Ликвидация безграмотности в СССР

Константин Калинин
Ликвидация безграмотности в СССР 1919-1940 гг.

Ликвидация безграмотности (Ликбез) - кампания по ликвидации  безграмотности (с 1919 г. до начала 1940-х гг.) – массовое обучение  грамоте взрослых и подростков - самый масштабный социальный и образовательный проект не только во всей истории России, но и Европы).

Начальный этап Ликвидации безграмотности

В 1913 г. в России, по данным «Статистического Ежегодника России», число  грамотных составило 27%, последнее место в Европе по числу грамотных на 1.000 жителей.

26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в  возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию. 

Грамотность была не целью, а средством: «массовая неграмотность  находилась в противоречии с политическим пробуждением граждан и  затрудняла осуществление исторических задач преобразования страны на  социалистических началах». Новой власти требовался новый человек,  полностью понимавший и поддерживающий политические и экономические  лозунги, решения и задачи, этой властью ставившиеся.

Что имелось в виду под «безграмотностью» в системе ликбезов?

Это было самое узкое понимание – азбучная неграмотность: на начальном  этапе ликвидации целью было обучить людей технике чтения, письма и  простого счета. Окончивший ликпункт (теперь такой человек назывался не  безграмотным, а малограмотным) умел читать «ясный печатный и письменный  шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в  служебных делах», мог «записать целые и дробные числа, проценты,  разобраться в диаграммах», а также «в основных вопросах строительства  Советского государства», то есть ориентировался в современной общественно-политической жизни на базовом уровне. Школы для малограмотных  стали второй ступенью в системе образования рабочих и крестьян. Цели обучения были более обширны: основы обществоведения, экономической  географии и истории. Кроме того, в деревне предполагалось обучение началам агро- и зоотехники, а в городе – политехнических наук.

Все имеющиеся культурные силы страны были брошены на борьбу с безграмотностью, доставшуюся от царизма.  Каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15,  должен был открыть школу грамоты, обучение вначале шло 3-4 месяца по 6-8  часов в неделю, а с 1922 г. срок обучения увеличили до 7-8 месяцев.  Обучающимся рабочий день сокращался на два часа, предоставлялись  различные льготы. Лица, препятствующие неграмотным посещать школу,  привлекались к уголовной ответственности. В стране создавалась широкая  сеть школ и пунктов по ликвидации безграмотности. Под ликпункты  рекомендовалось приспосабливать всевозможные помещения: заводские,  частные дома и церкви. Для ликвидации неграмотности привлекались все  образованные граждане.

Второй этап Ликвидации безграмотности
Вскоре принимаемые меры тем не менее признаются недостаточными, по данным переписи 1920 г., грамотными были 33% населения (58 млн.  человек и в июле 1920 года учреждается Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.  Ею были созданы курсы учителей для ликвидации безграмотности. В 1922  году был проведен I Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности.

Для координации совместной работы в 1923 г. создаётся добровольное общество «Долой безграмотность» под руководством Калинина. 

В ноябре 1920 г. в 41 губернии Советской России работало примерно 12  тыс. школ грамоты, однако работа их не была полностью налажена, не  хватало ни учебников, ни методик: старые азбуки (в основном детские) не годились для новых людей и новых нужд. Новые буквари начали создавать  уже в первые годы Советской власти. По первым учебникам особенно заметна  основная цель ликбеза – создание человека с новым сознанием. Буквари  были средством политической и социальной пропаганды.

С конца 1920-х гг. кампания по ликвидации неграмотности вышла на новый  уровень: меняются формы и методы работы, увеличивается размах. В 1928 г.  по инициативе ВЛКСМ был начат всесоюзный культпоход (всенародное  движение за грамотность, грамотные обучают неграмотных).  Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где  основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К  середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся  только в учтённых школах грамоты — 10 млн.

Следующий этап в борьбе за массовую грамотность населения – культурная  революция в 1930 году. В ходе нее в СССР было введено всеобщее начальное  обучение. Теперь ликбезом и ликвидацией малограмотности занимались обычные, а не чрезвычайные государственные органы.  Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало определенные  гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности  возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на  330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе).  Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.

К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах  только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных. По данным переписи 1939 года, грамотность  лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%. 

Итоги кампании по Ликвидации безграмотности
Уже в 1926 году 56.6% населения страны в возрасте от 9 до 50 лет были  грамотными. К 1939 г. число грамотных в возрасте от 9 до 50 лет  составило 87.4%. С 1921 по 1940 г. в школах ликбеза и в школах для малограмотных было обучено около 60 млн. человек.

Ликвидация неграмотности - только первый, пусть и крайне необходимый  шаг, но для построения социализма, для развития страны необходимо было  значительное повышение уровня образования. Только на этой основе можно  было преодолеть экономическое отставание от развитых капиталистических  стран. Поэтому одновременно с ликвидацией неграмотности шла упорная и  трудная работа по созданию разветвлённой сети общеобразовательных школ,  рабфаков, техникумов и ВУЗов.

К началу 1940-х СССР население СССР было в массе образованным,  грамотным, умеющим пользоваться сложной техникой. Титанические усилия  совесткой власти и народа по ликвидации безграмотности в 20-40 гг не  прошли даром, и это отлично показала Великая Отечественная Война. Из  лапотной неграмотной крестьянской России Страна Советов стала страной  ученых, инженеров и победителей, а потом – и покорителей космоса. Этап  ликвидации безграмотности можно считать начальным этапом к будущим  совестким победам.