Исповедник веры 4. Духовный дневник. ЧастьI

Елена Кибирева 2
Протоиерей Григорий Пономарев (1914-1997гг.)
Составила Елена Кибирева
Авторский рисунок Ольга Бухтоярова

Духовный дневник
Часть I. «Что знаешь – молчи, что слышишь – молчи…»
   «Внутри часто поднимается недовольство, озлобленность на ближних. Какая требуется напряженность духа, чтобы изгнать это чувство; требуется молитва к Божией Матери, Ангелу-хранителю, святым угодникам».
* * *
   «Великая приходит беда от льготности. Замечай, как незаметно для себя опустошишь себя духовно: как по лестнице, опустишься на самое дно».
* * *
   «Воспитывай в себе молчание, через это приобретается молитва».
* * *
   «Если придет умственная смешливость, она сменится унынием, малодушием».
* * *
   «Каждое дело, какое бы ни делал, всегда делай с молитвой, и будет успех».
* * *
   «Когда попадешь в тесные, тяжелые обстоятельства, срочно воссылай прошение к Всевидящему: как поступить, – и быстро ориентируйся в той обстановке…»
* * *
   «Заступник мой буди, Боже! яко хожу посреде сетей многих».
* * *
   «Большая трудная работа – стяжать в себе дух мирный. За труды Господь пошлет Свою благодать».
* * *
   «Душевное возмущение надо в себе гасить помыслами мирными; достигается – через молитву».
* * *
   «Помни: все не случайно, все посылается для проверки нашей духовной крепости. Господи, помоги!».
   (Читал: 14/V-86г.; 21/IV-88г.; 5/Х-88г.; 19/III-90г.; 17/II-91г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.; 96г.).
* * *
   «Как только вспыхнет зло, гаси его любовным, мирным отношением с ближним. На этот загоревшийся костер зла дальше (и не переставая) лей слова мира и любви, чтобы и угольков зла не осталось».
   (Читал: ХI-78г.; 21/IV-88г.; 19/III-90г.)
* * *
   «Очень страшно, опасно долго пребывать в состоянии озлобления, теряется самое дорогое – молитва».
* * *
   «Дом – это комната, это кузница-подковка; а выход из дома – проверка подковки».
   (Читал: 87г.; 21/IV-88г.; 19/III-90г.; 17/II-91г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
   «Большое значение в духовной жизни имеет употребление пищи. Не пресыщай себя, а то потерпишь душевное крушение».
   «Без Мене не можете творити ничесоже».
* * *
   «Если во время искушения не можешь молиться, то настойчиво читай хотя бы Святое Евангелие и обретешь душевный покой».
   (Читал: ХI-78г.; 14/V-86г.; 29/VII-87г.; 21/IV-88г.; 5/Х-88г.; 19/III-90г.; 17/II-91г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
   «Всегда помни, что ты – ничто, и из глубины душевной всегда при делании призывай помощь Божественную».
* * *
   «Чувствуешь трудность, учись призывать с твердой верой Божественную помощь. Не пропускай этих моментов. Они не случайны».
   (Читал: 21/IV-88г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
   «Подкопы страшные, малозаметные ведутся к разрушению духовного дома, это: празднословие, смех, осуждение. Знай и крепко помни, что это – твои враги».
   (Читал: 20/II-76г.; 3/VIII-76г.; 14/V-86г.; 21/IV-88г.; 5/Х-88г.; 19/III-90г.; 17/II-91г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
   «Припадай с глубоким душевным смирением ко Господу, проси у великого Пастыреначальника даровать тебе святое смирение, вкусить сладость его, научиться себя считать хуже всех, научиться быть постоянным в упражнениях – духовных заданиях на каждый день».
* * *
   «Трудись упорно, молись постоянно и с верой. Только при этих условиях возможно встать на путь духовной жизни».
* * *
   «Как можно больше иметь смирения, сознания своей немощи – вот основа всей нашей духовной жизни. Следи за собой».
