Императорский коньяк

Станислав Сахончик
Телеграмма о срочном возвращении в часть застала меня за две недели до окончания отпуска. Срочный выход на боевую службу в район Индийского океана.
Делать нечего, попрощался с родителями и погрузился в поезд до Москвы. На удивление быстро удалось взять билет на Владивосток -кто-то сдал час назад. Вылет должен был состояться через 3 часа, я уже зарегистрировался у стойки  Центрального аэровокзала . Однако тут не повезло-густой туман опустился на  Москву и Домодедово скрылось в  белой мгле.
Прогноз тоже не радовал-сутки сидеть точно, а там уж «как масть пойдет».
В  близлежащих гостиницах ,как обычно места отсутствовали -на дворе стоял СССР с его лимитами и фондами. Пришлось коротать время в зале центрального аэровокзала на Ленинградке, где уже и так яблоку некуда было упасть.
Ночь провел под лестницей на второй этаж, возле кадки с пальмой, подстелив  несколько  толстых номеров «Аргументов и Фактов» и поместив под голову сумку и кроссовки.
Благо одет я был в универсальный прикид-джинсовый костюмчик «Levi,s» ,в котором можно было появляться  где угодно , черную футболку с принтом «Marseille le Vieux port» и бейсболку.
Ночь прошла бурно-под объявления диспетчера по громкой связи и детский плач. Посреди ночи меня еще и проверили бдительные милиционеры.
 Утром я имел вид весьма непрезентабельный-щетинистый фейс, растрепанная шевелюра и красные глаза .
Пришлось зайти в парикмахерскую , где меня привели в божеский вид. В справочной не обнадежили насчет вылета – еще сутки минимум. Пришлось дать телеграмму в штаб бригады о задержке  по погодным условиям Москвы.
Весьма расстроившись перспективой повторной ночевки на советской  прессе в облюбованном подлестничном уголке, закинул сумку в камеру хранения,вышел прогуляться по ближайшим улочкам, поскольку в Москве бывал всегда только проездом.

Побродив часа три по Лениградке ,почувствовал  голод и, поскольку кафе и столовых поблизости не наблюдалось, направил стопы к  ближайшему гастроному, рассчитывая перехватить чего- либо «на перекус» да и на вечер тоже.

