Два портрета адмирала Н. С. Мордвинова

Владимир Варнек
1. А.Г. Варнек. Портрет адмирала Н.С. Мордвинова. Х.м. 71х57,4. 1810. (датировка автора миниатюры). Научно исследовательский музей Российской академии художеств.
2. А.Г. Варнек. Портрет адмирала Н.С. Мордвинова. Х.м. 67,5х55. 1810. (датировка автора миниатюры). Государственный Эрмитаж.   Поступил от Кулик в 1950 году.

Приступая к миниатюре, замечу, что шесть лет тому назад я уже помещал свою небольшую заметку о портретах адмирала Николая Семеновича Мордвинова (17.04.1754 – 30.03.1845) на сайт «Воскресный день» [1]. Но сейчас у меня появились новая информация и новые мысли о портретах адмирала, и я решил вернуться к данной теме.

Портреты адмирала Н.С. Мордвинова относятся к главным произведениям в творчестве А.Г. Варнека, поскольку на них он запечатлел одного из наиболее известных людей эпохи Александра I,  единственного из членов Верховного уголовного суда, отказавшегося подписать в 1826 году смертный приговор приговоренным к казни декабри-стам.

Но до начала разговора о портретах приведу краткую биографию адмирала и коснусь вопроса о тех орденах, которые мы видим на приложенных к миниатюре портретах. 
Родился он в семье адмирала Семена Ивановича Мордвинова (1701 – 1777), видного деятеля российского флота, ученого в области навигации и кораблевождения. В детские годы получил домашнее образование, воспитывался в частном пансионе итальянца Вентурини вместе с великим князем Павлом Петровичем (будущим императором Павлом I), сохранив с ним дружеские отношения. Окончив в 1768 году Морской кадетский корпус,  владел английским, итальянским, немецким, французским и латинским языками. 

В 1766 – 1769 гг. плавал на кораблях Балтийского флота. В 1771 году был назначен генерал-адъютантом в штаб английского адмирала Чарльза Ноульса в Кронштадте. В 1774 – 1777 гг. служил в английском флоте и плавал к берегам Америки. По распоряжению Великого князя Павла Петровича стажировался на британских военных и торговых судах. Познакомился с общественным и политическим устройством Великобритании, Северной Америки, Франции и Германии.

В 1782 – 1784 гг., командуя 74-пушечным линейным кораблем «Царь Константин», плавал в Средиземном море в эскадре адмирала В.Я. Чичагова.  Был старшим членом (1785–1786) и председателем (1786–1788/89) Черноморского адмиралтейского правления в городе Херсоне. Отличился во время осады Очакова 1788 г. в русско-турецкую войну 1787 - 1791 гг. В 1787 году, командуя Лиманской эскадрой, защищал устье Днепра и провел бой с турецким флотом, за что  получил в 1788 году свой первый орден (см. ниже).

В 1789 – 1790 гг. находился в отпуске, а в 1792 году был произведен в вице-адмиралы и стал председателем Черноморского адмиралтейского правления и командиром Черноморского флота и портов. В 1792 г. награжден орденом Св. Александра Невского, а в 1793 г. орденом Св. Владимира 1-й степени за «храбрые подвиги в начале последней войны с турками».  Способствовал строительству Луганского литейного завода, начатого в 1795 году под руководством К.К. Гаскойна.  В 1796 году участвовал в подавлении бунта матросов, солдат и работных людей, затем (совместно с генерал-поручиком И.И. Хорватом) руководил расследованием волнений. Предложил меры для стабилизации экономического положения Крыма.  В конце 1797 года был произведен в адмиралы.

В 1798 году по ложному доносу был вызван в С.-Петербург, арестован, но вскоре оправдан. Уволен в отставку в связи со взрывом боеприпасов на одной из пристаней. С воцарением императора Александра I был вновь принят на службу.  С 1801 г.  стал вице-президентом Адмиралтейств-коллегии, а в конце 1802 г. – министром  морских сил, на посту которого находился лишь три месяца.