* * *
   «Превозношение много вредит. Считай себя меньше других – и пользы будет больше».«Как опасно давать себе послабления. Достаточно разрешить себе что-то в немногом, как после этого пойдет разрушение всего духовного дома. Можно за малый период разрушить то, что созидалось и хранилось месяцами».
* * *
   «Будь осторожен! Не поблажай плоти! Больше настойчивости, постоянства и душевного обращения за Божественной помощью».
* * *
   «Господь Своей благодатностью, Своей теплотой так близок к нам, грешным. Только надо нам душевно, сердечно стремиться пробить эту толщу, как какую-то оболочку, чтобы почувствовать свободность. А связанность-то очень чувствуется…»
* * *
   «Главное – это научиться тому, чтобы воспитать в себе чувство полного предания себя воле Божией. Помни твердо: что ни случится с тобой на каждый день, час – за все благодари Господа и во всем случившемся усматривай не просто случайность, а нужную проверку твоих духовных сил, твою духовную боеспособность».
   (Читал: ХI-1978г.; 14/V-86г.; 21/IV-88г.; 5/Х-88г.; 19/III-90г.; 17/II-91г.; 10/ХI-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
   «Большое самосожаление часто приводит к полному крушению духовного зодчества».
* * *
   «Главный двигатель в духовной жизни – душевное, глубоко сердечное припадание ко Господу. Если оно будет постоянным, то духовность процветет. А если частичным, случайным, то и вся твоя духовная жизнь будет принимать вид какой-то угловатости.
   Воспитывай в себе это чувство – произрастут прекрасные плоды: смирение (настоящее, искреннее) и чувство предания себя во всем воле Всевышнего».
   (Читал: 21/IV-88г.; 19/III-90г.; 17/II-91г.; 10/ХI-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
   «Какую нужно иметь громадную личную ответственность за исполнение намеченных правил (режима): внутренне восчувствовать их святость, высоту, необходимость исполнения. Забыть думать, что это мое личностное, келейное дело. Нет, это сугубо общественное служение. Помни».
   (Читал: 21/IV-88г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
   «Надо оберегать себя от внутренней раздражительности, какими бы справедливыми причинами не оправдывалось последнее.
   Всякое осуждение приносит внутреннее раздражение, возмущение. Берегись, чтобы этот грязный поток не залил бы душевной храмины, не заполнил бы ее противным духом равнодушия, беспечности, забвения духовных правил».
   (Читал: ХI-1978г.; 14/V-86г.; 21/IV-88г.; 5/Х-88г.; 19/III-90г.; 17/II-91г.; 10/ХI-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.; 20/V-96г.)
* * *
   «Больших грехов мы боимся (сразу их делать), а когда они входят постепенно: по мелочам, по частям, – мы свыкаемся и не страшимся входить в общение со страшной бесовской силой».
* * *
   «Не забывай, что тысячи злобных глаз устремлены на тебя. Это заставит тебя бодрствовать и понудит к внутренней защите и частому сердечному прошению о Божественной помощи. Призови с верою, и помощь придет».
* * *
   «Как хорошо сохранять в тайнике души своей сердечное обращение ко Господу. Тогда так спокойно, тихо бывает, и вливается много светлой силы, энергии к духовному деланию».
* * *
   «Враг делает свое дело – валит все, что попадется. Цель одна – заглушить, потушить только бы огонь ревности о страхе Божием и через то лишить духовной радости».
   (Читал: 30/IХ-87г.; 19/III-90г.; 17/II-91г.; 10/ХI-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.; 20/V-96г.)
* * *
   «Каждый день приносит сражение, все не проходит бесследно. Насколько нужно быть осторожным!»
* * *
   «О любви к ближнему спрашивай себя каждый день-час. Это главное – воспитать в себе любовь».
* * *
   «Борьба с плотию – великая борьба. Требуется большая наблюдательность».
