Дневник. 11 марта 2017 года. Весенний день во Влад

Маргарита Лосевская
               
      Я – во Владимире. С моим дорогим и любимым сынулей мы сидим в уютной, маленькой пиццерии на улице Большой Московской, поблизости от Золотых ворот. Принесли свежую, тёплую, с ещё не отмякшей корочкой, большую пиццу и чай в заварочном чайнике. Я удивилась размерам этого пирога и сказала:

   - Надо человек десять, чтобы всё это съесть, а нас только двое.

     Миша хитровато улыбнулся.

     Я постилась и пребывала в некоторой нерешительности, глядя на румяную, соблазнительную пиццу.

     Он рассеял мои сомнения:

   - В путешествии надо питаться тем, что предложат.

    - Да, это некоторое оправдание, - согласилась я и подумала: «Съем небольшой кусочек».

     Но постепенно, за беседой мы съели всё, приятно удивляясь вкусом душевно приготовленной пиццы.

     Миша интересный собеседник, с ним уютно, комфортно. Он рассказывал о своей  работе с архивом поэта и художника Д. Бурлюка, о прошедшем во Владимире форуме, посвящённом  художнику - авангардисту Ольге Розановой.

      Наши щёки зарумянились, и мы впали в состояние лёгкого опьянения от обильной пищи. Сын спешил по делам, а я решила погулять, посмотреть на весенний город, побывать в Центре изобразительного искусства.
 
      По дороге в парк Пушкина  отметила чистоту торцовых тротуаров. Идти было легко и приятно после нашего Ковровского бездорожья, где снежная каша перемежалась ручьями и колдобинами.

      В парке я увидела деревянное ограждение вокруг закладного камня памятника А.С. Пушкину. Значит, скоро начнётся его строительство.

      У конной скульптуры Святого князя Владимира гуляет огромный серо-голубой плюшевый медведь с тугим букетом кремовых роз. Он кого-то поджидает и смотрит вглубь аллеи. Даже приподнял нос с пастью, чтобы лучше видеть. Вокруг него ходят дети и разглядывают забавного зверя.

      В сторонке от конного памятника – группа старых лип. У подножия их, в обрамлении серого снега, - чистенький, ярко-зелёный коврик проснувшейся травки. Он подсвечен робким солнышком из-за туч. Первая зелень этой весны.

      Здесь парами гуляют галки. Вот самочка склёвывает из клюва самца хлебную крошку, а он ждёт, как галантный кавалер, когда она закончит пробовать его добычу.

      Их вспугнул одинокий грач, прилетевший на полянку, чёрный, чёрный, с тёмно-синим отливом. Кажется, что большой нос его перевешивает поджарое тело.  Он принялся старательно выклёвывать в зелёной травке не проснувшихся  личинок, букашек, жучков.

      При виде широкой панорамы открытого горизонта над извилистой лентой реки возникает иллюзия лёгкого, свободного парения. Ты вверху, всё остальное внизу. И оттуда, с высоты, ты видишь справа, над Годовой горой, сказочный город с цветными разно-уровневыми крышами и семью церквами, купола которых, как ожерелье, развешаны по небу. Слева – монументальное золото Успенского собора.

      Солнышко, выбираясь из серой хмари, немного пригревает, одаряет оптимизмом. «И жизнь хороша, и жить хорошо»!
                2.
      У стен Успенского Собора, случайно разговорившись, я познакомилась с женщиной, немного младшей меня по возрасту. Доброе лицо, но грустные, озабоченные глаза. Мы нашли общий язык, понимание. Надежда Витальевна, так звали мою новую знакомую, рассказала:

     - Родилась я в селе Горки Камешковского района. Закончила финансово-экономический техникум в городе Юрьев-Польский. По распределению была направлена в город Менделеево, что под Москвой. Жила и работала там сорок лет. Вышла на пенсию. После смерти мужа осталась одна с разведённой больной дочерью и внуком. Ему 17 лет. Экология в Менделеево неблагоприятная. Я считаю, что из-за этого пострадало здоровье дочери. Возникли опасения за здоровье внука. «Надо его спасать»! – решила я. Поэтому мы с ним переехали во Владимир, где я купила квартиру.

