Немного размышлизмов о современной литературе

Ольга Новикова 2
Не так давно столкнулась в сети с одной интересной мыслью — мол, хороший писатель, создавая шедевр, не обязан развлекать читателя, веселить его или захватывать сюжетом. Его книга не обязана читаться легко и бездумно. Более того, «донцовы» и «измайловы» — чуть ли ни уродливые язвы на лице нашей литературы.

С этим, в принципе, можно было бы отчасти и согласиться, но дальше почему-то следует вывод, что претендовать на большую литературу может только автор, который делает прямо противоположное — вгоняет читателя в скуку, тоску и уныние, грузит тягомотиной и языком настолько зубосводящим. что без хорошей выпивки и читать-то тошно. Более того, возникает ложное убеждение в том, что вот этого всего, собственно, и довольно для того, чтобы претендовать если не в классики, то, по крайней мере, на зачисление в среду серьёзных литераторов.

Я не стану тут писать о книге, которую мне привели в пример «нетленки», чтобы не создавать антирекламу ни книге. ни автору, но приведу что-то вроде пародии на подобного рода произведения - вернее на то, что даёт "типа авторам" "типа основание" претендовать на литературный олимп . Встречайте:

Роман(краткий, конечно) о советском детстве может начинаться так:

«Ааааа! Мамааааааа! Мамааааа! Сукааааа!"

Белый обнажённый, уже неоднократно  прежде исхлёстанный и по-всякому иному пользованный  подростковый зад извивается, и кричит откуда-то из-под зада, заходясь, пропитой и прокуренный с детства ,  тоже извивистый дискант. А кожаный пояс рисует внахлёст на  нём иероглифическую вязь династии Мин (тут небольшое отступление о династии Мин — я его опущу, с вашего позволения).. Матильда — пятнадцатилетняя дрянь.  Матильда -умственно-отсталый, по мнению школьного завуча —  старой девы , ходящей на уроке в пиджаке семидесятых и вязаной юбке с ближайшей толкучки, ребёнок вечно замороченной матери  и никогда не  просыхающего отца — бывшего физика-ядерщика. загнанного коммунистами восьмидесятых в классический тупик девяностых — была прихвачена с поличным в песочнице, где она предавалась прелюдии — проще говоря, лапалась — с  парнем . И не просто парнем — Васькой Бектовым, уже имевшим приводы, балующимся косяками в открытую, а боянами  — в подъезде, между первым и вторым этажами. Васька.который уже обрюхатил не одну семиклассницу, но от ответственности -скользкий, как угорь,ускользал, и теперь отец, протрезвевший ровно настолько, чтобы понимать ,  что происходит и если не осознавать. то додумывать глубокую подоплёку происходящего, старался восстановить обрывки родительского авторитета — так сказать. скрепить их кожаным поясом, выдернутым из потрёпанных на коленях и ширинке — особенно ширинке — рабочих своих. ещё при советской  власти — настоящей. махровой советской власти — купленных штанов. Джинсы. Нет,он не признавал этого  слова,  находя его порождением нездорового прозападного снобизма, никак не подходящим человеку хоть сколько-нибудь патриотическому — он так и говорил «патриотическому», Бог знает, что понимая под этим словом, но  употребляя его регулярно.Притом, наибольший гнев его вызвало не поведение Мотьки -  в конце концов, чем другим может заработать девка,с  трудом освоившая к седьмому классу таблицу умножения и не державшая в руках ничего  тяжелее ложки, а именно то,  что совершалось  всё на глазах  у соседей, прямо в песочнице,где Мотька и сама  выросла,  ковыряясь в щедро политом кошками песке и лепя из него сначала куличики,  потом крепости.а теперь вот ,к четырнадцати годам, замки, рассыпающиеся с сухим шелестом.

Смеркалось. По двору уже сомнабулически бродили перегруженные думами люди-тени рабочих и служащих, погруженных в уныние безысходности завтрашнего дня,  которого  у них зачастую и не было в перспективе,  потому что  солнце, заходившее за  продымлённые крыши захолустья рабочих кварталов, для многих из них заходило в  последний раз — палёная водка, мечта о несбыточном и  повреждение здоровья от многочасового стояния у станка ли. на паперти ли — тут ужу кого как  — могли уже этой ночью исполнить то, о чём каждый из  нас думает про себя  со страхом, но вслух ,о  других,  только облегченно вздыхает «отмучился». Тени сгущались.кучковались по трое, и Матильдин отец уже с тоской поглядывал  в их сторону, втайне  мечтая забить на родительский  долг и присоединиться.Но за сэкономленные пятнадцать лет назад   на презервативы три рубля пятьдесят копеек приходилось  расплачиваться.

- Мотька, — устав махать рукой с зажатым в ней поясом,отец  остановился перевести дух. — Ты дура, Мотька. Допустим, ты даже не залетишь. Допустим,у тебя хватит на это ума, хотя у тебя его,  по сути,  кот наплакал. Новсёравно. Как  ты будешь жить, если уже в четырнадцать у тебя через  рот асфальт просвечивает? Что ты сможешь  предложить тому, кто в состоянии заплатить, если . всё уже потратила на шантрапу вроде этого дебила Бекетова? Ты хочешь до старости просидеть в  рваных трусах  в этой песочнице? Подними башку, посмотри по  сторонам. Вадик из второго подъезда уже поступил в индустриальный, у него будет  работа. Серёга из пятиэтажки сделает карьеру ,у его отца бизнес. Какого хрена тебе  сдался этот беспорточный бабник,который только  и умеет разбрасывать свою прогероиненую сперму направо  и налево? Подумай, Мотька! Ты уже не ребёнок.