* * *
   «Борьба: с плотью, миром и диаволом.
   Жизнь свою представляй непрестанным сражением.
   Смотри, когда, какие были битвы и какие понесены поражения. Будь наблюдателен за собой: над поступками, мыслями, над всей своей жизнью».
* * *
   «Какая может посещать пустота душевная, какие возникают разные планы: появляется обидчивость, злопамятство, мщение (чем можно) за уязвленное самолюбие. Вот какая картина внутреннего состояния».
* * *
   «Начинай наблюдать с мыслей своих – это особенно важно. Ведь малая порошинка, а выводит из строя глаз. Так и малое движение (внутреннее, с прослойкой самолюбия и превосходства) – мгновенно убивает духовное настроение.
   А с маленького дойдешь и до большого. Замечай, как начнешь после этого (кажущегося маловажным) поступать и решать с встретившимся с тобой. Заметишь – был немилостивый, раздражительный, вспыльчивый, осудительный, многоречивый. Все это ярко бросается в глаза. А что еще глубже содержится, то и сам не видишь того…
   Спаси и помилуй, Господи, от такого состояния. Страшно попадать в духовные штормы».
   (Читал: 14/V-86г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
   «Внутренняя смешливость… Исход – уныние, опустошенность душевная; нет молитвы, и нет желания и позыва к молитве».
* * *
   «Бывает и так, что чувствуешь очень даже сильно душевную тяжесть, а помощи не требуешь, – все как мглой какой покрывается…»
   (Читал: ХI-78г.; 19/III-90г.; 17/II-91г.; 10/Х-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
   «Малейшие проблески мыслей должны быть взвешены, предусмотрены – к чему они могут привести».
* * *
   «Постепенно создается духовный внутренний склад человека, который, прежде чем укрепиться, терпит большие неприятности».
* * *
   «Часто печалимся, потерявши материальное нечто, а о большем, несравнимо ценнейшем, о том не печалимся».
* * *
   «Празднословие, не имеющее ни конца, ни края…»
* * *
   «Каждый день несет свой запас дел. Все уходит в вечность! Страшись быть немилосердным, немилостивым!
   Если допущены были какие немилости, торопись покрыть их большими милостынями, чтобы просители там (в горнем мире – ред.) еще не успели подтвердить наше немилосердие. Страшно ведь! Нет мелочей в духовной жизни».
* * *
   «Не гневайся ни на свои, ни на чужие промахи. И они нужны – смирить нашу гордыню».
* * *
   «Слезно проси о выполнении намеченного; научись просить душевно и сосредоточенно. Требуется большая твердость, настойчивость – как крепость брать. Помни всегда о трудности».
* * *
   «Убеждаюсь явно, как надо охранять плод молитвы. Помни, что после её совершения лукавый не потерпит всхода от духовного сеяния, воздвигнет большое гонение изнутри и от внешних. После молитвы всегда ожидай принять большое или малое духовное сражение в зависимости от горячности молитвы, от высоты горняго полета».
   (Читал: 14/V-86г.; 19/III-90г. ; 17/II-91г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
   «Учись молиться с верою – обретешь быстро плод молитвы».
* * *
   «Всемерно держаться за установленный молитвенный порядок. Будешь, как в корыте: выпрыгнуть-то нельзя из него – правила держат (опыт).
   А выпрыгнул, выбился из колеи… и пошел гулять. Такая гулянка дорого обходится. Тут и немощь телесная, и просто лень, уныние, полная апатия, все-все, что только может быть худого. Все, как репей, прильнет и так быстро и цепко ухватится, что не скоро отцепишься от него.
   А внутреннее сознание своего непостоянства, нанесенного большого оскорбления, что променял духовную беседу-разговор! На что?
   На пустословие, еду, на сон…
   И что это все потом тебе принесло?
   Одно только уныние и томление духа.
   Но помни: чтобы восстать и войти обратно в колею, надо опять крепко-крепко от глубины души возопить:
   «Боже, милостив буди мне, грешному!».