       Дочь Ира не захотела покинуть Подмосковье. Осталась там. В свободное время, по выходным и праздничным дням она навещает нас. В деревне Горки сохранился дом моих родителей. В нём живёт моя родная сестра, а мы с внуком и дочерью пользуемся домом как дачей. Как будто бы, всё хорошо. Но меня раздражают нравы Владимирцев, недружелюбие соседей, коробит мат, который часто звучит во дворе и на городских улицах. Я не нахожу приятного для себя общения в доме, живу в духовной изоляции. К тому же внук стал пользоваться ненормативной лексикой. Объясняю, что это нехорошо. Он продолжает сквернословить. Упрекает меня за то, что я не нажила богатства.

       Думаю, что снова нужно его спасать, но уже не физически, а духовно. Сейчас он учится в 10-ом классе. Часто пропадает не известно с кем и где. Я волнуюсь. Возможно, договорюсь с дочерью о продаже её квартиры  и моей, о воссоединении в одном из городов Подмосковья, но не в Менделеево. А сейчас нет никакого настроения, надо готовиться к переезду.

     Я подумала, что едва ли ей поможет бегство от самой себя, и сказала:

    - Постарайтесь больше бывать на воздухе, на природе, на художественных выставках, посещать церковные службы, молиться. Это поможет развеять дурное состояние духа. В состояние бодрости и оптимизма вы будете лучше воздействовать на внука, да и ему будет уютнее в доме.

    - Я согласна с вами. В церкви я бываю. Вспоминаю свою бабушку, к которой я приезжала в гости в 60-тидесятые годы. Она жила в городе Коврове, на ул. Абельмана, дом напротив клуба Ногина. Была она доброй, ласковой, искренно верующей. Церкви в городе были закрыты. Бабушка ездила молиться на свою родину, в церковь села Горки, которая никогда не закрывалась. Привозила Святую воду, просвирки. Делила их на маленькие частицы, всех одаривала. К моему приезду она пекла пироги, румяные пряженцы. Вспоминаю дом её как островок спокойствия, уюта. Раньше люди были проще и добрее.

    - Как тесен мир! Ваша бабушка из Коврова, а я сейчас там живу. Всё, что связано с моей бабушкой и её домом, я тоже вспоминаю, как радужный мир, несмотря на трудности военного времени. Может быть, мы любим прошлое не потому, что там было хорошо, а потому, что нам не нравится настоящее и мы стали ворчливее?

    - Нет.  Раньше люди были добрее и проще, они не гнались за богатством, а сейчас молодёжь заражена жизнью миллиардеров, только и мечтает о богатстве, как и мой внук.

    - Да, в годы военного детства полуголодные, в неимущих семьях мы были счастливы добротой наших близких, общением с природой, свободой, ожиданием открытия мира.
       Наверно, ваш внук страдает болезнью роста. Обратите его внимание на Евангельские истины на тему: «Не собирай богатства на земле, но на небе». Схимонах Паисий Афонский сказал: «Те, кто живёт духовной жизнью, смотрят на материальные блага, как на отбросы».
     Расскажите ему о древних шумерах. Они были озабочены продлением  жизни человеческого духа. При этом не уповали на роскошь и богатство. Они решили построить  стену и замуровать в неё глиняные таблички, испещрённые клинописными знаками. Это их послания в будущее. Спустя тысячелетия, их вещи, деньги истлели, золото съела ржа, исчезли строения, а таблички с клинописью сохранились и дошли до наших дней. В них – дух, душа древнего народа, воспоминания и знания о нём. Человек жив, пока о нём помнят. Это и есть доказательство, что дух первичен и более важен, чем материя. Часть табличек расшифрована. Учёные  выражают уверенность, что будут расшифрованы и другие.