Вице-адмирал Василий Михайлович Головнин (1776-1831) так охарактеризовал решение Мордвинова: «Муж престарелый, умный, с обширными познаниями, в государственных делах и в морском искусстве сведущий, знатного рода, с Двором знакомый, пред Царём и в Думе смелый и решительный; словом, муж, имевший все способности быть морским министром, но к несчастью, не имевший охоты быть им».

После отставки Мордвинов был назначен членом Государственного совета, затем председателем департамента государственной экономии и помощником «главного» реформатора  России Михаила Михайловича Сперанского (1772 -1839).  После отставки последнего в марте 1812 года также вышел в отставку и проживал последовательно в Киеве, Николаеве, Одессе и в Москве. В 1813 году вновь был назначен членом Государственного совета, а в 1817 году уехал за границу для изучения вопросов финансового и гражданского права. 

После возвращения в Санкт-Петербург занимал посты председателя департамента гражданских и духовных дел, члена Финансового комитета и Комитета министров. Выступил в 1820 году инициатором создания Московского общества сельского хозяйства. С 1823 по 1840 год был председателем Вольного Экономического Общества, опубликовав ряд научных работ, а в 1841 году окончательно вышел в отставку.

Умер 11 апреля 1845 года в Санкт-Петербурге в возрасте 90 лет и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. 

Именем Мордвинова названы залив в Охотском море, река на острове Сахалин и остров архипелага Южные Шетландские острова.

Удивительным фактом биографии Н.С. Мордвинова стало то, что в период плавания в Средиземном море  (1782 – 1784 гг.) он, являясь командиром 74-пушечного линейного корабля «Царь Константин», женился в 1783 году на  19-ти летней англичанке Генриетте Александровне Коблей (Henriette Cobley) (1764-1843). От нее он имел впоследствии дочерей Софию, Надежду, Веру, Наталью и сыновей Николая и Александра.

Замечу теперь, что еще при написании своей предыдущей заметки о портретах Н.С. Мордвинова для сайта «Воскресный день» [1], я увидел в биографии адмирала, опубликованной в [2] и в некоторых интернетовских документах, одну интригу, связанную с самой первой его наградой - орденом Св. Анны 1-й степени, прикрепленном к красной шейной ленте. 

Ну а поскольку, согласно действующим правилам ношения орденов Св. Анны четырех степеней, опубликованных в Википедии,  к шейной ленте прикрепляется лишь орден Св. Анны 2-й степени, то я и пришел к заключению об ошибке, допущенной целым рядом авторов биографий адмирала, назвавших неверно орден, прикрепленный к  шейной ленте [1]. Но сейчас должен сказать, что и моя версия оказалась ошибочной. При этом ошибки не сделали лишь те авторы биографических заметок, которые вообще не упомянули данного ордена, в частности, автор статьи, опубликованной в Большой Российской энциклопедии. 

Причина ошибок в названии данного ордена связана, как оказывается, с тем, что адмирал Н.С. Мордвинов получил орден Св. Анны (без указания степени)  в те далекие годы, когда существующего  с 1829 года разбиения  данного ордена на степени еще не было сделано. Сам же орден существовал в России с 1742 года, и носился он просто на шейной ленте. (См. статью в Википедии). 

Что касается двух других орденов, которыми был награжден адмирал, то на левой груди портретируемого изображены не настоящие восьмиконечные звезды орденов Святого Александра Невского (верхняя звезда) и Святого Владимира 1-й степени  (нижняя звезда), а две вышитых звезды на левом борту армейской шинели табачного цвета, накинутой  на плечи адмирала. Можно думать, что идея подобных «вышитых наград» принадлежала отцу Николая Семеновича, адмиралу Мордвинову Семену Ивановичу,  также изображенному с «похожей» вышитой восьмиконечной звездой  ордена Святого апостола Андрея Первозванного непомерно больших размеров на  портрете неизвестного художника.

На двух приложенных к миниатюре портретах имеется  еще один элемент ордена Святого Александра Невского – красная лента, которая переброшена через левое плечо под накинутой на плечи шинелью (на портрете изображена лишь узкая полоска этой ленты).