   (Читал: 25/IV-90г.; 17/II-91г.; 10/Х-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
   «Соблазны и дела плоти: прелюбодеяние, блуд, нечистота, идолослужение, вражда, ссоры, зависть, гнев, клевета, гордость».
* * *
   «Твердо помни, что от Господа все исходит».
* * *
   «Бойся гордости во всех ее проявлениях».
* * *
   «Чтобы любить ближнего, надо изыскивать все средства и способы мягкого обращения с ним. Господи, помоги!».
* * *
   «Приступая в молитве к обитателям горних обителей, надо с глубоким смирением сознавать свои слабости, немощи, и в то же время твердо понимать, что там – совершенная любовь, святость. Оттуда несомненно получишь поддержку-помощь».
* * *
   «Всегда неизменно помышляй, что ты временный здесь посетитель. Туда перейдет весь твой внутренний облик, какой он был на сегодняшний день. Хорош ли?»
* * *
   «Любовь – это соль, без которой не вкусны, не привлекательны и теряют всякую цену многие доброделания. Любовь – это основание, на котором строится духовное здание.
   Дело сделанное, слово, сказанное по любви, оставляет большой аромат на многие часы, а может быть, и дни. Без любви не будет духовного делания».
* * *
   «Когда, как говорится, и в двери, и в окна души лезут эти враги – помыслы, что надо делать?
   Молиться душевно, сердечно, сосредоточенно, довести до точки живого общения с Господом. Предать себя всецело Господу.
   “Да будет воля Твоя!” – внутренно пусть эти слова скажутся».
   (Читал: 25/IV-90г.; 19/II-90г.; 10/Х-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
   «Как осязательно чувствуешь последствия, бываемые от внутренней раздражительности, недовольства, душевной нерасположенности, своего якобы превосходства; ближняго же как бы глупости, неразумия… Все это, я говорю, ведет к полному уничтожению молитвенного строя (опыт).
   Сам почувствуешь тогда после всего этого, куда девалась душевная теплота… – исчезла. Подобно тому, как холод и тепло вместе находиться не могут – одно должно вытеснить другое.
   Вот как надо бережно относиться к своему внутреннему состоянию. Как только заметил внутреннее охлаждение к ближнему, проявленное в раздражительности или в чем другом, лишенном любви, быстро, немедля начинай воссылать из глубин душевных молитву о здравии и спасении тех, против которых восстал, хотя бы мысленно.
   Мысленное умаление ближняго заменяй изысканием великих и славных дел его, даже тебе известных. Великая от этого польза».
   (Читал: 19/III-90г.; 25/IV-90г.; 17/II-94г.; 18/ХI-94г.)
* * *
   «Каждое знакомство, встреча – все должно быть направлено к духовным целям».
* * *
   «О, эта льготность! Как она обманчива – скрытый опасный враг; под личиной дружества вонзает нож, отнимая все лучшее, дорогое, ценное!»
* * *
   «Бойся, страшись льготности!
   Страшно остаться у потухшего духовного костра! Сам замерзнешь и приходящих к тебе не согреешь добрым, ласковым словом, словом одобрения, словом жизни».
* * *
   «Требуется много питать себя духовно, просто, можно сказать, ежечасно пополнять духовную сокровищницу. Большая работа!»
* * *
   «Когда нет духа любви, тогда очень тяжело, душно-тесно. А когда луч хоть малой любви осветит, тогда не видно границ для доброделания – чувствуется легкость, возвышенность, горение духа».
* * *
   «Привыкай наступающий день считать последним в своей жизни, а также каждую встречу, дело, разговор считай последним».
   (Читал: 10/III-75г.; 10/Х-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
   «Как надо бояться погасить в себе искорку любви, страшиться малой раздражительности и даже внутреннего неудовольствия, потому что это вестники большой разрушительной силы. Они несут утрату душевного покоя и радости».