У входа  тусовались  привычные  группы «соображающих», неподалеку  дверей стояло двое прилично одетых  худощавых старичков в  стареньких, но аккуратных, костюмах и при шляпах, что-то оживленной обсуждающих .
Ну, прямо  «пикейные жилеты»!
Один из них, вежливо приподняв шляпу , обратился ко мне:
- Молодой человек! Здравствуйте! Вы, я вижу ,товарищ интеллигентный. Не могли бы вы нам помочь ?
- А в чем, собственно?
-Видите ли, у нас есть некоторые материальные затруднения-немножко не хватает на коньяк!  Не могли бы вы ссудить  копеек эдак двадцать .Были бы вам весьма признательны!
 - Уважаемые! Что это у вас за коньяк такой, ну купили бы коньяк подешевле или бутылочку поменьше! Ну уж на водочку или портвейн – то у вас точно уже есть.
-Молодой человек, видите ли мы  привыкли уже только к нашему,императорскому! Знаете ли, в нашем возрасте трудно менять привычки.
-Ну хорошо, я вам охотно ссужу требуемую сумму, но вы уж скажите , что это за «императорский  напиток» водится в обычном гастрономе. И, потом, я не вижу у вас  традиционной закуски-лимонов ,коими любил  закусывать наш последний  государь император.
- Ну, раз уж  мы пришли к консенсусу-извольте. Ларчик открывается просто- мы берем пару флакончиков одеколона «Саша» и  смешиваем его с аналогичным  количеством «Тройного». Получается  наш фирменный императорский коньяк «Александр III»!  Как видите-особого секрета тут нет. Вынужденная , знаете ли,мера! На наши пенсии  по инвалидности особенно не разгуляться.
И он грустно улыбнулся, вторая половина лица оставалась странно неподвижной.
-Позвольте представиться. Викентий Павлович, пенсионер, в прошлом инженер-конструктор.
-А это Петр Алексеевич, пенсионер, техник, работал в том же НИИ. У него небольшие  затруднения с речью после травмы на Байконуре.
-Давайте уж тогда познакомимся. Меня зовут Станислав, я судовой врач из Владивостока. Возвращаюсь из отпуска, да вот задержала туманная погода.
-Станислав, судя по вашим витиеватым оборотам, вы некогда имели отношение к науке? Хотя ваша одежда и свидетельствует об обратном. Этакий, знаете ли, ковбой…
-Да, Викентий Павлович, вы правы. До флота я был младшим научным сотрудником в мединституте. Однако не состоялся как ученый и приступил к практике. Теперь брожу по морям!
-А что мы ,собственно, стоим здесь, как три тополя на Плющихе! Давайте, затаримся ,на сегодня коньяк отменяется, берем «беленьких», чего-нибудь покушать и  поищем место для совместного употребления и более тесного знакомства. Нынче  я угощаю!
-Станислав ,у меня к вам небольшая просьба. Вы не могли прихватить бутылочку венгерского сухого и одну портвейна-раз уж вы так широко разгулялись. Я потом объясню зачем.
 Дело обещало быть интересным! Для начала наш  временный творческий коллектив  зашел в  проходную ближайшей больницы (оказавшейся психоневрологическим диспансером), где  мы употребили немного беленькой и побеседовали «за жизнь» в отдаленной каморке. Портвейн старички отдали знакомому вахтеру, ибо на улицах и подворотнях можно было натолкнуться на милицию, которая в психушку вряд ли бы заглянула.
 Узнав о том, что мне негде ночевать , Викентий Павлович  церемонно пригласил  меня к себе, благо он жил в квартале отсюда. Поскольку перспектива провести ночь на бетонном полу под лестницей  аэровокзала меня более не устраивала, я с удовольствием принял предложение.
 Мы зашли в парадную  старинного дома, поднялись на  третий этаж. Викентий Павлович  открыл массивную дверь фигурным ключом и мы очутились  в большой, четырехкомнатной квартире   с непривычно высокими потолками. Прошли на кухню. Хозяин позвонил по домашнему телефону  жене, которая должна была вот-вот вернуться с работы. Попросил прихватить в «булошной» чего-нибудь к чаю для гостей.
 Затем Викентий Павлович провел меня по комнатам, показал свой кабинет, почти все стены занимали книжные полки, фотографии в рамочках и почетные грамоты. Среди них были большие фото академика Королева и маршала Неделина с дарственными подписями.
 Хозяин, видя мое удивление, пояснил, что  он из семьи потомственных московских интеллигентов, до войны закончил «Бауманку»(МВТУ им. Баумана),служил  и работал с Королевым по ракетным проектам еще на Тюра-Таме (нынешнем Байконуре),знавал и маршала Неделина ,был потрясен его гибелью при неудачном запуске.
 Сам он вместе с Петром Алексеевичем   тоже пострадал при одном из пусков. С трудом им удалось встать на ноги , но работать  по специальности они уже не могли. Была назначена небольшая пенсия по инвалидности, на которую старики и живут. Жена , учитель английского, тоже на пенсии, но подрабатывает  техническими переводами.
 Вскоре пришла и жена, принесла авоську  с продуктами. Дарья Леонидовна строго взглянула на мужа:
-Викеша, ты сегодня явно немного выпил! И снова без меня!
- Что ты дорогая, так уж вышло! В искупление вины мы со Станиславом презентуем тебе твою любимую «Бычью кровь»!
-Ну ладно, засчитано! Сейчас будем пить чай! Прошу за стол!
 За столом завязалась непринужденная беседа, старики много вспоминали про космические и ракетные программы того времени. Звучали известные фамилии и неизвестные эпизоды.
 Я тоже рассказал о своих дальних походах, о подъеме сбитого корейского « Боинга»,о разминировании Красного моря, о штормах и песчаных бурях Суэцкого залива .
 Проговорили до позднего вечера-интересные оказались люди! Позвонили в справочную аэропорта-вылет ожидался завтра в одиннадцать. С утра надо было уже быть на аэровокзале.
 Мне постелили в кабинете на кожаном диване и я погрузился в глубокий, спокойный  сон. По соседству спал Петр Алексеевич.
 Утром меня разбудил Викентий Павлович, мы быстро оделись, я попрощался с хозяйкой , старики проводили меня до троллейбуса.
На прощание Викентий Павлович дал мне листок со своим адресом, записанным на обороте какой-то квитанции. При близком рассмотрении это оказался квиток из вытрезвителя. На мой удивленный взгляд Викентий Павлович сокрушенно пожал плечами:
- Да вот, разок влетели с Петей под милицейский патруль. Пришлось заплатить! Хорошо Даша не узнала, а то было бы нам!
Мы трогательно  распрощались и я уехал. В окно троллейбуса увидел, как  старички махали мне руками. Наверное, пойдут снова за «императорским»…
Душевный все же народ, наши старые московские интеллигенты! Сейчас таких уже нет…