На Земле нет Рая, но есть его уголки

Анна Боднарук
         НА  ЗЕМЛЕ  НЕТ РАЯ,  НО ЕСТЬ ЕГО  УГОЛКИ

     Мне уже много лет и, как это обычно бывает, уже в большинстве случаев, не вперёд смотрю, а прошлое вспоминаю. А вспоминая, задаю себе вопрос: сбылось ли то, о чём в детстве мечтала? Если пристально всматриваться и вспомнить обо всех моих наивных мечтах, мечтах сельской девочки, которая с ранних лет познала тяжкий труд, нищету и, выше всякого богатства хотела просто выспаться. А, ложась спать, укрывалась одеялом с головой и старалась своим дыханием согреться… О чём я могла мечтать? Чтоб зимой в моём доме было тепло! Вот вам, пожалуйста: за окнами  41 градус мороза, а на батарее в комнате можно яичницу жарить…
     Сколько мои детские ноги измеряли просёлочных дорог, тропинок, и речку вброд переходили, карабкались по нашим косогоринам, когда нестерпимо кололо в груди от нехватки воздуха. Мечтала, чтобы добрый дядька – ездовой пожалел меня и позволил мне доехать на подводе, куда уж там меня послали. Теперь я никогда ни о чём не прошу, просто иду на автобусную остановку и еду туда, куда считаю нужным, а то бывает такси вызову, прямо к подъезду подкатит, но не от шика, а для срочного дела.
     Я и теперь мечтаю, только это не заоблачные мои мечты, а самые обыкновенные. Но для человека, который всю свою жизнь прожила по средствам, и мысли даже не допускавшая ходить по соседям, чтобы «занять трояк до получки», смотрела людям прямо в глаза и не чувствовала себя виноватой, это многого стоит.
     А ещё я мечтала, чтобы мой дом стоял на берегу реки. Как же хорошо жить там, где вода рядом! Коромысло не натирает плечи, и постирать можно, стоя на речном камне. А что теперь? Всего лишь повернуть барашек и польётся из крана в ванну холодная и горячая вода, и пол уже не земляной, а линолеум, да ещё с цветными узорами. Вымыла пол – живи и радуйся. Скажете, что это слишком скромные желания? Нет, это нормальные желания человека, который не хватал звёзд с неба, не завидовал чужому достатку. Самое большое богатство – это  тишина и покой в доме, чувство выполненных обещаний. Уже не намечаю работы сверх моих сил. Закон Природы суров: чем больше лет, тем меньше у человека силы. И тут уже ничего не попишешь.
     Обо всём этом я думала, когда смотрела на вышивку крестиком. Знакомая с детских лет картина. Я и сама видела, как у нашей дальней родни, чей огород простирался до самого речного берега. А у берега построен мосток, на котором можно было бельё полоскать. Правда я смотрела на тот мосток с противоположного берега. И не столько меня тот мосток привлекал, как три крепеньких щенка, которые лежали на нём и смотрели в воду. Глупенькие ещё, выглядывали из-за  досок, видели своё отражение и, то опять прятались, то очень неумело лаяли на него. А когда из-под досок выплыли утята, все втроём зашлись громким лаем. Им ответила мама-утка. Спорить с нею щенки побоялись и, друг за другом покинули мосток. Убежали в огород. Вот, точно они были такими же, лопоухими, как на вышивке, в рамочке за стеклом. Даже, если бы залаяли, я бы нисколько не удивилась.

                ***

                В лесу так тихо и спокойно,
                Не шелохнётся даже лист.
                Анна Завада

     Любое время года по-своему красиво, только осень во время листопада своими красками богаче всех. И где же ещё можно увидеть богатство палитры красок, как не в лесу. Куда ни глянь – нет даже намёка на подражание и повторение. В тихий погожий день у Осени Последний бал. А на бал дамы и кавалеры надевают самое лучшее платье. И, наверное, от избытка чувств роняют деревья свою позолоту. Однако надо признать, что лесной народ очень гордый. Самая знатная особа не постесняется наклониться и поднять с земли обронённую золотую вещицу, а деревья и кусты сплошь устелют  золотом листвы землю и ни одна, пусть даже самая кривобокая берёза, не пожалеет о потере.
     Но, каким бы, ни был исполненным достоинства лес, лесное озеро бирюзой, глядит в небо. Какую же притягательную силу оно имеет, просто невозможно противиться ей. Иду, повинуясь извечной силе тяги к прекрасному. Ловлю себя на первой мысли от впечатления увиденного. «Водное лицо озерка усыпано жёлтой листвой, как у рыжей девочки конопушками…» Нет ни вербы, ни лозы, только берёзы и зардевшиеся осины. Стоят, как застывшие манекены в дорогом магазине. Тихо, ни один листочек не качнётся, а если и появится движение, так это только последний взмах крыла падающего листа.
     Озеро, словно застывшее стекло с цветными вкраплениями. Уже не видно летающих стрекоз, беззаботных бабочек. Даже птицы соблюдают торжественную тишину. Получается так, что в лесу всё наоборот. На светском балу гремит музыка, а в лесу празднует бал Тишина. И будет считаться верхом невоспитанности, если под подошвой хрустнет сухая веточка…