   (Читал: 29/IV-90г.; 19/II-90г.; 18/ХI-94г.)
* * *
   «Тело наше – бренная тяжелая одежда. Как мы холим эту одежду, которая разрушится! А часто при жизни не бережем ее – опять делаем ошибку. При здоровом теле много можно сделать добра».
* * *
   «Как немного надо для того, чтобы нарушить в себе мирное настроение. Немного сказанного (одно слово с прослойкой смешливости) способно бывает нарушить доселе строгое, приподнятое духовное настроение.
   Допущенная словесная болтливость служит причиной к душевной опустошенности, к потере духовного мира.
   Как надо быть осторожным, – с простотой, доступностью сердечной сохранять большую строгость к себе.
   Скуп на слова – внимателен к окружающим».
* * *
   «Вот наука: как молиться?
   Это отдать себя целиком и полностью со всеми своими мыслями-желаниями. Не должно быть двойственности. Молиться надо настойчиво, с благоговением и сердечным устремлением, полной отдачей себя, а не просто бы только с рук столкать».
* * *
   «Воспитывай в себе чувство ничтожества, особенно при начале молитвы (опыт)».
* * *
   «Льготность – очень большой и опасный враг. Допущение телесного покоя много повредит духовности. Ласково берет, но жестоко бьет. Очень опасный, ежечасно подстерегающий враг. Трезвись и бодрствуй!»
* * *
   «Очень опасно питать и малые чувства неприязни к ближним. Они быстро вырастают и угнетают прежде всего самого себя».
* * *
   «Одна духовная дочь поведала: “Помолилась «Богородице Дево», прочитала 500 раз, и ребенок (больной, расслабленный) стал здоровым”. Дивная сила молитвы».
* * *
   «При больших душевных переживаниях происходит упадок телесных, а наипаче душевных сил. Необходима краткая, но проникновенная просьба молитвенная о помощи. Не случайно посещение таких ужасных душевных провалов! – дабы сочувствие, понимание иметь во всем к другим пловцам бурного жизненного океана, испытывающим эти состояния».
* * *
   «Не нужно много открывать своих душевных тайников (в смысле – духовных советов). Это тоже неполезно. Говоришь на ветер, а себя через это обкрадываешь».
* * *
   «Очень опасно заниматься осуждением когда-либо. Это грозит личным душевным опустошением. Вот и выбирай: полноту душевную или пустоту (опыт)».
   (Читал: 10/Х-84г.; 21/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
   «Не презирай человека, каков бы он ни был. Достаточно это допустить, как все пойдет вверх дном (опыт).
   Большая сложность в этом – поднять на высоту уроненные авторитеты».
* * *
   «Малейший изгиб, поворот душевный в сторону озлобления, в чем бы он ни совершался: словесно или мысленно, – приводит к разрушению и обнищанию духовному.
   Малейшая немилость, нелюбовность сразу же скажется – почувствуется усталость: душевная и даже физическая. Все это приносит не радость и покой, а наоборот – тягость и раздражительность».
* * *
   «Надо просто физически заставить себя молиться. Пусть вначале несвязно, запинаясь, даже падая. Невзирая на все это, веди свой разговор, свою беседу с горним миром».
* * *
   «Лучше меньше посвящать других в личные приемы духовной работы. Больше развивать в себе молчание – дорогое (качество – ред.), подготавливающее к сосредоточенной молитве – отдаче себя».
* * *
   «Надо быть очень крепким духом, несмотря на свои промахи-неудачи. Не падать духом, а молиться и просить; уметь просить с верой, не формально».
* * *
   «Любовь все покрывает, не помнит зла».
* * *
   «Очень важное наблюдение одной души-христианки: при крайнем телесном расслаблении, нежелании встать на молитву надо совершать истовое крестное знамение, да не один раз. После этого вливается большая духовная энергия, загорается желание молиться (христианский опыт наших дней)».