Столько раз Матильда просто  пропускала мимо ушей подобные папины сентенции — в пьяном виде он бывал на  них щедр, но в этот раз отчего-то они запали ей в душу, и уже вечером, сидя в облезлой никогда не мытой чугунной ванне с  ржавыми проплешинами эмали и остужая в воде пострадавший свой зад, она вдруг задумалась всерьёз о своих перспективах.Возможно, это какраз  и означало,что она переставала быть ребёнком — именно в  эти дни..Что её ждало после школы — её,  не умевшую ни подольстится,ни выгрызть в граните науки себе хоть кусочек лакомства, пригодный для перемещения на другой круг , где мальчики с крашеными патлами не сосут отечественные «кислородные палочки» из ближайшего ларька. а, шикарно развалившись в кресле, подносят к губам золотую «гаванну»,  запивая её чем-то  таким, о чём,выращенная на материном  самогоне Мотька могла только прочитать в  книге, если бы она вообще читала эти самые книги — толстые книги с расписными лаковыми обложками, с картинками другой, совершенно не  её жизни»..

Дальше в таком же ключе будет излагаться школа, ссоры с отцом и матерью. выпускной балл. вручение аттестатов, попытка поступить в техникум, поступление на завод, тусовки в компании неформальной молодёжи, общение, любовь, секс, ребёнок, устройство на работу, работа и так далее. В общем, обычная жизнь обычной недалёкой бабы, поданная под углом чернушно-окрашенного реализма. Я, собственно, могу так изливаться на протяжении нескольких  сотен  страниц, ваяя, по сути, бессмысленный мусор, и не устану, но пощажу читателя.

Но это я пощажу. А многие не щадят, и потому, увы, подобного мусора с претензией на шЫдевр, пишутся и , что самое грустное, издаются горы. Необходимые атрибуты: описание грязи и нищеты ( непременное условие — детальное описание, даже смакование этой самой грязи) с обязательным  указанием эпохи, а то ещё и с её политическим-экономическим разбором, мЯчты о «другой» жизни — тут возможны варианты, от голливудских комиксов  до покорения космоса( ограничивается фантазией автора), немного секса( желательно тоже с насилием, грязью и их смакованием) и немного  любви,  прорисованной как кроки (баланс между  тем и этим  колеблется), сюжет уровня: дерьмово жил - изнывал  от  дерьмовости своей жизни, не осознавая  этого —  осознал, что дерьмово живёт - проглотил — живёт дальше. Иногда, правда, Зулейха  открывает глаза пошире и начинает жить вроде бы иначе, хотя по сути всё равно дерьмово, потому что на описание не дерьмовой  жизни авторам фантазии  не хватает. Всё это многословно, как можно более вычурно, желательно с применением местами обратного порядка слов,  нетрадиционных метафор - в общем, всего того, что я называю поприподвывертом. с отступлениями так далеко в сторону,  что начинает казаться будто автор вообще забыл, о  чем шла речь, с глубокими  экскурсами в психическое (а то и физиологическое) состояние героев. Ненормативная лексика приветствуется. События уровня: пошёл, выпил, остановился, встал, сел, поговорил  по  телефону, лёг спать (иногда с детальным  описанием снов). Заканчивается роман,как и начинается,на ровном месте — просто потому,  что автору уже надоело писать. В итоге: роман есть - истории нет. И суть сводится к краткому изложению "жил такой-то совершенно обычно, только плохо".

Я, может  быть, не права, но, как мне кажется, задача писателя — любого -  это  прежде всего рассказать хорошую историю. Все изощрения пера, оригинальные мысли, чувства —  всё то, что из автора лезет -  должно быть приправой к этой истории. а  не заменой её.   И — да — завлекать, развлекать  и веселить. Ну, или пугать, трогать - в общем, хоть что-нибудь, но именно читателеориентированное. А если нет намерения доставить  удовольствие читателю, а только полюбоваться игрой своего ума и собственным владением словом, пиши про себя, пиши в стол. Потому что вот это вот «заставлять  задуматься» чаще  всего по сути  означает заставляться задуматься о том, зачем я вообще это читаю. Есть у Стивена Кинга — он, кстати,  из моих любимчиков, и именно  за то, что умеет рассказать историю — в его «Сердцах  в Атлантиде» сказано — дословно не   помню, но по сути так : есть  книги, которые читаются ради сюжета, и в них  можно не обращать внимания на  то, как они написаны; есть книги, которые читаются ради языка и мыслей, и в них  не так важен  сюжет; но есть и книги, в которых автору  удаётся и то, и другое. И вот  таких книг  и надо держаться От себя добавлю: думаю, именно они и могут претендовать на зачисление в классики.

Резюмирую мысль: если тебе  нечего сказать, не надо говорить. Если тебе есть,  что сказать,  но ты не умеешь, тоже не надо — лучше перескажи это своими словами кому-то, кто  может - подари сюжет для хорошего произведения. И только когда тебе есть, о чём сказать ( ну, хоть по  крайней мере, ты думаешь, что есть, о чём), и ты умеешь это  делать( или хотя бы надеешься на то, что  умеешь), садись и пиши. И в последнюю очередь думай о том, запишут ли тебя в классики.

А самое главное, имей в виду: последнее слово за читателями, и если тебе скажут: «извини,  брат. но то, что ты  наваял — УГ», не торопись обвинять читателей в недалёкости, низком вкусе и тому подобных пороках. Подумай: а что, если ты и впрямь создал УГ?