Махота

Иван Болдырев
   Рассказ               
               
 У заместителя  главы администрации района  работал шофером Яша Махота. Мужик как мужик. Если не иметь в виду, что он вполне спокойно относился к своему имени и часто скандалил с земляками по поводу фамилии. Если бы земляки произносили фамилию Яши так, как она записана в его личных документах, все воспринималось бы вполне нормально. Но в селе Запрудном почему-то за глаза величали водителя высокого районного начальника не иначе как Махотка. А это, как известно всем, глиняный  кувшин преимущественно для хранения молочной продукции.

Но и это не было бы причиной необузданной ярости Якова, если бы это слово не было многозначным. Водителя высокого районного начальника выводило то, что слово «махотка» означало еще: это человек очень маленького роста. Ну как тут спокойно переносить такое оскорбление? У любого не выдержат нервы. Тем более, Яша был среднего роста. Даже можно сказать, чуть выше среднего. По этому поводу у разных людей было разное мнение.

Жил Яша вместе с женой Настей и дочкой Верой в коммунальной квартире, которую им охлопотал заместитель главы районной администрации. Правда, это жилье трудно назвать коммунальным. Ибо это была обыкновенная крестьянская хата. В силу обстоятельств перешла в коммунальное хозяйство. Но Яков на такое решение своего жилищного вопроса нисколько не обижался. В выделенной ему хате он все подремонтировал, отделил для дочери отдельную комнату. И посчитал, что в этой квартире жить вполне можно. 

Тыльная глухая стена хаты выходила во двор редакции районной газеты. И из этого обстоятельства Яша извлек для себя выгоду. У этой стены он соорудил скамейку. На ней стали отдыхать  от работы газетчики. На скамейке они устраивали перекур. Для Махоты они стали собеседниками в свободное время.

    С журналистами Яша тесно сошелся. У них появилось много общих тем и взаимная привязанность. Яша нравился районным журналистам. Он был веселым по натуре мужиком.  Любил рассказывать анекдоты. Сам при этом заразительно смеялся. Его охотно в этом поддерживали и газетчики. Якова долго просили рассказать один из анекдотов. Будто в далекие времена, когда в  нашей стране еще не до конца был искоренен голод после Великой Отечественной войны, зять будто бы пришел в гости к своей теще на какой-то праздник. Теща выложила на стол кусок сала. Наверное, думала, что зять закусит после выпитой рюмки. И не более того. Но зять салом занялся основательно. В теще взыграла жадность, и она  заботливо произнесла:

– Зятек, ты капусткой закуси. Капусткой. Вона гостренька. 

С заполненным салом ртом зять весело ответил:

– Воно, мамо, и сало не тупе.

Этот рассказ Яши всегда встречался громким  хохотом.

 Самый старшей по возрасту из газетчиков похвалил Махоту:

– Ну, ты, Яша, молодец! Тебе бы на настоящую сцену. Там только тебе и место. Хорошим бы артистом стал. У тебя лицо такой выразительности. Все мысли и чувства отчетливо и ярко проявляются.

Яша только махнул рукой:

– Куда мне на сцену. Тут, того и гляди, с шоферской должности как бы ни прогнали.

И как в воду глядел. Однажды утром заместитель главы районной администрации вызвал Махоту к себе и сказал, что им надо срочно ехать в хутор Терновый.

Ну, надо, так надо. Яша съездил заправил машину и они отправились на хутор. А когда туда приехали, оказалось, что никаких дел у начальника там не было. Затевалась пирушка. Настроение у Яши испортилось. Он уже знал, чем такие загулы кончаются. Длятся они до поздней ночи. Ему приходится самому хлопотать, как ему пообедать и поужинать. Начальник его не имел привычки об этом похлопотать. Да и неуютно было весь день болтаться без дела.

Так оно оказалось и на этот раз. Часам к десяти вечера начальник передал через хозяина дома, что его гость останется  ночевать на хуторе. Мужик как-то криво улыбнулся и сказал, что для заместителя нашлась любушка. И он бьет клинья, чтобы она его к себе домой пригласила. Яша сказал мужику, что он отправляется домой.  Предстоящая дорога его не очень радовала. Хутор был мизерным. Туда тянуть асфальт никто не собирался. Пользовались  все только грунтовой дорогой. А с обеда зарядил дождь. Возможно, дорога уже раскисла. Тогда ему придется помучиться.