                ***

     Когда я была ещё совсем молодой женщиной, и дети мои совсем ещё маленькими, мой разгульный муж вынуждал меня с детьми ходить по своим знакомым. Чаще всего коллегам по работе, у которых один способ «отдыха» - это «залить за воротник». Везде было одно и то же. Я водилась с детьми, а муженёк из-за стола не вылезал. Я – устала, дети – устали, а потом ещё и «папочка» на ногах не стоит. Меня удивляло то, что жена его знакомого тоже участвовала в застолье. Много раз мне предлагали выпить, мол, «сразу весело станет и всех полюбишь…» Это к тому, что я молчала, а мои глаза сами за меня негодовали. Помню, у меня была одна мысль: взять бы в руки ухватистый дрын и разогнать эту пьяную компанию… И чтоб у меня от возмущения «не сорвало клапан», я старалась чем-то отвлечь себя, а заодно и внимание детей.
     В один из «отдыхов», я увидела по другую сторону дороги, прямо на краю крутизны, растущую ель. Эту ель не стыдно было бы и на новогодний праздник на центральной площади поставить. Уцелела она только потому, что выросла на очень неподходящем месте. Да и дорога не позволила бы доставить её на городскую площадь, не повредив красоту веток.
     Однако была у этой ели ещё одна изюминка, это высоко над землёй, на одной из веток выросла доченька-ёлочка, хорошенькая такая. Я посчитала ярусы веток на той ёлочке. Получилось, что ей лет 8-9. Она бы вполне украсила праздник в каком-то садике. Но, может так и лучше, обе ёлки живы и растут, надеясь на всё самое лучшее.
     Эту ёлку, конечно же, я запомнила, как самое необычное дерево. А через пару десятков лет, повидав жизнь «без прикрас», смотрела на эту ёлочку на материнской ветке, как на избалованное дитя, живущее за счёт сердобольной мамаши. Такой семейный уклад никому не приносил счастья, только взаимные обиды, упрёки и бездарно ускользающие годы…
     Что касается меня, то я стала отказываться от такого «отдыха». Оставалась с детьми дома или шли в свой сад, а муженёк жил своей жизнью… пока моё терпение не лопнуло…

                ***

     Говорят, человек начинает стареть именно в тот момент, когда перестаёт удивляться увиденному. В Сибири я прожила уже ровно 50 лет! Привыкала, удивлялась, а теперь спрашиваю себя: смогу ли я искренне восторгаться красотой Сибирской природы? Может ли у меня перехватить дыхание от взгляда на берёзу, ведь я этих берёз видела - перевидела, не то чтобы сотни, тысячи: многолетних и совсем маленьких, спиленных и распиленных… И «да» и «нет». Конечно же, в каждом дереве, как и в каждом человеке некая загадка, которая, вот тут она, перед глазами, ан нет, неуловима. А может ещё слова такого ещё не придумали, которое полностью смогло объяснить всю полноту чувств.
     Вот, скажете мне, как можно восторгаться обычным вещам: берёза. Снег и пожелтевшие листья? Ведь не алмазы же падают с тёмной зимней тучи, а снег – замёрзшая вода и только-то. Но, какая же эта вода многоликая!.. И если фигуры на шахматной доске могут располагаться в заданном порядке, по воле случая и желания игрока и может быть множество ходов, то снег падает сверху вниз и никак не иначе. А как меняется мир в результате этого падения?..
     Вы скажете: снег бывает разным, но и берёзы бывают разными. Вот, ещё вчера я гуляла в лесочке, за дорогой. Из великого множества берёз меня особо привлекают своей красотой – плакучие берёзы. Тонкие ветки длинной бахромой полощутся на ветру. Я так долго смотрела на качающиеся ветки, что даже голова закружилась. Домой уже шла под дождём, переходящим в снег. Ночью выпал пушистый самый настоящий зимний снег.
     Не то, чтобы я специально в лес пошла, просто так обстоятельства сложились. Провожала до автобусной остановки гостей. А, когда они уехали, мне просто расхотелось идти домой. Я перешла дорогу и пошла, куда ноги повели. За годы жизни в нашем посёлке, я чуть ли ни каждое дерево знаю в лицо. Просто шла и вдыхала запах снега, чистой новизны. И, вдруг… я как будто попала в другое измерение». Откуда тут взялась берёза с изумительно белой корой? Но не выросла же она тут за одну ночь… После вчерашней ветреной погоды жёлтые листья остались только на самых кончиках тоненьких прутиков. И вот, на этой листве налипло по доброй горсти снега. Получилось что-то наподобие белых колокольчиков с золотыми язычками. И этих колокольчиков – считать – не пересчитать. Вот оно – чудо наяву. Я стояла, смотрела, не отрывая глаз, даже тогда, когда прохожие кругом обходили меня. Вдруг пришла в голову крамольная мысль: «Нашим местным «кулибиным» на производстве иногда к празднику дают премию, а какую же премию надо дать берёзе за такую необычную красоту?..»

