Лёня Бобров пишет заметку о том, как Константин Па

Владимир Владимирович Залесский
Лёня Бобров пишет заметку о том, как Константин Паустовский рассказывает о Таганроге и о Святом Павле Таганрогском. Литературный рассказ.


Лёня Бобров периодически пишет материалы о Таганроге.

Недавно он прочитал строки Константина Паустовского о Таганроге и решил написать литературную заметку.

Свою заметку он озаглавил «Паустовский в Таганроге».

Лёня вспомнил слова Юрия Трифонова насчет полезности существования Литературного института и начал свою заметку с упоминания этих слов Юрия Трифонова.

«На семинаре в Литературном институте один из студентов задал вопрос Константину Паустовскому:

- Константин Георгиевич, Юрий Трифонов сказал, что писателем можно стать и без Литературного института, но Литературный институт нужен. Это правда?

Паустовский прошелся несколько раз перед студентами, размышляя, что ответить…

- Вы, наверное, читали мою «Повесть о жизни». Я рассказывал, как с моей бабушкой-католичкой я участвовал в паломничествах.

Накопление мною фронтового опыта (во время Первой Мировой войны) завершилось нападением на меня сзади бульдога, схватившего меня за шею, внезапным ранением и обнаружением газеты с сообщением, что оба мои брата были убиты в один день.

Примерно в это же время я услышал звук горна, который произвел на меня сильное впечатление.

После ранения и лечения в госпитале я переехал в Москву.

Мой дядя, артиллерийский инженер, прикомандированный к французской военной миссии, по моей просьбе устроил меня рабочим на металлургический (артиллерийский) завод в Екатеринославе.

Мой начальник направил меня из Екатеринослава в Таганрог.

В своем произведении «Далёкая юность» (это одно из произведений, входящих в «Повесть о жизни») я упомянул достопримечательности Таганрога.

О моем посещении памятных мест Святого Павла Таганрогского я там не написал – такие слова, вместе с упоминанием моего участия в католических паломничествах, могли бы создать для меня сложную ситуацию. Тем более, я не мог написать, как я лежал на скамье, на которой спал Святой, и о чем я думал.

Константин Паустовский по памяти процитировал слова из своего произведения: «Мне  казалось,  а  может быть,  это  было и  действительно  так, что  я здоровею от солнца и легкого голода,-- я его испытывал тогда все время.

Я читал подряд и  выучивал наизусть всех  поэтов, книги которых брал  в библиотеке…

Я  мог  без конца повторять отдельные любимые  строфы…

Я  был окружен  толпой поэтов. Я  беседовал  с ними…

Стихи  были для меня такой же реальностью,  как хлеб, работа на заводе, как  солнце  и воздух... Они несли  меня, как пенистый поток несет оторванную от дерева ветку. Я не мог сопротивляться им…».

Паустовский улыбнулся и продолжил рассказ.

- Во время шторма я едва не погиб в Азовском море. Когда мне удалось вернуться на берег,  смотритель  Таганрогского порта  посоветовал мне научиться  понимать  штормовые сигналы - и  на  море, и  в  собственной  жизни.  Во  избежание  непоправимых несчастий.

Я поступил на обучение к старому  рыбаку  с   Петрушиной  косы   Мыколе – стал работать у него подручным. С Мыколой я познакомился на таганрогском  базаре, где он продавал рыбу – свой улов.

На Петрушинской косе я узнал  все  породы  рыб,  водившихся в  Азовском море,  их повадки, главные подводные дороги рыбьих косяков.  Я узнал множество примет, все  ветры (а на Азовском море их было много) - трамонтан, бору, горишняк, гирловой, сгонный, низовку, верховку, керчак, левант и другие, более редкие. Я много узнал о работе рыбаков.

От Петрушинской косы пароход отвез меня в Мариуполь. Из Мариуполя я вернулся в Москву, где начал работать в газете.

В то время мне часто снился сон: снежная равнина  с редким частоколом телеграфных столбов.  Впереди  не было ни  городов, ни сел,  а один только снег и наскучившая зимняя стужа.

В Подмосковье, в городе Ефремове, я встретил потомка царя Шуйского и подписал с ним договор.

Началась Февральская революция.

В общем, правильно сказал Юрий Трифонов, Литературный институт нужен, но писателем можно стать и без Литературного института.

Как я рассказал бы о моем посещении памятных мест Святого Павла Таганрогского, если бы мы сегодня не встретились на этом семинаре в Литературном институте?

Семинар завершился, студенты решили прочитать строки Паустовского о Таганроге.»

Лёня написал заметку. Многое в ней придумано. Однако, Константин Паустовский был человеком любознательным, он подробно осматривал города, в которых он жил. Таганрог – город сравнительно небольшой. Повторно он посетил Таганрог в 1952 году. Наверное, во время второго визита он снова посетил памятные места Святого Павла Таганрогского, хотя он и не сказал об этом на семинаре.

Лёня готовится разместить заметку о Паустовском и о Святом Павле Таганрогском в интернете.


6 июля 2022 г. 05:02

{ 3082. Лёня Бобров пишет заметку о том, как Константин Паустовский рассказывает о Таганроге и о Святом Павле Таганрогском. Литературный рассказ.
MMMLIII. Lenya Lenya Bobrov writes a note about how Konstantin Paustovsky talks about Taganrog and Saint Paul of Taganrog. A literary story. }