Лиссабон - Рио-де-Жанейро. Ч. 1

Борис Готман
  Boris S.Gotman,Ph.D

  Памятник в виде гидросамолёта-биплана (снимки в левом столбце коллажа) установлен в лиссабонском районе Белен на берегу реки Тежу, впадающей здесь в Атлантический океан.

  Район назван Белен в честь города Вифлеем в Иудее (на иврите -  Бейт-Лехем — «Дом хлеба», на арабском - Байт-Лахм, Бейт-Лахм — «Дом мяса», на латыни - Bethleem), в котором, по преданию, родились Царь Давид и Иегошуа, известный Миру под именем Иисус.

  В этом районе собраны многие памятники португальским первопроходцам, начинавшим отсюда свои выдающиеся плавания.

  Недалеко от биплана возвышается 35-метровая белая башня - Торре-де-Белен  (башня Вифлеема) — четырёхэтажный форт, построенный в 1515—1521 годах в честь открытия экспедицией Васко да Гама морского пути в Индию (правый снимок внизу).

  Почти рядом в водах Тежу видно здание в форме каравеллы высотой 52 метра из белого известняка (верхний снимок в правом столбце коллажа).

  Это Памятник первооткрывателям, посвященный выдающимся португальцам эпохи Великих географических открытий.

  Вдоль обоих бортов белокаменной каравеллы, как бы образуя её экипаж, стоят фигуры 32 выдающихся личностей той эпохи, а на носу, во главе этого сборного экипажа возвышается статуя вдохновителя португальских географических открытий — инфанта Генриха Мореплавателя.
 
  Ровно сто лет назад к когорте моряков и учёных прибавились и лётчики: в 6 утра 30 марта 1922 года из ангаров Бом-Сусессо матросы авиатехнического взвода Лиссабонской военно-морской базы вывели биплан Fairey IIIB, на котором было написано его название "Лузитания". Пилотируемый двумя офицерами ВМФ Португалии подполковником Сакадура Кабралом, лётчиком, и контр-адмиралом Гагу Коутиньо, штурманом, в семь часов он начал разбег по водам Тежу для первого в мире перелёта через Южную Атлантику из Лиссабона в Рио-де-Жанейро протяженностью 8383 километра.

  Понятный интерес португальцев к уникальному перелёту ещё более усиливал тот факт, что пилот Сакадура Кабрал был прямым потомком Педро Алвареша Кабрала, первооткрывателя Бразилии. Такая преемственность первопроходцев вызывала тёплые патриотические чувства, мягко напоминала о временах расцвета великой империи. Причём, как ни странно, португальцам и в голову не приходило для утверждения былого величия затевать "собирательство" когда-то принадлежавших империи земель, ставших теперь независимыми странами.

  К моменту перелёта самолёты не могли ещё преодолевать такие расстояния без посадок, поэтому  были предусмотрены приводнения в районах Канар, Кабо-Верде и бразильских островов Св. Петра и Павла и Фернанду-ди-Норонья. В этом тоже была особая новизна перелёта: пилоты впервые в истории авиации должны были без наземных ориентиров, опираясь только на созданные ими самими аэронавигационные приборы, найти в океане крохотные острова - всё равно, что иголку в стоге сена.

  И ещё. Читатель уже знает, что гидросамолёт назвали Лузитанией. Лузитания — древнеримская провинция Римской Испании, располагавшаяся на большей части территории современных Португалии и Испании.

  Название провинции происходило от индоевропейского племени лузитанов, вошедших позднее в состав современной португальской нации.

  Начиная с 930—950-х годов старая Лузитания стала именоваться Португалией.

  С другой стороны, «Лузитания» была названием гигантского британского суперскоростного и суперкомфортабельного трансатлантического пассажирского турбохода, принадлежавшего британской компании  «Кунард Лайн». Корабль был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года и затонул за 18 минут в 19 км от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1960 находившихся на борту.

  Как известно, обычно избегают давать новым судам имена трагически погибших кораблей.
 
  Продолжение следует  http://proza.ru/2022/07/09/1026