Блок. В северном море. Прочтение

Виталий Литвин
                В северном море







                Что' сделали из берега морского
                Гуляющие модницы и франты?
                Наставили столов, дымят, жуют,
                Пьют лимонад. Потом бредут по пляжу,
                Угрюмо хохоча и заражая
                Соленый воздух сплетнями. Потом
                Погонщики вывозят их в кибитках,
                Кокетливо закрытых парусиной,
                На мелководье. Там, переменив
                Забавные тальеры и мундиры
                На легкие купальные костюмы,
                И дряблость мускулов и гру'дей обнажив,
                Они, визжа, влезают в воду. Шарят
                Неловкими ногами дно. Кричат,
                Стараясь показать, что веселятся.

                А там – закат из неба сотворил
                Глубокий многоцветный кубок. Руки
                Одна заря закинула к другой,
                И сестры двух небес прядут один -
                То розовый, то голубой туман.
                И в море утопающая туча
                В предсмертном гневе мечет из очей
                То красные, то синие огни.

                И с длинного, протянутого в море,
                Подгнившего, сереющего мола,
                Прочтя все надписи: "Навек с тобой",
                "Здесь были Коля с Катей", "Диодор
                Иеромонах и послушник Исидор
                Здесь были. Дивны божии дела", –
                Прочтя все надписи, выходим в море
                В пузатой и смешной моторной лодке.
               
                Бензин пыхтит и пахнет. Два крыла
                Бегут в воде за нами. Вьется быстрый след,
                И, обогнув скучающих на пляже,
                Рыбачьи лодки, узкий мыс, маяк,
                Мы выбегаем многоцветной рябью
                В просторную ласкающую соль.

                На горизонте, за спиной, далёко
                Безмолвным заревом стоит пожар.
                Рыбачий Вольный остров распростерт
                В воде, как плоская спина морского
                Животного. А впереди, вдали -
                Огни судов и сноп лучей бродячих
                Прожектора таможенного судна.
                И мы уходим в голубой туман.
                Косым углом торчат над морем вехи,
                Метелками фарватер оградив,
                И далеко' – от вехи и до вехи –
                Рыбачьих шхун маячат паруса...
               
                Над морем – штиль. Под всеми парусами
                Стоит красавица – морская яхта.
                На тонкой мачте – маленький фонарь,
                Что камень драгоценной фероньеры,
                Горит над матовым челом небес.
               
                На острогрудой, в полной тишине,
                В причудливых сплетениях снастей,
                Сидят, скрестивши руки, люди в светлых
                Панамах, сдвинутых на строгие черты.
                А посреди, у самой мачты, молча,
                Стоит матрос, весь темный, и глядит.

                Мы огибаем яхту, как прилично,
                И вежливо и тихо говорит
                Один из нас: "Хотите на буксир?"
                И с важной простотой нам отвечает
                Суровый голос: "Нет. Благодарю".

                И, снова обогнув их, мы глядим
                С молитвенной и полною душою
                На тихо уходящий силуэт
                Красавицы под всеми парусами...
                На драгоценный камень фероньеры,
                Горящий в смуглых сумерках чела.
                Сестрорецкий курорт





Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     Реальная топографическая основа художественного мира стихотворения – Сестрорецкий курорт, излюбленное в первые десятилетия ХХ в. место отдыха близ Петербурга для имущих слоев населения (Сестрорецк - город на берегу Финского залива в 26 верстах от Петербурга).
     … О поездке с Блоком на моторной лодке по Финскому заливу вспоминает в связи со стих. В северном море" К.И. Чуковский: «Читая его пятистопные белые ямбы о северном море, которые по своей классической образности единственные в нашей поэзии могут сравниться с пушкинскими, я вспоминаю тогдашний Сестрорецкий курорт с большим рестораном у  самого берега и ту пузатую, допотопную моторную лодку, которую сдавал напрокат какой-то полуголый татуированный грек и в которую уселись, пройдя по дощатым мостикам, писатель Георгий Чулков (насколько помню), Зиновий Гржебин (художник, впоследствии издатель "Шиповника") и неотразимо, неправдоподобно красивый, в широкой артистической шляпе, загорелый и стройный Блок.
     В тот вечер он казался (на поверхностный взгляд) таким победоносно счастливым, в такой гармонии со всем окружающим, что меня и сейчас удивляют те гневные строки, которые написаны им под впечатлением этой поездки» (далее цитируются начальные строки стихотворения "В северном море") (Воспоминания, 2. С. 220).
     – «...Забавные тальеры...» –  Тальер - дамский костюм (от франц. tailleur).
     – «...Руки // Одна заря закинула к другой...» – Реминисценция из поэмы Пушкина "Медный всадник" (1833):

                Одна заря сменить другую
                Спешит, дав ночи полчаса .
 
     – «... камень драгоценной фероньеры...» – Фероньера (фероньерка)– женское украшение в виде золотого или серебряного обруча с драгоценным камнем посередине, надеваемое на голову так, что камень приходится на лоб (от франц. ferronniere).
     »

     Сюжет продолжается: герой продолжает осматривать новый для него мир – нашу реальность, непроизвольно сравнивая  её с той, прежней… Опять и опять убеждаясь (убеждая себя) – никакой мистики. Всё реально и только.
     В этом северном море не ожидается «Её прибытие», на этом побережье  не зазвучит охотничий рог, не заметут с неба звездные метели, здесь… –

                …И с длинного, протянутого в море,
                Подгнившего, сереющего мола,
                Прочтя все надписи: "Навек с тобой",
                "Здесь были Коля с Катей", "Диодор
                Иеромонах и послушник Исидор
                Здесь были. Дивны божии дела"…

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     К. И. Чуковский свидетельствует: «Я вспоминаю изображенный в тех же стихах ("В северном море". – Ред.) длинный, протянутый в море, изогнутый мол, на котором действительно были нацарапаны всевозможные надписи, в том числе и те, что воспроизводятся в блоковском "Северном море".
     »