателей занесло вертлявого паренька в грязных кроссовках и  узких джинсах – потенциального клиента охраны.
Вертлявый, поиграв пивными бутылками,  выхватил баночку энергетика и, ловко подбрасывая его,  начал петлять, как заяц, скользя подошвами кроссовок. 
Я   занял  позицию у кассы. 
 «Глист», оценив ситуацию, вернулся  к прилавку и возобновил баловство с баночками. 
Я, предположив, что все его выкрутасы всего лишь отвлекающий маневр, остался на месте.
Неожиданно  к Глисту подскочила круглолицая  и бесцеремонно выпотрошила ему  внутренний карман. Хлопоты оказались напрасными.
 Вошел  еще один «Промокашка»   Я сразу сел ему на хвост, он, покрутившись,  ушел ни с чем.
У входа появился немолодой изрядно поддатый  персонаж с зажатой меж синих пальцев сотней.   Картинно опираясь, на палочку, как Домогаров в «Марьиной роще», он  прямиком направился ко мне.
Я, опасаясь, что бродяга вдруг завалится на какой-нибудь прилавок, пошел на сближение.
- Командир, «Три семерки» есть? – спросил он и протянул мятую сотню. 
- Подожди у входа, – вежливо посоветовал я  и, взяв деньги, отнес Портвейн на крайнюю ленту, вызвав тем самым недоумение кассирши.
 Усталость, которую свойственно ощутить любому человеку, без перерыва «отмаршировавшему» половину рабочего дня, согнула мне позвоночник. К тому же давал о себе знать сустав большого пальца. Чтоб как-то взбодрить себя я стал думать о припасенном в подсобке бутерброде. Наконец, сделав контрольный круг, я решительно вошел в комнату приема пищи.
За столом, вытянув ноги на стул, болтала по телефону  дама в зеленом жилете – администратор.
 - Вы не могли бы попозже зайти, – сходу развернула  она  меня.
«С женщинами лучше не пререкаться,  – вспомнил я чей-то совет. – Говорят у них, работает только полушарие, ответственное за эмоции.  Надо отдать им должное – трудятся как лошади»
- Тут цыганки ходили, –  вновь подскочила ко мне «Тарелка»
- Даже заключенные получают чай, и  посещать туалет имеют возможность, – холодно осадил ее я.
Со второй попытки  мне  удалось  проглотить  бутерброд с домашней котлетой. Чай ушел почитай одним глотком.
Остаток дня я маршировал, периодически оглядываясь –  в любой момент могли войти и чего-нибудь вынести.
Голова моя отяжелела  от нехватки кислорода и запахов бытовой химии. В глазах рябило  от хаотичного движения покупателей, многих из которых, на мой взгляд, нельзя  было оставлять без внимания.
К моей радости сменщица тетя Нина пришла раньше на пятнадцать минут. 
   
               
                День второй
Глухонемой дворник ковырял скребком  у крыльца асфальт (в этом году ему повезло – снега кот наплакал),  в зале ненавязчиво журчала музыка,  в молочных лотках   копошились сонные недовольные пенсионерки. Молодая уборщица возилась с полотерным агрегатом.
Директриса, я успел заметить, что у нее на редкость скверный характер, немного понаблюдав за работой уборщицы, сделала замечание:
- Я  за что вам по пятьсот рублей каждый день плачу?
Девушка стушевалась и попыталась оправдаться, сославшись на агрегат.
-  Нравится, не нравится – терпи моя красавица, – хладнокровно добила  ее директриса.
«Она дорожит местом, нужно гасить кредит за припаркованный  под окнами   Пежо»   
На улице погасли фонари.  Народ то прибывал, то убывал.  Два  мужика-белоголовика сосредоточенно, как венки в похоронной процессии, пронесли   две бутылки «Валюты»
Духота вновь одолела меня. Чтоб окончательно не сомлеть,  я начал подбирать  с пола  корзины и относить их в холл, жадно глотая воздух холодной улицы.