* * *
   «Как можешь ты исполнить первую заповедь: “Люби Бога”, если не выполнил наказ: “Люби ближняго, как самого себя”? (Опыт.)
   Все христианство основы имеет в этой заповеди.
   Какая требуется внимательность к себе на днях, часах, минутах в своей жизни к выполнению этого завета любви. Враг сильно ненавидит эту заповедь и старается ежеминутно (без преувеличения) вселять сначала мысленно, а потом словами и делами нелюбовность к окружающим, а через это самое вводить нашу душу в страшное место духовного мрака: пустоты, озлобленности, раздражительности.
   Успех молитвы за других достигается при условии выполнения святого наказа: “Помни: Бог – любовь есть”. С верой надо просить, будучи весь наполненным желанием помочь. Проявить любовь… Для души любящей нет никаких препятствий, все можно получить, чего просишь. Только искренне проникнись в эту заповедь, тогда жизнь будет настолько возвышенна, радостна, невзирая ни на какие трудности, физические и моральные!».
* * *
   «Надо научиться предавать себя всецело в волю Господню, чаще и проникновенно говорить: “Да будет воля Твоя!”».
   От авторов книги:
   Очень часто к отцу Григорию обращались с просьбой помолиться за пьющих. Батюшка всегда записывал имя пьющего и молился о нем. Но, кроме того, если человек хотел сам избавиться от гнусного порока пьянства, отец Григорий всегда давал ему советы, которые он почерпнул в «Идеалах христианской жизни» Евгения Поселянина:
   1. Когда появляется тяга к выпивке, прежде чем пить, прочитай главу из Евангелия. Если тяга не прошла – еще одну. Постепенно вместо желания выпить возникает отвращение к вину. Но только делать это надо, вкладывая всю душу в молитву и чтение Евангелия. Прямо обратить всего себя в молитву, ничего не чувствуя вокруг…
   2. Также при тяге к спиртному: «Прочитать 33 раза Иисусову молитву (по числу земных лет жизни Иисуса Христа)».
* * *
   Наставления страдающим пьянством отец Григорий выделял среди многих других поучений особо. Он часто перепечатывал их на своей старенькой печатной машинке под копирку и дарил духовным чадам, которые приходили к нему за советом о том, как избавить своих близких от страшного недуга. В архиве батюшки хранится тетрадка с наставлениями Е. Поселянина, выписанными из упомянутой выше книги. Приведем этот текст в том варианте, который сохранился в редакции отца Григория.
   Назидательные примеры для страдающим пьянством.
   Старец Серафим всегда носил на своих плечах Евангелие, кладя его в свою суму, поверх песку и каменьев, какими эта сума была набита.
   Конечно, помимо напоминания себе о благом иге Христовом в словах Евангельских, которое он нес на себе всю свою жизнь, старец знал, что слова Евангелия сами по себе имеют охраняющую силу.
   Один капитан признавался в том, как был исцелен от пьянства чтением Евангелия:
   «Я с молодых лет служил в армии, а не в гарнизоне: знал службу и любим был начальством как исправный прапорщик. Но лет; были молодые, приятели – тоже; я, по несчастию, и приучился пить, да под конец так, что открылась и запойная болезнь. Когда не пью, то – исправный офицер, а как запью, то – недель шесть в лёжку.
   Долго терпели меня. Наконец, за грубости шефу, сделанные в пьяном виде, разжаловали меня в солдаты на три года, с перемещением в гарнизон; а если не исправлюсь и не брошу пить, то угрожали строжайшим наказанием.
   В сем несчастном состоянии я, сколько ни старался воздержать себя и сколько от сего ни лечился, никак не мог покинуть моей страсти, а потому и хотели переместить меня в арестантские уже роты. Услышав сие, не знал я, что с собой делать!
   В одно время я с раздумьем сидел в казармах. Вдруг вошел к нам какой-то монах с книжкой для сбора на церковь. Кто что мог, подали. Он, подошедши ко мне, спросил:
   – Что ты такой печальный?
