Исповедник веры 10. Цветник духовный 2

Елена Кибирева 2
Цветник духовный 2 (из архива отца Григория Пономарева)
Составила Елена Кибирева

6. Страшный суд Христов
   Убоимся сего страшнейшаго дня и часа, в который не защитит ни брат, ни сродник, ни начальство, ни власть, ни богатство, ни слава. Но будет лишь человек и дело его» (святитель Василий Великий).
   «Лучше всю жизнь проплакать с отрадной надеждой небесных утех, нежели провести ее в беспрерывных удовольствиях, чтобы после плакать с вечным отчаянием» (он же).
   «Целомудрие в старости уже не целомудрие, а невозможность предаваться невоздержанию.
   Мертвого не увенчают. Не тот праведник, кто не в силах делать зло. Пока есть у тебя силы, преодолевай грех разумом, ибо вот добродетель – уклоняться от зла и делать добро. А когда порок от усталости приходит в недеятельность, это само по себе не заслуживает ни похвал, ни наказаний.
   Если не станешь грешить по причине возраста, это будет вынужденно, по твоей немощи. А мы хвалим тех, которые добры по произволению, а не тех, которые вынуждены какою-либо необходимостью.
   Сокровище беречь трудно! Бодрствуй, брат. У тебя, если захочешь, будут помощники: стрегущая ноги – молитва, охранитель дома – пост, назидающее душу – псалмопение» (святитель Василий Великий, Книга 6).
7. Самоотречение
   Отречься себя самого – значит жить для Бога и ближних. Вот человек после дневных трудов устал и уже с удовольствием собирается отдохнуть, а его вдруг зовут к соседям, где чья-либо посторонняя помощь необходима. Если позванный пойдет на зов, то вот он и отрекается от себя и идет вслед за Господом, Который и на землю приходил для того, чтобы всячески послужить нам и указать путь в Царство Небесное.
   Или вот бедность просит у нас белья или что-нибудь из одежды, что нам самим можно бы носить и что нам еще бы не лишнее… Если мы отдадим просимое, то отрекаемся себя и следуем за Господом.
   Нам хочется и получше одеваться, и роскошнее и обильнее стол иметь. Но если мы рассудим, чтобы довольствоваться необходимым, а из излишка уделять неимущим, то мы отказываемся от себя и воистину становимся учениками Спасителя, исполняющими Его заповедь о САМООТРЕЧЕНИИ.
   Если кто говорит всегда правду и живет по правде, хотя знает, что этим навлекает на себя много неприятностей, то он отвергается себя и подражает Сыну Божию… Ужели же трудно нам все это делать, и ужели можно сказать, что Господь требует от нас невозможного? Все это на самом деле легко, но это и составляет только первую ступень на пути самоотречения или отвержения себя и следования за Господом. И если кто будет исполнять только это, тот меньший только и в Царстве Небесном будет.
   Гораздо труднее для человека борьба с греховными влечениями и навыками. Вот, например, есть у иных склонность к гневу, они очень раздражительны, и вспышки гнева легко возникают. Если же такие люди во всех случаях будут употреблять усилия, чтобы сдерживать себя и не приходить в раздражение, то они борются сами с собой, чтобы следовать за Христом.
   Вот у многих есть зависть к благополучию ближнего. Если такие люди намеренно будут обуздывать эту склонность и подавлять ее, то они уже отказываются от самих себя и стоят на пути следования за Господом.
   Нередко плотские влечения не дают человеку покоя, а он, из боязни греха, не дает им усилиться и наконец побеждает их, – этим самым он отказывается от себя и следует за Христом.
   Усиленная и постоянная борьба с греховными наклонностями составляет для человека вторую ступень отвержения себя и следования за Христом, и кто стоит на этой ступени и твердо пребудет на ней до конца, тот б;льшим назовется в Царствии Небесном…
   «Кто хочет следовать за Мной, пусть возьмет крест свой и идет за Мною» (ср. Лк. 9; 23), – сказал Господь… А как шел по Своему жизненному пути на земле Господь Иисус Христос, мы это знаем. Он со дня Своего рождения переносил бедность и нужду и терпел всякие лишения. Еще в младенческом возрасте Его хотели убить и Он был спасен бегством из отечества.
