Марфо-Мариинская обитель милосердия

Терехов Максим Юрьевич
       Евангельское повествование рассказывает нам о двух сёстрах святого Лазаря Четверодневного - Марфе и Марии, причисленных к лику святых. Когда Спаситель гостил у них в доме, обе сестры были заняты обычными домашними делами, необходимыми для приёма дорогого гостя. Но неожиданно одна из сестёр, Мария, присела рядом со Христом и стала внимательно слушать его слова, за что и получила укор от сестры за оставление работы по дому. Христос без осуждения вразумил Марфу:
 «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от неё».
         Благодаря этим простым словам Спасителя мы обретаем назидательную притчу о равновесии в трудах праведных и молитвенном делании. Кто много трудится на благо ближнего своего, должен задаться вопросом: не слишком ли он пренебрегает молитвой? Кто много молится и погружён в чтение книг духовных, должен оглянуться вокруг и помочь ближним, если обстоятельства этого требуют.
          До своего замужества святая Елизавета Фёдоровна была немецкой принцессой Гессен-Дармштадской и родной сестрой будущей царицы Российской империи Александры Фёдоровны. Обе сестры, выйдя замуж в России, перешли в Православие. Мужем Елизаветы Фёдоровны стал великий князь Сергей Александрович, назначенный Московским генерал-губернатором в 1891 году и убитый террористом Иваном Каляевым в 1905 году.
      Своих детей у супругов не было. Елизавета Фёдоровна, и до этого занимавшаяся благотворительностью, решила посвятить себя этому делу полностью. Были проданы личные драгоценности и на вырученные деньги куплено именье с садом и домами на участке на улице Большая Ордынка для будущих насельниц обители.
       Женщины, поселившиеся там, соблюдали обеты послушания, целомудрия и нестяжания, но не принимали монашеского пострига и при стечении необходимых обстоятельств могли покидать обитель и выходить замуж. Синод долго не утверждал устава обители. Елизавету Фёдоровну обвиняли в протестантизме и попытках возрождения института диаконисс, но благодаря помощи императора Николая второго третья редакция устава была принята синодом, и Марфо-Мариинская обитель начала своё существование в 1909 году без возрождения этой древней традиции.
      Насельницы обители обучались оказывать психологическую и    медицинскую помощь. Духовником обители был отец Митрофан Серебрянский, причисленный к лику святых, как архимандрит Сергий. Ковчег с частицей его мощей находится в главном храме монастыря.
       По плану Елизаветы Фёдоровны сёстры должны были оказывать не только духовно – просветительскую помощь, но и своими действиями принимать участие в судьбе подопечных: устраивать на работу или в больницу, определять в хорошие приюты детей из пьющих или очень бедных семей, не ограничиваясь только продуктовой и материальной помощью.
      В обители проходили также заседания Палестинского общества, которое Елизавета Фёдоровна возглавила вместо мужа после его трагической смерти.
      Для сестёр были в приоритете три служения: попечительное, просветительное и деятельное. К первому относилось посещение сёстрами нуждающихся и забота о них вне обители, ко второму — воспитание девочек в приюте, работа в воскресной школе, к третьему — служение в больнице, аптеке, амбулатории. Все сёстры обучались основам медицины.
       Обитель быстро развивалась. На деньги благодетелей был построен корпус для проживания сестёр и храм для молитвы.
      Строительство соборного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы было поручено архитектору Алексею Щусеву и художникам Михаилу Нестерову, Никифору Яковлевичу Тамонькину и Павлу Корину. Активное участие в строительстве принимал Владимир Фон Мекк, руководивший благотворительными учреждениями Елизаветы Фёдоровны.
      После завершения возведения в 1910 году художник Нестеров приступил к росписи помещений. В алтарной апсиде храма он изобразил «Покров Богородицы» и «Литургию Ангелов». В храме была устроена также подземная усыпальница, расписанная Кориным сюжетом «Путь праведников ко Господу». В ней настоятельница завещала себя похоронить. Освящение собора состоялось 8 апреля 1912 года.
