Белая готика в литературе. Структура жанра

Эльдар Шарбатов
 
Структуру жанра белой готики логичней всего построить в рамках культуры психологической, лежащей в основе искусства. Можно выделить три ментальных этапа, разделённых двумя гранями бессознательного (рассмотренных в предыдущем эссе: http://proza.ru/2022/06/30/1509 ).

I этап. Связь с классическим жанром

Жизненная завязка ведёт ко встрече с границей жизненного опыта, где реальность замещается оживающей легендой, сверхъестественным явлением: архетип тени, постепенно становящийся всепоглощающим. Люди боятся тёмного и неосознанного, на чём с 18 века играют готические романы. Герои классического жанра эту грань не переступают, по крайней мере, сознательно (а если они это и делают то, к ужасу читателей, становятся уже другими персонажами): мистическая тайна никогда не раскрывается полностью, в отличие от белой готики.

Историческая реалистичность романов только усиливает интригу читателя, вызывая пугающие ассоциации с настоящим, жизненным опытом. Поэтому и для белой готики важно сохранить эти эффекты, даже в фееричном ключе – это проще, чем кажется, если проводить грамотную параллель с психологией бессознательных процессов.

Другим бесподобным ассоциативным образом является готический замок. Личность не воспринимает себя без своего, уютного жилища и личного пространства, но, оказываясь в исполинских чертогах, архетипическая память приводит самосознание к стрессовым преобразованиям. Замок можно условно считать безграничным, как сам внутренний мир человека, его причудливые залы и запутанные коридоры сливаются со сложной системой катакомб – подсознанием. А по новой жанровой модели ментальные лабиринты внутреннего храма смело могут граничить с параллельными мирами – сверхсознанием; либо вместо замка приводится параллельный мир – по фэнтезийной версии.

Главное техническое различие: если классическая готика полностью построена на игре в неотвратимое приближение «грани невозврата», то для оригинального поджанра это лишь начало, первый этап, раскрываемый кратко.

Завязка не обязательно должна являться отсылом к классическому жанру, или мистическому триллеру – это может быть драма, трагичная романтика, либо повествование, даже не всегда сумрачное по стилю, но главное – не усложнённое стереотипными предрассудками, чтобы на последующих этапах образы открыто отображали чувственное, интуитивное восприятие окружающего мира героями.

О II и III этапах жанра читайте в следующем эссе:
http://proza.ru/2022/08/05/358