   Я, разговорившись с ним, пересказал мое горе.
   Монах, сочувствуя моему положению, начал:
   – Точно так же было с моим братом, и вот что ему помогло. Его духовный отец дал ему Евангелие, да и накрепко приказал, чтобы он, когда захочет вина, то, нимало не медля, прочел бы главу из Евангелия. Если и опять захочет, то снова читал бы следующую главу. Брат мой стал так поступать – и в непродолжительном времени страсть к питью в нем исчезла, и теперь вот уже пятнадцать лет капли хмельного не берет в рот. Поступай-ка и ты так, увидишь пользу. У меня есть Евангелие. Пожалуй, я принесу тебе!
   Выслушав это, я сказал ему:
   – Где же помочь твоему Евангелию, когда никакие старания мои, ни лекарственные пособия не могли удержать меня?..
   Я сказал так потому, что никогда не читал Евангелия.
   – Не говори этого, – сказал монах. – Уверяю тебя, что будет польза.
   На другой день действительно монах принес мне вот это Евангелие. Я раскрыл его, посмотрел, почитал да и говорю:
   – Не возьму его. Тут ничего не поймешь, да и печать церковную читать я не привык.
   Монах продолжал убеждать меня, что в самых словах Евангелия есть благодатная сила, ибо писано в нем, что Сам Бог говорил.
   – Нужды нет, что не понимаешь, токмо читай прилежно. Один святой сказал: “Если ты слова Божия не понимаешь, так бесы понимают, что ты читаешь, и трепещут”. А ведь страсть пьянственная – непременно по возбуждению бесов. Да вот тебе еще скажу. Святой Иоанн Златоуст пишет, что даже та самая хр;мина, в которой хранится Евангелие, устрашает духов тьмы и бывает неудобь приступна для их козней!
   Я, не помню, что-то дал монаху, взяв у него сие Евангелие, и положил его в сундучок с прочими моими вещами да и забыл про него. Спустя несколько времени пришло мне время запить: смерть как захотелось вина, и я поскорее отпер сундучок, чтобы достать деньги и бежать в корчму.
   Первое попалось мне в глаза Евангелие, и я вспомнил живо все то, что говорил мне монах, развернул и начал читать сначала первую главу Матфея. Прочитавши ее до конца, именно ничего не понял, да и вспомнил, что монах говорил: “Нужды нет, что не понимаешь, только читай прилежно”.
   Дай, думаю, прочту другую главу. Прочел – и стало понятно. Дай же – и третью. Как только ее начал читать, вдруг – звонок в казарме: к местам, на койки. Следовательно, уже идти за ворота было нельзя. Так я и остался.
   Вставши поутру и расположившись идти за вином, подумал: “Прочту главу из Евангелия, что будет?” Прочел – и не пошел. Опять захотелось вина; еще стал читать – и сделалось легче. Это меня ободрило, и при каждом побуждении к вину я стал читать по главе из Евангелия. Что дальше, то все было легче. Наконец, как только окончил всех четырех евангелистов, то и страсть к питью совершенно прошла, и сделалось к ней омерзение. И вот ровно двадцать лет я совершенно не употребляю никакого хмельного напитка.
   Все удивлялись такой во мне перемене: по прошествии трех лет опять возвели меня в офицерский чин, а потом в следующие чины и, наконец, сделали командиром. Я женился. Жена попалась добрая, нажили состояние и теперь, слава Богу, живем, да и по силе мочи бедным помогаем, странных принимаем. Вот уже и сын у меня офицером и хороший парень.
   Слушай же: с тех пор, как я исцелился от запоя, дал себе клятву каждый день во всю мою жизнь читать Евангелие, по целому евангелисту в сутки, невзирая ни на какие препятствия. Так теперь и поступаю. Если очень много дела бывает по должности и утомляюсь очень сильно, то вечером, легши, заставляю прочесть надо мною целого евангелиста жену мою или сына моего – и так неопустительно выполняю сие мое правило.