 Почти так оно и вышло. Дважды не обошлось без пробуксовки.  Пришлось поработать лопатой. Но все-таки  за полчаса до полуночи он оказался дома. Хотя в душе успокоения не наступило. У его начальника часто бывает семь погод на день. То он отпустит своего водителя. Говорит: у нас дел больше нет. Иди домой отдохни. А через короткое время вызывает на работу обратно. Говорит, неотложные дела появились. Хотя Яша имел возможность многократно убеждаться: никаких дел не было. 0дна лишь начальственная блажь.

Так что и на этот раз у себя дома он прилег отдохнуть, не раздеваясь. И снова его опасения сбылись. В начале первого ночи зазвонил мобильник. Пьяный голос начальника звучал властно и недовольно: « У меня не получилось того, что я хотел бы. Приезжай за мной немедленно!» Яша пробормотал для себя проклятие своему начальнику. Но быстро завел машину и отправился на хутор Терновый. Дождь шел, не переставая. Пришлось много поработать лопатой. Приехал он в хутор с ног до головы грязный. Хозяин дома, где начальник весь день пьянствовал, рассказал Яше, где живет любушка, к которой бил клинья начальник. 

Но у того планы уже изменились.

– Я, пожалуй, Яков, пробуду тут до утра. Ситуация наладилась. Ты тут где-нибудь пристройся подремать,  а утромо меня прямо на работу отвезешь.

:– Ну, где же я подремлю? Какой дурак мне к концу ночи обрадуется?

– Тогда отдохни в машине.

Якова всего затрясло от ярости:

– Да пошел ты к черту со своими капризами! Ты мне всю душу вымотал. Меня замучили твои бесконечные приказы. То их отдаешь. То их тут же отменяешь. Я домой поехал.

Яков громко хлопнул дверью, сел в машину и поехал домой. Добрался он туда к рассвету. Весь измученный и злой. Он ни о чем не думал, только проклинал своего начальника. Спать ему в эту ночь не пришлось. Но утром по привычке отправился в гараж администрации. Там он сидел в своей машине и продремывал. Часам к одиннадцати его пригласили в один из кабинетов конторы. И он сразу догадался, по какому поводу. Этот руководитель занимался кадрами. Когда он зашел к нему, тут же и услышал:

– Ну, что, Махота? Как теперь принято говорить, мы в твоих услугах больше не нуждаемся. Напишешь по собственному, или написать приказ?

Яков только и нашелся спросить:

– За что?

– За оскорбление своего руководителя. И непослушание. Он ведь твой начальник. И непослушание. Следовало бы его слушать.

– Все это вранье.

– Не желаешь уйти по-тихому, будем создавать комиссию. Разбираться.

Яков встал со стула и тихо вышел. У него все смешалось в голове. Он зашел в гараж. Завел машину и поехал, еще не зная куда. Через их село протекала речушка. Через нее пролегал мост. И он резко крутнул баранку так, что машина рухнула за перила. Больше Яков ничего не чувствовал.

Весть о попытке Якова Махоты покончить жизнь самоубийством быстро разнеслась по селу. Многие его за это осудили. Велика, мол, беда – увольнение с работы. Шоферы нужны на многих предприятиях. Ну не будешь возить начальство на легковой машине. Можно и на грузовой на жизнь заработать.

Но и заместителя главы районной администрации никто не похвалил. Его в селе недолюбливали за вредность характера. Правда, когда Яков пришел в себя и выписался из больницы, к нему никаких мер воздействия применено не было. Видать, и начальник, и другие руководящие работники районной администрации решили делу хода не давать. Яков стал быстро выздоравливать. А легковая машина от аварии мало пострадала.

Пришло время Махоте искать новую работу, когда лечение его полностью закончилось. Но голова его по этой проблеме долго не болела. В редакции торжественно проводили на пенсию своего водителя. Никто его по этому поводу не увольнял. Говорили, оставайся еще поработай. Ты еще здоровьем не обижен. Но редакционный водитель поставил перед собой цель заняться пчеловодством. Его соседи на этом  получали солидный доход.