   В продолжение всей жизни Он терпел от врагов оскорбления и укоризны, слушал угрозы и насмешки и наконец претерпел страшные крестные страдания – муки и позорную смерть. А все это – за правду, за Божественное учение, все это – за то, что людям оказывал непосильные для других благодеяния, и за то, что жил по Божьим заповедям так, как никто и никогда не учил… И все это – зависти ради!
   И ныне часто за правду ненавидят, за добро платят оскорблениями, за помощь стараются вредить и подражателей Христу предают презрению, называя их ханжами и лицемерами. Все, что приходится человеку терпеть здесь, на земле, – это и есть тот крест, который, по заповеди Господа, христианину нужно нести до конца и идти вслед за Христом. И это есть третья и высшая ступень самоотвержения.
   Кому придется потерпеть бедность или другое несчастье, обиду или оскорбление, наговоры или презрение, – благодушно терпи; это – крест, который надо нести по пути за Господом.
   В этом следовании за Господом и будет состоять наше самоотвержение. Крестным путем, путем самоотречения шел Иисус Христос для того, чтобы прославить естество человеческое и вознести его на небо. И всякий, кто идет путем самоотвержения, идет туда же. В этом – сладость креста, в этом – легкость добродетели самоотречения.



8. Поучения старца…
   Старец говорит: «Любовь, по слову апостола, все прощает, все долготерпит, не осуждает, ничего чужого не жалует, не завидует».
   Кто имеет дурное сердце – не д;лжно отчаиваться, потому что с Божией помощью человек может исправиться, то есть исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собой, не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит.
   Чтобы человеку исправить себя, не надо вдруг налегать, а как тянут барку: тяни-тяни, отдай-отдай.
   Не все вдруг, а понемногу…
   Старец советует: «Лучше будет для человеческой души, если человек будет все время, где бы он ни был, держать в уме и повторять про себя молитву Иисусову: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного”. Если человек будет держать в уме всегда эту молитву, он будет в смиренном расположении духа (как бы ничего не делающий) и возноситься, то есть гордиться, ему будет нечем».
   Господь ни от кого не требует подвигов сверх сил и возможностей. Господь говорит: «Если хочешь вступить в жизнь вечную, соблюди заповеди» (ср. Мф. 19; 17).
   Из заповедей есть одна, которую мы легко нарушаем, забывая, что нарушение это обращает жизнь нашу в лицемерие. Заповедь эта – «не судить и не осуждать». Как Сам Господь говорит: «Лицемеры, выньте прежде бревно из своего глаза» (ср. Мф. 7; 5).
   Нужно прощать согрешившему. Общая у всех нас немощь: все желаем получить спасение, но – с отрадой и покоем. А о спасительном пути проповедуется, что многими скорбями подобает нам войти в Царствие Небесное. Потому и заповедуется в Святом Евангелии: «В терпении вашем стяжите души ваши, и претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10; 22).
   Варсанофий Великий пишет: «Враг искушает всех нас, каждого чем может: одного – смертным грехом, другого – нетерпением, а третьего – осуждением, четвертого – ропотом… Словом, кого чем может».
   Имеем две главные заповеди: «Возлюбиши Господа от всея души», а вторая, подобная ей: «Возлюби ближняго своего, как самого себя».
   Первая заповедь без второй не исполняется. Потому и сказано в старчестве: «От ближнего жизнь и смерть». То есть кто любит ближнего и заботится о нем, тот получит жизнь вечную, а кто презирает ближнего, о том я не знаю, что сказать.
   В Евангелии Сам Господь говорит: «Будьте мудри, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10; 16).
   Мудрость змеина, по изречению толковников, состоит, во-первых, в том, что, когда бьют змею, она всего более хранит голову. Так и христианин в напастях и трудных обстоятельствах должен более всего хранить веру. Во-вторых, мудрость змеина состоит в том, что когда змея хочет скинуть с себя старую кожу, то пролазит сквозь тесную скважину, а иначе с себя старую кожу скинуть не может. Так и христианин: если желает совлещися, то есть сбросить с себя ветхого человека, то должен проходить тесный путь, по евангельскому учению. Простота же голубиная состоит в незлобии и прощении обид или досад и тому подобного.