Поговорим теперь  о самих портретах Н.С. Мордвинова, приложенных к миниатюре, а также о датах их написания. Начнем с портрета, находящегосяся в собрании Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. 
Самое первое описание данного портрета было выполнено в 1908 году известным русским искусствоведом, бароном Николаем Николаевичем Врангелем (1880 – 1915), и приведено оно  в Каталоге старинных произведений искусств, хранящихся в Академии художеств [3].  Воспроизведу его ниже:

«Граф Николай Семенович Мордвинов (1754 – 1845). Вице-адмирал 1792 г. Участник турецкой войны. В 1801 г. – вице-президент Адмиралтейской коллегии. Член Государственного совета. В 1810 г. председатель Департамента государственной экономии. В 1840 г. – граф. Почетный любитель Академии художеств. 
Граф изображен по грудь ; влево. На нем мундир с красным воротником и шинель табачного цвета. На шее орден св. Анны с бриллиантами. Через плечо лента св. Александра Невского. Надпись, золотыми буквами, приписывает этот портрет Варнеку, но  судя по весьма плохой живописи, это, вероятно, копия с неизвестного оригинала этого художника».   

Неточностями в тексте является то, что его автор не указал дату производства Мордвинова в адмиралы (1797 г.) и допустил ошибку в дате получения графского титула (графом он стал в 1834 году). Что касается мнения искусствоведа о портрете, то трудно сказать, насколько слова Н.Н. Врангеля о « плохой живописи» справедливы по своей сути, поскольку визуальная оценка качества рассматриваемого изображения довольно высока. Оно выглядит лучше  многих других оцифрованных изображений портретов кисти А.Г. Варнека, выставленных в интернете, в авторстве которых сомневаться не приходится.

Изображение четкое, колорит красок яркий, дефектов на полотне не видно, а сам портрет выглядит довольно эффектно: на зрителя нацелен прямой взгляд видного государственного деятеля, глаза у которого умные и живые. А это (последнее), как известно, – характерный признак многих портретов А.Г. Варнека. Поэтому версию Н.Н. Врангеля о том, что портрет из собрания НИМ РАХ может быть копией неизвестного художника с оригинала А.Г. Варнека, высказанную без каких-либо комментариев, нахожу неубедительной, несмотря на очень высокий авторитет автора каталожной заметки в мире искусства.

Следует сказать, что спустя десятилетия после опубликования Каталога Н.Н. Врангеля, портрет Н.С. Мордвинова из собрания НИМ РАХ включили в «свои» списки произведений А.Г. Варнека искусствоведы М.М. Ракова и В.С. Турчин [4, 5]. При этом Ракова поместила его под номером 3 в раздел «Приписываемые произведения», учитывая, очевидно, сомнения в авторстве, высказанные Врангелем (дату она также не приводит). Турчин же поместил данный портрет в раздел «Произведения, датировать которые не представляется возможным». Оба автора допустили ту же опечатку, что и Врангель, назвав произведение «Портретом вице-адмирала…».

Приступив к написанию настоящего  фрагмента, открыл Каталог выставки Российской академии художеств, посвященной 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, на с. 37 которого воспроизведен портрет адмирала Н.С. Мордвинова. Под изображением указано: «Варнек А.Г. 1782–1843. Портрет почетного любителя ИАХ графа Н.С. Мордвинова. Около 1812. Холст, масло» [6]. Не знаю, каковы были мотивы у искусствоведов указать именно эту дату, но я с ней почти согласен (см. ниже). И если она верна, то можно утверждать, что адмирал запечатлен на портрете в расцвете творческих сил в возрасте примерно 58-ми лет.

В очередном Каталоге НИМ РАХ, изданном годом позже, снова были приведены некоторые сведения о Н.С. Мордвинове и его портрете [7], содержащие неточности из  Каталога Н.Н. Врангеля 1908 года. Вновь приведено ничем до сих пор не подтвержденное и не опровергнутое мнение Н.Н. Врангеля, согласно которому портрет может быть копией неизвестного художника с утраченного оригинала Варнека. И дата написания портрета (после 1810) находится в согласии с датой, приведенной в предыдущем Каталоге. В то же время в самом конце католожной заметки приводятся сведения о портрете: поступил после 1810 г., написан для зала Совета АХ.