Тогда газетчики стали предлагать редактору взять к ним водителем Якова Махоту: человек, мол, он хороший, уважительный. И водитель, что надо.  Редактор слушал своих сотрудников, но был в нерешительности. После такого скандального происшествия мало ли как посмотрят на это в районной администрации. Редактор не решался принять конкретное решение. Потом стал в районной администрации аккуратно прощупывать почву. Но все, с кем редактору приходилось  разговаривать по этому деликатному вопросу, отвечали, что  это сугубо ваше дело. Так что решайте сами. Поняв, что районным начальникам Яков совершенно безразличен, редактор принял его водителем. Газетчики были довольны. Они, как и прежде, любили слушать Махоту. В поездках  по селам он умел излагать свои рассказы по разным темам так, что их слушать было всегда интересно.

Жизнь шла своим чередом. Со временем в райцентре стали забывать о попытке Яши  к самоубийству. Его перестали об этом расспрашивать. Да и сам виновник события успокоился. Он жил размеренной спокойной жизнью. Его никто на новом месте работы не раздражал, не обижал, не приказывал куда-то ехать по ночам. Только живи да радуйся окружающему миру.

Так продолжалось три года. Яша уже совсем было уверился  в том, что такая спокойная и безмятежная жизнь будет до самого выхода на пенсию. Но такое, если у кого и случается, то крайне редко.
Махота не составил исключения. Беда обрушилась на него жестоко и неожиданно. В село приехал мужик, с которым в давние прошлые годы у его жены Насти была крепкая любовь. Шло у них дело к свадьбе. Но потом кавалер Насти застал ее, когда она была в объятиях другого парня. Потенциальный муж пришел в великую ярость. Он отменил свадьбу  и уехал аж на Дальний Восток.

Потом, через некоторое время по селу прошел слух, что несостоявшийся муж Насти устроился на Дальнем Востоке работать в траловом флоте. Ходит в море на лов рыбы. Через некоторое время в селе заговорили, что парень женился. У них там родился мальчик. Бывший Настин жених доволен сложившийся жизнью.

Это было давным-давно. А теперь этот дальневосточный рыбак приехал в родительский дом, который несколько лет стоял забитым, поскольку родители рыбака умерли. И вот теперь рыбак будто бы разошелся со своей женой и приехал жить на родину. Он начал приводить в порядок родительское жилье и предложил Насте выйти за него замуж. И она на это охотно согласилась. Настя тут же ушла в  запущенный родительский дом своего давнего жениха и с ней согласилась  уйти дочка Вера. А уж в ней-то Яков души не чаял. Сколько он ни упрашивал дочь жить с ним, она не согласилась.

В редакции все успокаивали Махоту. Их разлад, мол, утрясется, разрешится сам собой. Ветреная жена Якова попробует жизнь в основательно разрушившимся доме, сама к мужу обратно прибежит. Яша вроде бы соглашался с газетчиками. Но ходил по селу совсем потерянным. Редакционные работники стали ощущать от Яши запах спиртного. Соседи вернувшегося домой рыбака видели, что почти каждый вечер Махота появляется у дома вернувшегося Настиного жениха. Они со сбежавшей женой разговаривали. Нередко эти разговоры доходили до крика. Так продолжалось не один день.

Осведомленные обо всем происходящем соседи судачили между собой, будто Яша ходит, и уговаривает Настю к нему вернуться. А она на такой шаг никак не соглашается. Говорит, к ней, наконец, вернулась настоящая любовь. А с Яшей она жила – просто деваться было некуда.

В последний день на  этот разговор вышел и рыбак. Дело у них кончилось рукопашной схваткой. Яков пригрозил новому Настиному мужу еще не раз и не два встретиться и пошел домой. Утром в редакции на обнаружили своего водителя на работе. А он потребовался. Послали в хату Махоты гонца. Тот вернулся в редакцию с перекошенным лицом. Оказывается, он нашел  Яшу в сарае висящим на переводине с петлей на шее.

Село забурлило по этому поводу. Рыбак и Настя почти перестали выходить из дому. Боялись гнева односельчан. Люди собиральсь кучками и зло говорили:

– Какого мужика угробили, черти бессовестные!
Но время шло. Злость постепенно таяла. Люди становились добрее в  своих оценках. И когда вспоминали о Якове Махоте, уже начали говорить:

– Каким хорошим был у нас Яша Махота. Жизнь наша проклятая такого мужика угробила.