   Ослушание и непослушание – такой грех, который и мученичеством не заглаживается.
   Кто может миновать и избежать всех сетей вражиих? Ответ: «Смирение избегает их».
   Знай, что главные козни вражни две: бороть христианина или высокоумием и сомнением, или малодушием и отчаянием.
   Ангел покаяния святому Ерме сказал, что враг диавол совершенно бессилен и ничего не может сделать человеку, если сей добровольно не согласится прежде на какой-либо грех. Поэтому, когда враг докучает тебе студными, скверными помыслами, прибегай к Богу. Да будет же тебе оружие – слезы и частое пощение.
   Не оставляй устной Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного».
   Знай, что враг, если не может кому сделать вреда, то по злобе своей силится, по крайней мере, смущать этого человека, досаждать ему разными помыслами и злыми внушениями. Диавол, враг рода человеческого, не терпит, если где водворяется мир и взаимная любовь, особенно когда люди заботятся о молитвенном подвиге. Тут-то враг и старается водворить с обеих сторон гневливость, которая делает человека не способным не только к молитве, но и ко всякому доброму делу.
   Удерживайся от гневливого расположения.
   В духовной жизни нет ничего хуже и вреднее СПОРЛИВОСТИ. Держись страха Божия, смирения и всегдашнего покаяния.
   «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». Ежели кто поистине любит Бога, тот не будет возмущаться, хотя бы и целый мир досаждал ему.
   Хорошо помолившегося враг старается после подвигнуть на гнев под благовидным предлогом.
   Помни это и будь осторожен!
   Пребывание с другими нужно нам не для того, чтобы со всеми советоваться и им подражать, а чтобы находясь в общении с ними, познавать свои душевные немощи и смиряться перед ближними.
   В ад пойдут только те, которые от гордости не захотят принести покаяние.
   Всеблагий Промыслитель Господь никому выше меры и выше сил не попускает искушения, но в меру, и в то же время посылается свыше помощь от Господа, имя Которого нужно призывать во всякое время.
   Самолюбие наше – корень всему злу.
   Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью. Это происходит от гордости. Гнев мужа, по апостолу, правды Божией не соделывает.
   Кто праздники не почитает, тому нет удачи.
   «Если не хочется молиться, надо понуждать себя», – говорил старец. Святые отцы говорят, что молитва с понуждением выше произвольной молитвы.
   Не хочется, но понуждай себя.
   «Нудится бо Царствие Небесное!»



9. О терпении в болезнях
   Скажем несколько слов о недугах и страданиях телесных: когда их переносят безропотно, они являются обильным источником заслуги пред Господом.
   «Если бы мы знали, какое сокровище посылается нам в болезни, мы бы встречали ее, как встречают величайшее благодеяние», – говорит святой Викентий. Святой Викентий страдал от недуга, который не давал ему покоя ни днем, ни ночью. Он все терпел молча, и весь облик его дышал таким спокойствием, что казалось, что он не чувствует страданий.
   Как назидательно для окружающих видеть больного, спокойно переносящего все болезни и недуги!
   Но так ли поступает большинство христиан?
   Едва кто заболеет, тотчас начинается нескончаемая жалоба, требуют соболезнования окружающих.
   Преподобная Тереза так учила и наставляла своих инокинь: «Учитесь нести молча хотя бы толикую часть тяготы своей ради Христа».
   Иной скажет: «Меня огорчает не сама болезнь, а то, что я не могу говеть, либо не могу молиться, голова тяжелая и пустая».
   Но зачем же ты ходишь в церковь, зачем причащаешься? Чтобы быть угодным Богу, не так ли?
   Но сейчас угодно Богу не то, чтобы ты пошел в церковь, чтобы тебе причаститься. Он хочет, чтобы ты спокойно лежал на постели, чтобы терпеливо переносил болезнь.
