Утрата ковров - утрата культуры

Шери Пашаева
Вывоз советского коврового антиквариата из Южного Дагестана.
Бездействие республиканской власти.

Старые ковры ручной работы - это не просто изделия, сотканные вручную, это народная культура во всех смыслах слова. Ковёр - это визуальная культура, письменная культура, мифическая культура, культура символов и метафор. Но самое главное, ковёр это народная традиция. «Традиция» - это любые исторические и древние достижения, которые передаются от родителей к детям в мыслях, убеждениях и действиях, и дети передают их следующему поколению. У каждого народа есть традиции, и чем древнее народ или обычай, тем древнее их традиции. Согласно исследованиям, традиция прядения, крашения и ткачества, восходят к 10 тысячелетию до нашей эры. Необходимо отметить, что традиция в ее абсолютном смысле - это не статичное, историческое, замкнутое и чисто связанное с прошлым, а Живой Поток, текущий из прошлого в настоящее и идущий к будущему.

Как же поступает современное поколение лезгин с этим живым информационным потоком духовно-символической знаковой культуры, полученной им от своих бабушкек и прабабушек в виде сотканным вручную ковров?

Мы опять поднимаем тяжёлую для нашего народа духовную проблему молодого поколения лезгин, поколения, которое не помнит своих корней и не ценит своё культурное наследие. И касается это того, как легко отдают молодые лезгины и лезгинки в Южном Дагестане старые бабушкины ковры скупщикам за мизерные деньги или новую синтетику. Несмотря на то, что мы обвиняем скупщиков ковров, которые, конечно, обманывают, чтобы забрать старый традиционный ковёр у лезгин, однако мы не можем снимать ответственность и со своего народа.

Южный Дагестан стал для дилеров и скупщиков антиквариата основным полигоном деятельности на Северном Кавказе. Особенно это касается вывоза ковров и ковровых изделий, которые отовсюду собираются, обманывая местное население, предлагая им даже не скупку за деньги, а обмен на фабричную синтетику, которая ничего не стоит и является практически мусором. Сайты по продаже южнодагестанских ковров ручной работы советского и досоветского времени в РФ имеют целую сеть магазинов по обмену ковров ручной работы на синтетику машинного производства и группы подпольных дилеров, работающих на эти ресурсы под видом частников. На самом деле происходит масштабная ковровая афёра, которая прикрывается внешне маской, якобы эти ресурсы способствуют возрождению и развитию ковровой культуры. Для отвода глаз от своей неблаговидной деятельности такие ресурсы тщательно продумали каждый свой официальный шаг.

Например, представители или владельцы антикварных сайтов по продаже традиционных южнодагестанских ковров часто участвуют во всяких республиканских выставках, отслеживают, где, когда, какое мероприятие, чтобы участвовать, создавая видимость некоей культурной деятельности, но на самом деле это всё полная фикция. Ковры на сайтах сопровождают придуманные истории, создающие иллюзию, но нет настоящих данных об истории происхождения приобретённого ковра, о мастерах, кто его соткал. На самом же деле они все ведут очень непорядочный и нехороший для Южного Дагестане бизнес, обчищая наивных людей. Скоро в Южном Дагестане не останется ни одного своего старинного традиционного ковра. Даже сейчас в мечетях сёл данных районов не сыскать настоящих старинных сумагов и ковров, везде, в основном, лежит на полу фабричная синтетика.


Вопрос (?)

Почему именно Южный Дагестан стал лёгкой добычей для подобных ковровых махинаций? Почему некоторые сайты открыто и спокойно зарабатывают на остатках местной традиционной ковровой культуры?

По сути, такого нет ни в одном другом регионе Северного Кавказа. Все республики Северного Кавказа никогда не допустят на своей территории масштабной скупки никаких антикварных изделий традиционных промыслов. Это касается и Северного и Центрального Дагестана, где невозможны такие действия даже по тому, что само местное население и власти не допустят. Что касается соседнего Азербайджана, то там власти давно уже максимально позаботились обо всём и действует государственный запрет на вывоз антиквариата, особенно, ковров ручной работы до 1960 года. А на деле же вообще нет шанса вывезти из Азербайджана ни один ковёр, даже сотканный до 2000 года. Моментально будут проблемы с законом и придётся заполнять массу бумажек. Так что скупщик скорее всего бросит ковёр и сбежит. А тем более, конечно же, в Азербайджане невозможен ни при каких обстоятельствах никакой массовый вывоз ковров, как это происходит в последний год-два в Южном Дагестане. Поэтому ни один ковёр, который якобы "азербайджанский" на сайтах продаж в РФ не является по настоящему азербайджанским, а был вывезен исключительно только с территории Южного Дагестана.

