Ключ сердца

Игорь Щербаков
Ирина Владимировна учительница начальных классов с тридцатилетним стажем педагогической работы. В походе делится своей «педагогической поэмой»: «Сегодня появился особый тип детей-сирот. У них есть родители, они живут с родителями. Но, … родителям по большому счету дети сегодня не нужны. А если и "нужны", то лишь потому, что "надо"(как у всех), как аксессуар социального паспорта полноценности. Немного поясню свою мысль. После школьных каникул, особенно летних, первые две недели дети в школе говорят без умолку. Они настолько переполнены впечатлениями, переживаниями, что кажется, что если они не освободятся от своего груза впечатлений, то они могут даже надорваться. Иногда я спрашиваю детей: - «Вы пробовали вот, то, что вы рассказываете мне, рассказать своим родителям: маме, папе? Ответ чаще всего такой: «Они нас не слушают. Всегда говорят: «Нам некогда, иди уроки учи или поиграй!» Дети не роботы, их нельзя отключить одной кнопкой: «Не мешай!» Ребенок это чувствует, и конечно у кого-то на этой почве возникают различные протестующие формы поведения от хулиганства, наркомании и суицида. Очень часто родители смотрят на учителей, как способ снять свою родительскую ответственность в воспитании, поддержке своих детей чувством любви, внимания. Таки родителей я откровенно спрашиваю: Для чего вы родили детей? Они мне нечего не могут сказать в ответ. Потому что внутри у них пусто. Нередко родители мне лгут, они даже не подозревают, что учитель знает о них все, через их детей.
Раньше, когда ребенок, что-то делал на уроках труда, он бережно нес домой, чтобы подарить мама или папе. А сегодня, чтобы они не сделали, даже если это получилось хорошо, они бросают в классе. На вопрос: Почему вы не подарите своей труд родителям: Они отвечают: «Им это не надо. Мама мне скажет: «Не захламляй дом!»
Детям родители покупают дорогие телефоны, только для того, чтобы он им не мешал. Вместо того, чтобы поговорить с ребенком, выяснить, что его тревожит, или радует? Родитель дает ребенку телефон и создается иллюзия, что все вопросы, в т.ч. и воспитания решены! Этот самообман рано или поздно проявится. В то время уже помочь ребенку, уже будет либо очень трудно, либо невозможно.
Во время пандемии два года с учеников вела дистанционно, «посадила» зрение. Мне кажется, если это конечно не скрытая боязнь всего нового, что дистанционное обучение – это жуткая карикатура на процесс образования. Передача знания – это не «равно» передаче информации. Это гораздо больше. Задача учителя, педагога научить ученика аналитическому мышлению, поиск творческих решений. Человек многоуровневое существо. Компьютер может заменить человека только там, где уже функционируют разработанные алгоритмы, стандарты. У компьютера, даже нет юмора. Теперь представьте педагогику без юмора!
Кто есть, кто? Проявляет время. Как вы думаете, кто из бывших учеников чаще всего проявляет благодарность бывшим учителям? Не поверите, чаще всего это бывшие «троечники». У «отличников» и «хорошистов» может возникнуть высокомерие и иллюзия, что они получили высокие баллы только благодаря своему интеллекту и способностям.
Патриотизму нельзя научить по книгам. Чтобы у человека могло возникнуть чувство любви, он должен увидеть красоту природы, людей своими глазами. Вот поэтому каждый год я с учениками отправляюсь в тот или иной уголок России.
В новые места я отправляюсь одна. Недавно побывала на Кавказе в Абхазии. Там, в одной из экскурсий нам нужно было долго подниматься по довольно долгому подъему. На обратном пути среди туристов мне встретилась пожилая женщина в возрасте семьдесят пять. Она спросила меня: «Далеко ли еще до финиша?» Вместо ожидаемого ответа, я ответила: «Как я мечтаю, чтобы в преклонном возрасте путешествовать и задавать всем подобные вопросы!».
Некоторые родители мне говорят: Наш ребенок не интересуется театром, музеями. Выставками и т.п. На это утверждение, я всегда спрашиваю: «А вы сами интересуетесь театром, искусством, музыкой? Вы обсуждаете дома вопросы, связанные с искусством?
Недавно, мне родители похвастались, что они в семь лет в первый раз повели сына в театр. Я же сказала: - «Это уже почти, что «поздно». Свою дочь я первый раз привела в театр в два года. Я не просто вожу детей, в театр в кино, выставки. Я делаю все, чтобы ребенок открыл безграничный мир искусства. Для этого нужно делиться своими видениями, эмоциями, вдохновением, новым уровнем осознания.
Если ребенок не шалит, не играет, для меня это уже сигнал опасности. Ребенок должен шалить, озорничать. Единственно, что ему нужно только показывать границы, которые преступать нельзя.
Спрашиваю Ирину Владимировну: "Если ваш педагогический опыт переплавить и выразить одним предложением, как бы вы могли его выразить?
"Мы можем открыть душу ребенка, только ключом сердца. Душа ребенка - это его сокровищница, его потенциал"