   Если слова сии тебе не нравятся, значит, ты ищешь не Божией воли, а своей собственной. Ты говоришь, что не можешь молиться по слабости здоровья, но если ты слишком утомлен, чтобы предаваться молитвенному рассуждению, то почему не можешь подчинить ты волю свою покорно воле Божией?
   Наилучшая молитва – нести болезни, от которых страждет твой дух и тело, с любовью.
   Ты не можешь молиться? Обращай свой взор на распятаго Христа, принеси Ему в жертву свои страдания, душевные и телесные. Свое малое испытание соединяй с Его Великими Муками, перенесенными Им за тебя на Кресте.
   Вот лучшая для тебя молитва. Как много ты заслужишь милостей у Господа, когда терпеливо будешь выносить скорби земной жизни и болезни души твоей и тела! Аминь.



10. Бог не попускает искушений выше сил наших
   Иногда мы думаем, что святые были как будто из каких-нибудь особенных людей, как будто бы жили они в другие времена, как будто бы в них не было страстей, которые теперь воюют в нас, и что поэтому им как будто бы легче было спасаться, чем нам теперь.
   «Куда нам, грешным, спастись, – говорят иногда, – теперь не те времена, не те люди».
   Нет, друзья мои, и прежде во все времена всего много было на свете. На ниве Божией росли терние и пшеница и прежде, как и теперь; и тогшда тоже трудно было созревать пшенице Божией с тернием.
   Дивимся мы великой святости и чудным подвигам древних святых людей; но мы не забудем, что и они были подобострастны нам, и они должны были бороться со многими страстями. И как им когда-то помогал Своею благодатию Отец наш Небесный, так помогает и теперь всякому ищущему спасения.
   Вот что рассказывает преподобный Поликарп:
   «К преподобному Иоанну, многострадальному затворнику, неоднократно приходил один из братии нашей, боримый плотскими вожделениями, и просил его, чтобы тот помолился Господу об ослаблении его похотей.
   – Отче святый, – говорил ему боримый страстями брат, – поверь мне, что если ты мне в этом не поможешь, то мне придется уйти из монастыря и переходить с места на место.
   – Мужайся, брат, и да крепится твое сердце, – сказал ему на это преподобный затворник, – надейся на Господа, и Он тебя не оставит. Зачем уходить из монастыря? Ты в таком случае уподобишься мужу, стоящему близ пропасти, в которую враг тотчас же готов будет ввергнуть тебя и потом тебе будет трудно встать. Если же ты останешься здесь, в святом монастыре, то будешь подобен мужу, стоящему вдали от пропасти; сколь не будет трудиться враг, чтобы ввергнуть тебя в эту пропасть, он не успеет. Господь за твое терпение изведет тебя изо рва страстей. Послушай меня, брат, я расскажу тебе, что было со мною прежде:
   «От самой юности и я много страдал, томимый вожделениями; и чего я только не делал для моего спасения! Часто по два и по три дня я лишал себя пищи, а многократно и по целым неделям я не ел ничего, томил себя жаждою, проводил ночи без сна и носил тяжелые вериги. В таких подвигах провел я три года, но все не находил желанного покоя. Потом однажды я пошел в пещеру, где лежал преподобный отец наш Антоний, и пробыл там день и ночь, молясь перед его гробом.
   Тут я услышал голос, сказавший мне: “Иоанн, Иоанн! Тебе надобно затвориться здесь, в пещере, чтобы по крайней мере невидением и молчанием ослабить брань. Господь поможет тебе молитвами своих преподобных”.
   – С того времени, – продолжал преподобный, – я поселился в этой скорбной и тесной пещере. Вот уже 30 лет, как я живу здесь, и только недавно нашел покой. Всю же жизнь я провел в тяжкой борьбе со страстями.
   Горестна была моя жизнь. Не имея сил выносить борьбу с плотскою страстью, я думал даже бежать отсюда. Но наконец, наложивши на себя вериги, тяжелейшие прежних, я решился еще вот что сделать с собою: выкопал для себя яму по плечо и при наступлении Великого Поста влез в нее и засыпал себя землею, так что только руки и голова оставались у меня свободными. Так, подавляемый землею, я провел весь пост, не имея возможности двинуть ни одним членом.
