Немножко орнитологии

Ваша Лена
...Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит... (с)


Этот, всем известный, детский стишок Алексея Плещеева, вспомнился мне на днях, когда я увидела за окном трогательную картину.
В нашей маленькой кладовой комнатке, между решетками и сеткой на окне, восседала птичка на круглом ложе из прутиков.
В эту комнатку мы почти не заходим, она элементарно не нужна, раньше там стояла стиральная машинка, потом ее переместили и кладовка практически не имеет никакого функционального применения.
Вот птичка и обосновалась, устроив гнездышко.
Муж был недоволен. Он попытался прогнать пернатого обитателя, но та, взлетев, показала, что на прутьях уже лежат два крошечных яичка.
Я отругала мужа - нельзя трогать гнезда, это большой грех. Он ушел, а птичка, видимо, поняв нашу беседу, вернулась и опять сосредоточенно уселась на прежнее место.
У нее был такой длинный хвост, которого не бывает у голубей, вот я и решила - уж не ласточка ли чудом забрела в наше окошко? Но у ласточки короткий клюв и расцветка более яркая. А "моя" птичка обладала скромной голубовато-серой окраской, и на грудке у нее вился изящный узор. И сама она была - изящная, хрупкая, маленькая, какая-то грациозная и симпатичная, в отличие от больших, упитанных и горластых голубей.
Она сидела неподвижно, блестя крупными и круглыми глазками-бусинками.
Конечно, я несколько раз в день приносила ей угощение. В пробку из-под бутылки наливала воду, а на миниатюрную пластиковую дощечку насыпала крошки белой булки. Птичка ( судя по фотографиям из интернета, это была горлица) никогда не прикасалась к моим подаркам, пока я находилась рядом. Но позднее я обнаруживала пробку пустой, а дощечку - чистой от крошек.
Вот что я прочла об этих птичках в интернете:

"...Малая горлица небольшая птица - размером 26-29 см - с длинным хвостом.  Самцы внешне почти не отличаются от самок. Малые горлицы ведут оседлый образ жизни - гнездятся около человеческих поселений. Места для гнезд весьма разнообразны: это могут быть кроны деревьев, фонарные столбы, карнизы на балконах или верандах квартир. Малые горлицы моногамны, образуют довольно долговременные пары, иногда даже на несколько лет. Каждая пара занимает определенную территорию, ее обитатели ревностно охраняют свои владения и прогоняют нарушителей..."(с)

Примерно через пару недель, я увидела два крошечных комочка, покрытых желтым пухом. Они лежали рядом с "мамашей" и сладко спали. Совсем как настоящие младенцы. Неосторожно сдвинув сетку, я привлекла внимание молодой "матери" и она, гневно сверкнув на меня круглым глазом, в мгновение ока распластала крылья веером, полностью закрыв ими новорожденных. Это был такой красноречивый жест беспокойства за потомство и желания уберечь их - что я, движимая раскаянием за сделанный шум, тихонько прикрыла сетку и удалилась.  Через несколько минут заглянула снова. "Мамаша" успокоилась, шарики в пуху лежали рядом.
А утром мать улетела. Одинокие крошечные кругляшки сиротливо лежали на прутьях, а на меня нахлынули тревожные мысли. "Неужели она бросила птенцов? Вот кукушка! Что я с ними буду делать, как за ними ухаживать?"
Но я напрасно беспокоилась. Мать, прилетев, начала кормить детенышей и это было поистине завораживающее зрелище. Они подпрыгивали около нее, засунув свои клювики в ее клюв, а когда она прекратила кормление - один из птенцов был явно недоволен, он не насытился и сердито долбил ее в грудку и живот, второй же вальяжно развалился на "постели" из прутьев и закемарил.
Еще цитата.  "...Самец принимает деятельное участие и регулярно сменяет "жену" на посту. Птенцы выводятся слепые, беспомощные, слегка покрытые пухом. Родители выкармливают их, отрыгивая из зоба так называемое "птичье" молоко, образованное из смеси проглоченной ранее пищи с зобными выделениями. Это "молоко" обеспечивает довольно быстрый рост птенцов, и уже через 16 дней они покидают гнездо..."(с)
По-моему, моя птичка оказалась матерью-одиночкой, потому что никакого "мужа", помогающего ей - я не видела.
Я поймала себя на мысли, что мне будет жаль, когда семейство покинет мое окно. Мне впервые удалось увидеть эту картину из жизни пернатых.


В рассказе были использованы цитаты из статьи Леона Левитаса: http://www.vesty.co.il/main/article/BJImaiFuL