Важную информацию для уточнения датировки портрета адмирала Н.С. Мордвинова, находящегося в собрании НИМ РАХ, я получил, знакомясь с изданным сравнительно недавно Сборником академических отчетов ИАХ [8]. Так, в академическом отчете за 1810 год сообщается, прежде всего, что академическое собрание от 1-го сентября 1810 г. единодушно  поддержало предложение президента ИАХ графа А.С. Строганова «избрать в почетные любители Академии на освободившееся место господина Николая Семеновича Мордвинова».

Думаю, что после этого Президент и поручил Александру Варнеку, получившему на этом же заседании за портрет графа И.О. Потоцкого звание академика, написать портрет новоизбранного почетного члена ИАХ адмирала Н.С. Мордвинова.  Скорее всего,  выполнил художник это задание до конца 1810 года. И вряд ли эта работа была перенесена на следующий год, т.к. в отчете за 1811 год указано 10 произведений  Александра Варнека, но портрета Н.С. Мордвинова в их числе не появилось. Поэтому датировку 1810 г. считаю вполне мотивированной.

Обратимся теперь ко второму портрету Н.С. Мордвинова из собрания Государственного Эрмитажа, приложенному к миниатюре, который имеет большое сходство с первым портретом адмирала. Совпадений таких особенно много в одежде портретируемого, и есть все основания считать, что  Александр Варнек списывал второй портрет с первого портрета. Н.С. Мордвинова. Однако некоторые различия портретов все-таки имеются.

Прежде всего, художник немного «приподнял» модель и привнес небольшие изменения в  изображении лица портретируемого. Оно выглядит более раскрепощенным и не столь официальным, как на первом портрете. Это позволяет считать, что данный портрет был выполнен для дома, для семьи. Об этом свидетельствуют и меньшие размеры  портрета.

Очевидно, что именно этот портрет был включен критиком  Каменским в свой  Список произведений А.Г. Варнека, надиктованный ему в 1839-ом году самим художником. Вот как выглядит в списке соответствующая фраза: «Портрет адмирала Николая Семеновича Мордвинова, поясной, находится у него» [9]. Имеются полные основания считать, что именно этот портрет поступил в 1950 году в Эрмитаж, при этом сравнительно недавно он был воспроизведен в числе семи произведений А.Г. Варнека в изданном искусствоведом Ю.Ю. Гудыменко  Каталоге Государственного Эрмитажа [10].

ПРИМЕЧАНИЯ
1.  В.А. Варнек. Портреты адмирала Н.С. Мордвинова кисти А.Г. Варнека. Сайт «Воскресный день». 25.02.2026.
2. Доценко В.Д., Миронов В.Ф. Знаменитые люди Санкт-Петербурга. Биографический словарь. СПб., 2002. С. 228.
3. Врангель Н. Н. Каталог старинных произведений искусства, хранящихся в Императорской академии художеств. Старые годы, 1908. Приложение. С. 46.
4. Ракова М.М. Список портретных работ А.Г. Варнека. – В кн.: Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. М., 1966. С. 320–325.
5. Турчин В.С. Александр Варнек, 1782 – 1843. М.: Искусство, 1985. С. 146.
6. Каталог выставки «Русское и западноевропейское искусство XVII – начала XX веков из собрания Научно-исследовательского музея Российской академии художеств» (посвящается 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга). М., 2002. С. 37.
7. Немцы и Академия художеств. Российская Академия художеств и Научно- исследовательский музей РАХ. М., 2003. С. 33. 
8. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
9. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. и примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
10. Гудыменко Ю.Ю. Государственный Эрмитаж. Русская живопись XIX века. Каталог коллекции. СПб. Издательство Государственного Эрмитажа. 2017.

07.07.2022.