   Но и тогда плотские страсти не сразу утихли во мне. Ноги мои, засыпанные землею, теперь были как бы в огне, жилы корчились, кости трещали, жар обнимал желудок и все мои члены, но я не обращал внимания на жестокие боли и радовался душою, что в ней утихали нечистые вожделения.
   Истинно говорю тебе, брат мой, что лучше я желал бы сгореть в том огне для Бога, чем выйти из ямы на поругание лукавым.
   В это время враг спасения неоднократно наводил на меня страх, стараясь выгнать меня из пещеры. Так, однажды я увидел страшного змея, который будто бы хотел пожрать меня, дыша пламенем и осыпая меня искрами. И много дней продолжалось на мне такое действие лукавого.
   В самую же ночь Светлого Воскресения Христова вдруг опять напал на меня этот страшный змий; вся моя голова и руки, казалось, были теперь в его пасти, волосы у меня на голове и борода опалялись.
   “Господи Боже, Спаситель мой! – воззвал я тогда из глубины моего сердца, – почто Ты меня оставил? Помилуй меня, Ты Един человеколюбивый, избавь меня от уст врага, блесни молниею и прогони его”.
   И лишь только я произнес эти слова, как вдруг блеснул свет, как бы молния, и лукавый тотчас исчез.
   И услышал я глас: “Иоанн! Вот тебе помощь. Отселе внимай себе, чтобы не пострадать тебе в будущем веке”. А я поклонился и сказал: “Господи! Зачем же Ты оставлял меня так долго мучиться?”.
   Мне на это был ответ: “Тебе по мере твоего терпения было послано искушение, чтобы ты после искушения как золото был очищен”.
   Господь премудр. Крепким и сильным слугам Он назначает тяжелую работу, а немощным и слабым – малую и легкую.
   “Между тем, ты помолись тому, который погребен против тебя, да поможет он тебе в твоей борьбе со страстями. Он выше Иосифа и может помогать страждущим подобными недугами”, – закончил Невидимый Свою речь.
   – Я не знал имени умершего, – продолжал преподобный Иоанн многострадальный, – и стал молиться так: “Господи! Помилуй мя молитвами того преподобного”.
   Потом уже я узнал, что тот покойник был преподобный Моисей Угрин.
   Рассказавши всю эту историю, преподобный Иоанн многострадальный сказал затем, обратившись к брату, страдавшему от похоти:
   – Мы, брат, слишком плотоугодливы. Потому Господь праведным Своим судом попускает на нас и страсти. Но, брат, помолимся мы преподобному Моисею Угрину, да поможет он и тебе.
   Тогда они оба стали на молитву.
   Затем святой затворник взял кость от мощей преподобного Моисея Угрина, подал ее брату и сказал:
   – Приложи ее, брат, к твоему телу.
   Брат сделал это, и страсти в нем совершенно утихли».
* * *
   Люди праведные, благочестивые, которые действительно имели страх Божий и желали избегать искушений, старались всегда в сердце своем как бы перед самими очами своими иметь Бога и надеялись на Его помощь. «Всегда я видел перед собою Господа, ибо Он одесную меня, не поколеблюсь» (Пс. 15; 8), — говорит псалмопевец.
   Они не только не укрывались от всевидящего Ока Его, но и сами просили очистить их даже от тайных помышлений. Сознавая свою слабость в борьбе со своим грехом, прибегали к помощи Господа, видя себя окруженными, как сетями, и непрестанно молились сердцем и умом!
   Сладчайшее имя Иисуса никогда не сходило с языка их. Сам Спаситель сказал им: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15; 5), – и Он же дал нам Свою молитву, заключающую и прошение об избавлении от искушений: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».
   Все святые отцы завещают чаще повторять молитву Господню: «Отче наш».
   Итак, надо приучать себя к молитве Иисусовой, чтобы даже во время труда, когда ум занят, само сердце непрестанно вопияло: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!».
   По слову святых отцов, эта молитва, как стрелами, уязвляет и прогоняет врага нашего спасения, искушающего нас, отгоняет и злые страсти. Будем же неленостно молиться этими молитвами, и Господь поможет нам.
   (По рассказам о житиях святых угодников Киево-Печерских.