   В благодарность и во славу Божию я это Евангелие оправил в чистое серебро и ношу всегда на груди моей!».
   Бывший тут слушатель добавил:
   – В нашем селе на фабрике один мастеровой был, очень искусный в своем деле, добрый и дорогой мастер, но, по несчастию, тоже запивал, да и часто. Один богобоязненный человек посоветовал ему, чтобы он, когда захочется ему вина, проговаривал по 33 Иисусовых молитв в честь Пресвятой Троицы и по числу тридцатитрехлетней земной жизни Иисуса Христа. Мастеровой послушался, стал это исполнять – и вскоре совершенно кинул пить. Да еще что? Через три года ушел в монастырь.
   Из разговора с отцом Григорием:
   «Страшно, когда человек, проходя по жизненному пути, не встречает трудностей, переживаний, страданий. Господь как бы не видит в нем свое дитя и, давая насладиться всем на земле, закрывает путь к блаженству в вечности. То есть люди, терпящие трудности и беды, не забыты Господом; вот почему надо радоваться при своих бедах. Хотя бы не унывать и не отчаиваться, а видеть в этом Божий промысел».
   Выдержки из поучений святителя Феофана Затворника, записанные в дневнике отца Григория:
   «В духовной жизни необходимо постоянное самопринуждение».
* * *
   «Духовные дела требуют напряженнейшего труда».
* * *
   «Кто желает себе на земле покоя, тот является первым врагом своего спасения».
* * *
   «Постоянный и непрерывный труд над собой – необходимое условие в деле спасения христианина».
* * *
   «Человека, ищущего спасения, подстерегают многие неожиданные скорби и жизненные трудности».
   Из духовного архива отца Григория
   Духовные наставления епископа Феофана.
   Чтобы достойно причаститься, надо душу очистить покаянием, и к этому святому таинству приготовить себя хождением в храм, домашней молитвой и прощением. Самое главное в этой подготовительной работе – войти в себя. Препятствия к этому возникают от житейских забот и блуждания мыслей по всему миру. А поэтому надо удерживать себя от лишних хлопот – есть дело самое главное, а если кто не делает этого, то и говенье проходит кое-как. Необходимы сосредоточенность, самоуглубление. Наедине с собой, опять же, надо помнить, чтобы не попусту сидеть, а совершать молитву, чтение и размышление. В храме находясь, опять же, – от души совершать молитву; кроме того, нужно вникать в то, что поется и читается.
   А если мысли блуждают и там, необходимо зорко следить за собой. Как заметил, что ты уже мыслию не в храме, а где-то далеко, – сразу же вернись и не позволяй им блуждать, оставлять святое место. Средство против блуждания мыслей – это сердечное молитвенное обращение к Господу Иисусу Христу. Надо трудиться над этим; если эта молитва будет совершаться, то она отгонит все блуждания мыслей.
   Много помогает, чтобы достигнуть сосредоточенности в молитве, – если совершать поклоны, поясные и земные. Если все это будет совершаться, то человек почувствует радость душевную от пребывания в храме, и будет тогда стремиться туда, как стремятся в теплую комнату с холода.
   О молитвенном правиле
   Письма ппископа Феофана Затворника
   Надобно иметь молитвенное правило, немощи ради нашей, чтобы, с одной стороны, лености не давать хода, а с другой – ревность держать в своей мере.
   Самые великие молитвенники имели правило молитвенное и держали его. Всякий раз они начинали молитву с установленных молитв, а потом уже, если в продолжение их находила молитва самодвижная, оставляли их и молились сею молитвою.
   Тем более нам надо так поступать. Не надо набирать много молитв, но надо стараться, чтобы они, молитвы, были сердечными, а не одним языком произносимы. Самое главное в молитве – не языком одним, а сердечно молиться.