                ***

     Как жаль, что у листопада такой короткий срок. Именно в эти дни забываешь о возрасте и с восторгом любуешься природой. А мне показалось мало просто смотреть на разноцветье листвы, захотелось, как в детстве, услышать шелест листвы под ногами. Как-то я шла с магазина домой и решила пройтись дворами деревянных двухэтажек. Именно там ещё растут высокие старые деревья. Дворники, конечно же старательно убирают листву, но соревноваться с ветром никому не под силу. В рабочий день никого из жильцов не видно и я, шаркая ногами, наслаждалась шелестом листвы. И, вдруг, через двор пробежала чёрная кошка, небольшая такая, пушистая. Я ещё удивилась тому, что кошка так быстро бегает. Очень сожалела о том. Что не успела её как следует рассмотреть. Что же тут поделаешь, зрение у меня потеряло былую зоркость.
     Вот, иду я, уже тихо ступаю, надеюсь на то, что эта кошка недалеко убежала. Вдруг на дереве пискнула синичка. Я остановилась и, подняв голову, посмотрела на ветки старой сосны. В этот момент зверёк, так же быстро, как будто по земле бежит, побежал вверх по стволу янтарного дерева. Вдруг замер, всеми четырьмя лапками охватил ствол. И тут только я поняла, что это не кошка, а… белочка. Она абсолютно чёрная, пушистый хвост свисал вниз. Наверное, с минуту я любовалась этим зверьком, очень удивлялась её тёмной шубке.
     - Лес недалеко, к нам разные прибегают. Там, возле мусорных баков каких хочешь расцветок можно увидеть…
     Я оглянулась. Со мной разговаривал худенький старичок из открытого окна на первом этаже. Подойдя к нему поближе, я угостила старого человека свежей мягкой баранкой. Он улыбнулся мне беззубым ртом и всё говорил, говорил, а я смотрела на белочку, на птичек, на падающую с тополей листву. В самый листопад незачем экономить время, погода переменчива. Кто знает, когда ещё придётся так постоять.

                ***

     Хмурый день поздней осени. На увядшей траве лёгкая изморозь. Смотрю под ноги и одна только мысль: скорее дойти до своего дома. Холодный, пронизывающий ветер не располагает и даже не подпускает лирических мыслей. И вдруг – мелодичное звучание дудочки. Сперва подумала – послышалось. Остановилась. Подняла взгляд и, прикрыла рот рукой, чтоб не вскрикнуть и не выдать своё присутствие. На рябине с чуть увядшими ягодами в полновесных гроздьях, сидят свиристели. Этакие живые фарфоровые птички, яркое дополнение рябиновой красоты. Сразу вспомнилось: свиристели прилетели, на крыльях зиму принесли. И тут уже и ветер не помеха, и спешить вроде как некуда… Стояла, как заворожённая, смотрела на птиц, слушала их пересвист и думала: какое прекрасное начало зимы!..

                ***

     Ранняя весна. У меня выходной, но планов столько, что и за три дня всё не переделать. Это дело обычное, поэтому полагаюсь на удачу, дескать – будь что будет. Спешу на автобусную остановку. Вдруг мне на глаза попался распустившийся вербовый куст. Нет, он ещё не зацвёл, а только из лопнувших почек показались серенькие кошачьи ушки. Подтаявшая изморозь повисла на них большими каплями, этакими прозрачными шишечками. А сами котики в скорлупках почек, как в коричневых черепашках сидят. И так это занятно и красиво, что я на какое-то время забыла куда шла.
     В результате моего любования я опоздала на автобус, но нисколько не расстроилась, скорее расстроилась, но только потому, что если бы знала, что опоздаю, я бы ещё постояла и вдоволь насмотрелась на такую долгожданную красоту.

                ***

     Я услышала плеск воды и меня, как будто нечто невидимое повело туда. Мне, выросшей в гористой местности, где реки и маленькие речушки в самой низине, было непонятно, почему в почти что равнинном лесу так яростно плещется вода. От дороги было недалеко. Между речкой и дорогой заблудиться негде. И я потихоньку стала пробираться к речушке. Шла на звук. И вот оно – чудо. Две речушки встретились, прямо-таки схлестнулись, да так, что вода высоким гребнем взнялась. Так и несла теперь уже объединённая река этот гребень несогласия вниз по течению. Странно было смотреть на этот водный рубец.
     - Не ходи туда! Это опасно… Я послушно вернулась к костру и всё думала, думала о вынужденном браке двух задир…

                ***