     Во время первой мировой войны в обители был организован госпиталь для тяжело раненных солдат. Елизавета Фёдоровна учредила Всероссийский штаб помощи фронту. Собирала вещи для отправки на фронт и организовала курсы медсестёр.
     О мученической кончине святых Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары после революции нужно писать отдельную статью. Власти делали всё, чтобы закрыть обитель. Сёстры не раз были оклеветаны. Богослужения в храме прекратились, но заступничество известных людей помешали его сносу. Храм был и клубом, и кинотеатром. Восстановление обители началось с 1990 года. Именно тогда скульптор Вячеслав Клыков установил в ней памятник святой Елизавете Фёдоровне. Сейчас обитель является ставропигиальным женским монастырём.
      Я пообщался с несколькими насельницами обители. В каждой из них по-своему отражается образ Елизаветы Фёдоровны. Дом, где она жила, сейчас стал музеем и тоже по-своему хранит этот образ. Вот её спальня, вот комната для молитвы. Некоторые вещи удалось сохранить. Знакомая экскурсовод провела для меня персональную экскурсию. Возле памятника Елизавете Фёдоровне возникает удивительное ощущение её присутствия в обители и участия в её делах. Рекомендую лично убедиться в этом ощущении: приехать в обитель и постоять у памятника.
      Во дворе есть детская площадка. Не все дети выдерживают всю службу, кроме того, обитель продолжает своё социальное служение. Внутри можно найти указатели тех или иных организаций, которые осуществляют свою деятельность под покровом монастыря. Вот краткий список его социальных проектов:
Группа работы с просителями
Центр семейного устройства
Елизаветинский детский дом
Патронажная служба
Развивающий центр для детей с ДЦП «Елизаветинский сад»
Телефонная справочная служба
Детская выездная паллиативная служба
Центр реабилитации для детей с ДЦП

        Из перечисленного списка видно, что монастырь продолжает дело своей основательницы. Здесь воочию можно увидеть пример деятельного служения Марфы и молитвенного вдохновения Марии. Одна из основных фресок на северной стене храма посвящена встрече Христа с этими женщинами. Сейчас все росписи хорошо восстановлены.
        17 июня в обители будет отмечаться престольный праздник в честь святых сестёр праведных Марфы и Марии. Ещё в 1909 году этот домовый храм в госпитале на территории обители освятил епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов). Празднуется 22 сентября. Храм был спланирован так, чтобы при открытых дверях лежачие больные могли слышать и видеть службу. В 2012 году храм был освящён вновь и первую литургию в нём возглавил епископ Орехо-Зуевский Пантелимон – председатель Синодального отдела по благотворительности и церковному социальному служению (до пострига всем известный своими заботами о больницах протоиерей Аркадий Шатов). Празднуется 25 февраля.
       Другие важные праздничные даты монастыря связаны с его святынями:
Частицы мощей святой мученицы Елизаветы Фёдоровны в большой раке в Покровском соборе. Память 18 июля.
Фёдоровская икона Божией матери – покровительница рода Романовых и в родах помощница. Кстати отчество Фёдоровна у бывших немецких принцесс, ставших православными святыми жёнами - именно в честь этой иконы! Празднуется 27 марта.
        Есть ещё много святынь и связанных с ними праздников в обители. Ведь праздники здесь стараются отмечать так, чтобы порадовать своих подопечных. Для них в праздничные дни устраиваются самые различные мероприятия.
        Для того чтобы попасть в монастырь нужно выйти из метро Третьяковская и, миновав памятник Адаму и Еве и горько вздохнув о грехопадении прародителей человечества, в покаянном и молитвенном настрое пройти минут пятнадцать по улице Большая Ордынка, удаляясь от центра города. Важно не пропустить белую стену с аркой и надписью: «Марфо-Мариинская обитель».