В Азербайджанской республике традиционные ковры старше 1960 года разрешают вывозить только при наличии письменного разрешения Министерства Культуры. Это большая проблема вывезти из Азербайджана хотя бы несколько ковров ручной работы даже позднего советского периода. В единичных экземплярах вывезти ковёр старше 1960 года из Азербайджана можно только при уплате налога и при предъявлении сертификата на право владения ковром. А в Южном Дагестане свободно разъезжаются многочисленные дилеры или скупщики от официальных антикварных сайтов, выменивая местные ковры на несколько дешёвых фабричных ковров. Дилеры беззастенчиво хвастаются на своих сайтах приобретением тех или иных ковров из Южного Дагестана, словно это подвиг. Но умалчивают о том, что ковры на деле не выкупаются за достойные деньги у местного населения, у тех, чьи бабушки и матери когда-то их соткали, а обманом обмениваются, в основном, на фабричную синтетику. Умалчивается вся подноготная истории, как каждый ковёр на самом деле попал в их руки. Потому что это нехорошие истории. О них никто не расскажет. Магазины по обмену действуют традиционных ковров ручной работы на новую синтетику даже в районных центрах Южного Дагестана и главы администрации ничего не предпринимают для пресечения их деятельности.

О какой работе в направлении возрождения коврового производства может быть речь, если никто не бережёт остатки предыдущей ковровой культуры у себя в домах, сёлах, районах? Все те, кто наивно радуются о том, что лезгинские ковры на больший сайтах рекламируются для своей выгодной продажи, не понимают, что на деле происходит.

К сожалению, владельцы таких антикварных ресурсов действуют открыто неспроста, а потому что имеют определённую поддержку (связи) в органах власти республики, позволяющих им так беззастенчиво свободно обдирать ковровое культурного наследие Южного Дагестана.

Начало этой печальной истории уходит корнями во вторую половину XX века, когда во всех дагестанских районах, особенно, в южнодагестанских, действовали многочисленные скупщики из соседних союзных республик, которые денно и нощно искали везде старинные ковры и покупали их у населения за бесценок. Эти ковры потом с лёгкостью выдавались за чьи угодно, кроме как за сотканные своими истинными производителями. Пик же вывоза коврового антиквариата из лезгинских районов Южного Дагестана пришёлся на 90-е годы, когда и было вывезено в огромных количествах всё самое ценное и старинное из коврового наследия лезгинского народа. Сейчас же, в последние годы идёт уже остаточный массовый вывоз уже тех советских изделий (+-50-100 летней давности), которые чудом оказались еще сохранёнными в домах людей в память о тех мастерицах своего рода, которые их соткали: те самые бабушкины ковры.

Последнее поколение ткавших ковры лезгинок приходилось на 80-е годы. Но уже с 70-х началось закрытие ковровых фабрик в лезгинских районах. Фабрики закрывались по приказам из Махачкалы для перемещения всего коврового производства республики в Табасаранский, Хивский и Дербентский районы, куда уже давно стали отдаваться почти все крупные республиканские заказы. Лезгинские районы оказались не нужными дагестанской власти в этом отношении и лишены возможности сохранить ковроделие. Но самое страшное, что могло произойти с любым народным ремеслом - прервалось преемственность ремесла. Рождались новые поколения, которые уже не видели ткущих мам и бабушек. Современное поколение лезгин, выросших в духовном вакууме, видевших ковроткацкие станки только в музеях или в этнодомах, себя никак уже не связывают с коврами и ремеслом. Последнее, что осталось сейчас в домах лезгин от поистине выдающегося прошлого коврового наследия лезгинского народа это старые ковры советского периода, сотканные прабабушками...

Поэтому, хотя тут нет никакого оправдания, молодое лезгинское поколение, абсолютно оторванное от традиционной ковровой культуры, никогда не видевшее ковроткацкий станок у себя дома, не видевшее свою маму за ковроткацким станком, не понимают ценность этих изделий для себя и с лёгкостью отдают прабабушкины ковры на сторону. А также и взрослые поколения, к сожалению, обменивают старые изношенные ковры ручной работы на новые синтетические ковры с тем, чтобы положить девочкам в приданое новые ковры. А на самом деле, именно старые традиционные ковры, в каком бы изношенном состоянии они не были, являются воистину ценными. А новая синтетика это самый настоящий мусор, которая ничего не стоит. И дать в приданое старый традиционный бабушкин ковёр, пусть самый что ни на есть изношенный и истёртый, но настоящий старинный лезгинский ковёр, сотканный руками лезгинской прабабушки и было бы самое лучшее в этом приданном.