- А это не ваша обязанность, – любезно подметил  помятый мужчина лет пятидесяти, остриженный ежиком.
- Это все мелочи, –  остановился я. – Гораздо важнее не споткнуться об эти корзины и глоток кислорода перехватить.
- В вашем возрасте свежий воздух  необходим.
- Охрана, – ужалила меня сорвавшаяся, как с цепи,  администратор, –  не видите, что у вас воруют. 
Где воруют?
- Женщина час назад стащила   три куска сыра,  нарезку из красной рыбы  и поперлась с полными пакетами в следующую точку – мало ей оказалось. Там ее и задержали...
 Длинная седая, сухая, как вобла, старушка в нелепом мохеровом колпаке, обутая  в резиновые сапоги мужицкого размера, зашла в зал с грязным, словно с помойки, пакетом. Кассирша  сделала мне знак. Я нехотя пошел в конец зала, в молочный отдел.    Бабка встала   у холодильника с сырками, явно выжидая, когда я уйду. Я не ушел, и бабулька поплелась на выход без сладкого. Однако вскоре вернулась и сделала второй заход.
Тем временем клиенты прибывали. Приличная, похожая на Лайзу Минелли  дама, поздоровавшись, взяла с полки дорогой  кофе и прихватила  коньяк, в малой таре. 
 Кривоногая мадам с сумкой из «крокодильей кожи»  «зависла», хищно оглядываясь, у  прилавка с мясными деликатесами.  Я,  заговорив для  отвода глаз с уборщицей, приметил содержимое ее корзины. 
Поводив носом по прилавкам, мадам зашла в отдел детского питания, и, упав на колени, начинала сортировать товар.
Я предупредил  Администратора, которая испортила мне обед.
Та отмахнулась, сославшись на занятость.
 - Простите,  вы, кажется,  сосиски  брали, не вижу их, вернули на место?  - деликатно поинтересовался я у мадам,  когда она выложила содержимое корзины  на  ленту.
- Вернула, – зло ответила она.
 Мужчина лет сорока, крепкого сложения,  вошел в зал и, прихрамывая, направился прямиком ко мне.
 Я региональный менеджер по безопасности, – представился он.
- Я понял, – протянул я руку.
- У меня нет к вам претензий. Но у другого менеджера есть. Ему не нравится, что вы часто выходите курить.
Я не курю,  выхожу, чтоб корзины из-под ног убрать- мешают работе.
                ***
  Незаметно, без  ручейков и проталин,  пришла  весна и в предвкушении застолья по случаю женского дня  «гастроном», съестные  запасы которого я стерег,  осадили покупатели.   
 Люди в расцвете сил и в почтенном возрасте, треща по мобильникам, швыряли   в корзины и тележки, не раздумывая, соусы, чипсы и всякие закуски к пиву и уходили, не проверяя чеков.    Экономные  пенсионеры, порою одни и те же, болтались  взад-вперед, порою без всякой надобности.
На улице обносившиеся мужички-белоголовики, чей товар обычно умещается в одну руку, решительно вынимали  из карманов скупую наличность и покупали  густые горчичного цвета «веники». 
Сразу после праздника вдруг обвалился рубль и народ, расслабившийся  по случаю  международного женского  дня,  «выметал» уже с полок, роняя на пол, под проклятия обессилевшей  уборщицы,  пакеты с сахаром, солью, мукой и, конечно же, гречкой.    Вырезанные из картона Вассерман, в ночном колпаке и тапках «Хоттабыч», и нарядный, с короной на пышной шевелюре  Киркоров валялись на затоптанном, припорошенном, как снегом, мукой полу.
- Коронавирус? – подмигнул  я низенькому студенту-индусу,  предусмотрительно прикрывшему нижнюю часть смуглого лица голубой маской.
- Коронавирус, коронавирус, – радостно показали белые зубы его коллеги. 
(Весна 2020-го)