     Надо рассказать вашему внуку о скоротечности нашей жизни в этом мире, о жизни вечной, о том, что у каждого из нас есть свой долг на земле, большой или малый, возложенный свыше. Мы должны заботиться о его исполнении, а не купаться в роскоши, не жить бездумно и легко.  Ваш мальчик уже взрослый. Ему можно рассказать о Великой миссии Спасителя, духовном подвиге искупления чужих грехов.

     Надежда Витальевна спросила:
   - У вас есть дети?

    -Да, сын и внучка. Живут во Владимире.
    - А внучке сколько лет? Учится или работает?

    - Работает в одном из департаментов Администрации Владимирской области, иногда появляется на телевидении.

    - А как её фамилия?

     Я назвала фамилию.

   - Ой, я нередко вижу её по телевидению, блондиночка такая хорошенькая, и  красиво одета. Я всегда любуюсь ею и дочери своей показывала.  Ире она тоже понравилась, особенно её речь.

      Мы подошли к зданию Центра изобразительных искусств. Надежда Витальевна спешила домой, а я на выставку. На прощанье я сказала:

    - Вы добрый, умный человек. У вас и ваших близких всё будет хорошо, всё образуется. Чаще просите об этом Господа Бога. Он исполнит, как говорила моя бабушка. Она улыбнулась. Лицо её, осветившись внутренним светом, преобразилось, похорошело.

    - Я тоже так думаю. – Удаляясь, она помахала мне рукой.

     И вот я на Выставке картин, собранных Фондом образования, культуры и развития. Это картины неизвестных художников Советского периода, 50-ых – 90-ых годов прошлого века. Мне очень понравилось полотно «Рябиновые бусы». Внизу подпись: «Автор Богданов( Боганов)». Молодая светловолосая девушка в белой блузке стоит под рябиной в коралловых гроздьях. Волосы девушки раздувает ветерок, на её шее – рябиновые бусы.

     А здесь – старая баня из потемневших брёвен. Предбанник распахнут, дверь в парилку открыта. В углу – покосившаяся лавка, под ней – пол в расщелинах. Баня окружена цветущим разнотравьем. Осязаемо тёплое дерево. Солнечная радуга трав.

     А вот – «Анна в кресле». Черноволосая девочка лет 4-х сидит в  кресле. Черты лица мягкие, нос, губы, щёки – круглые. Большие чёрные бархатные глаза смотрят в мир с интересом, добротой, доверием и спокойствием.

     На соседнем полотне – крупные колокольчики, густо облепившие стержни. Цветы переливаются оттенками сине-голубой гаммы. Они притягивают к себе уютом, летним теплом, воспоминанием о детстве.

    Особенно понравилась картина «Листопад». В осеннем саду на качелях – кудрявая  рыжеволосая  женщина  в атласном палевом платье с широкой юбкой, раздуваемой ветром, и босая. Откинув голову назад, прикрыв глаза веками, она улыбается. Лицо её безмятежно, мечтательно. Её окружает густая сень жёлтых осенних деревьев, падающих листьев. С ними и она – в легком, приятном, бездумном кружении полёта. Да, ведь, это - сама Осень!

        Возвращаюсь в Ковров. В здании вокзала летают и прыгают два воробья, тоже весенняя пара. Кажется, они здесь не впервые. Привыкли к пассажирам. На тоненьких ножках весело, смело подпрыгивают совсем близко к людям, клюют брошенные крошки и семечки.

        Из окна вагона я смотрю на весенние просторы.

        В заводи, у здания ТЭЦ, плавает мужичонка в лодчонке на вёслах среди серых прошлогодних камышовых зарослей. Картинка ветхозаветная, как бы, дед Мазай, но без зайцев.

        С реки почти сошёл лёд. Но под Боголюбовским мостом остался истончённый, водянистый, ненадёжный у берегов; на середине слой его толще, но кажется рыхлым. Здесь сидят рыбаки и сверлят лёд буравами. Как опасно! Но рыбакам закон не писан. Охота пуще неволи...

       Приехала домой, счастливая от радости свидания с сыном, близким мне городом, живописными полотнами и дорожными пейзажами.

       Весенний день, весеннее настроение!