Блок. О смерти. Прочтение

Виталий Литвин
   О смерти
   

                Всё чаще я по городу брожу.
                Всё чаще вижу смерть – и улыбаюсь
                Улыбкой рассудительной. Ну, что же?
                Так я хочу. Так свойственно мне знать,
                Что и ко мне придет она в свой час.

                Я проходил вдоль скачек по шоссе.
                День золотой дремал на грудах щебня,
                А за глухим забором – ипподром
                Под солнцем зеленел. Там стебли злаков
                И одуванчики, раздутые весной,
                В ласкающих лучах дремали. А вдали
                Трибуна придавила плоской крышей
                Толпу зевак и модниц. Маленькие флаги
                Пестрели там и здесь. А на заборе
                Прохожие сидели и глазели.

                Я шел и слышал быстрый гон коней
                По грунту легкому. И быстрый топот
                Копыт. Потом – внезапный крик:
                "Упал! Упал!" – кричали на заборе,
                И я, вскочив на маленький пенёк,
                Увидел всё зараз: вдали летели
                Жокеи в пестром – к тонкому столбу.
                Чуть-чуть отстав от них, скакала лошадь
                Без седока, взметая стремена.
                А за листвой кудрявеньких березок,
                Так близко от меня – лежал жокей,
                Весь в желтом, в зеленя'х весенних злаков,
                Упавший навзничь, обратив лицо
                В глубокое ласкающее небо.
                Как будто век лежал, раскинув руки
                И ногу подогнув. Так хорошо лежал.
                К нему уже бежали люди. Издали',
                Поблескивая медленными спицами, ландо
                Катилось мягко. Люди подбежали
                И подняли его...

                И вот повисла
                Беспомощная желтая нога
                В обтянутой рейтузе. Завалилась
                Им на' плечи куда-то голова...
                Ландо подъехало. К его подушкам
                Так бережно и нежно приложили
                Цыплячью желтизну жокея. Человек
                Вскочил неловко на подножку, замер,
                Поддерживая голову и ногу,
                И важный кучер повернул назад.
                И так же медленно вертелись спицы,
                Поблескивали козла, оси, крылья...

                Так хорошо и вольно умереть.
                Всю жизнь скакал – с одной упорной мыслью,
                Чтоб первым доскакать. И на скаку
                Запнулась запыхавшаяся лошадь,
                Уж силой ног не удержать седла,
                И утлые взмахнулись стремена,
                И полетел, отброшенный толчком...
                Ударился затылком о родную,
                Весеннюю, приветливую землю,
                И в этот миг – в мозгу прошли все мысли,
                Единственные нужные. Прошли –
                И умерли. И умерли глаза.
                И труп мечтательно глядит наверх.
                Так хорошо и вольно.

                Однажды брел по набережной я.
                Рабочие возили с барок в тачках
                Дрова, кирпич и уголь. И река
                Была еще сине'й от белой пены.
                В отстегнутые вороты рубах
                Глядели загорелые тела,
                И светлые глаза привольной Руси
                Блестели строго с почерневших лиц.
                И тут же дети голыми ногами
                Месили груды желтого песку,
                Таскали – то кирпичик, то полено,
                То бревнышко. И прятались. А там
                Уже сверкали грязные их пятки,
                И матери – с отвислыми грудями
                Под грязным платьем – ждали их, ругались
                И, надавав затрещин, отбирали
                Дрова, кирпичики, бревёшки. И тащили,
                Согнувшись под тяжелой ношей, вдаль.
                И снова, воротясь гурьбой веселой,
                Ребятки начинали воровать:
                Тот бревнышко, другой – кирпичик...

                И вдруг раздался всплеск воды и крик:
                "Упал! Упал!" - опять кричали с барки.
                Рабочий, ручку тачки отпустив,
                Показывал рукой куда-то в воду,
                И пестрая толпа рубах неслась
                Туда, где на траве, в камнях булыжных,
                На самом берегу – лежала сотка.
                Один тащил багор.

                А между свай,
                Забитых возле набережной в воду,
                Легко покачивался человек
                В рубахе и в разорванных портках.
                Один схватил его. Другой помог,
                И длинное растянутое тело,
                С которого ручьем лилась вода,
                Втащили на' берег и положили.
                Городовой, гремя о камни шашкой,
                Зачем-то щеку приложил к груди
                Намокшей, и прилежно слушал,
                Должно быть, сердце. Собрался' народ,
                И каждый вновь пришедший задавал
                Одни и те же глупые вопросы:
                Когда упал, да сколько пролежал
                В воде, да сколько выпил?
                Потом все стали тихо отходить,
                И я пошел своим путем, и слушал,
                Как истовый, но выпивший рабочий
                Авторитетно говорил другим,
                Что губит каждый день людей вино.
               
                Пойду еще бродить. Покуда солнце,
                Покуда жар, покуда голова
                Тупа, и мысли вялы...
               
                Сердце!
                Ты будь вожатаем моим. И смерть
                С улыбкой наблюдай. Само устанешь,
                Не вынесешь такой веселой жизни,
                Какую я веду. Такой любви
                И ненависти люди не выносят,
                Какую я в себе ношу.

                Хочу,
                Всегда хочу смотреть в глаза людские,
                И пить вино, и женщин целовать,
                И яростью желаний полнить вечер,
                Когда жара мешает днем мечтать
                И песни петь! И слушать в мире ветер!

               

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:

     «
     Тема стихотворения подсказана реальным случаем, свидетелем которого был Блок в мае 1907 г.  27 мая он писал жене:  "А я был в Лесном на днях ( ... ) за забором скачек, когда я  подошел, на всем скаку упал желтый жокей.  Подбежали люди и подняли какие-то жалкие  и совершенно [неподвижные] мертвые, болтающиеся руки и ноги – желтые. Он упал в зеленую траву – лицом в небо». Описание гибели жокея в стихотворении дается с сохранением всех подробностей, отмеченных в этом письме.
     – « Я проходил вдоль скачек по шоссе. ~ А за глухим забором – ипподром ...» –  Описывается северная окраина Петербурга – Коломяжское (Коломякское) шоссе, которое соединяет Новую Деревню с деревней Коломяги (Коломякки, в 5 верстах от Новой Деревни),  и расположенный близ него ипподром.
В путеводителе по Петербургу того времени сообщается: «Скачки в Петербурге начинаются в июне и оканчиваются к 15-му августа. Скаковой ипподром находится за Новой Деревней, по Коломяжскому шоссе. Построен "Скаковым обществом" в 1893 г. Прекрасное здание из камня и дерева, с множеством конюшен и др. построек. Круг площади – около 3-х верст» (Раевский Ф. Петербург с окрестностями. СПб., [1902]. С. 123-124).
     – « …ландо // Катилось .мягко…» – Ландо – четырехместная карета с раскрывающимся верхом.
     –  «... лежала сотка.»  –  Сотка –  водочная бутылка в одну сотую часть ведра (ведро – около 12,3л).
     »
 
     – «…Упавший навзничь, обратив лицо // В глубокое ласкающее небо. // Как будто век лежал, раскинув руки // И ногу подогнув. Так хорошо лежал… –  сравните с эпизодом из «Войны и мира». Поле Аустерлицкого сражения, граф Болконский, его ранение:
     «
     Чт; это? я падаю? у меня ноги подкашиваются», подумал он и упал на спину. Он раскрыл  глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит  или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба — высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками.  «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме  этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения.  И слава Богу!...»
     »
     Для Блока ранее смерть не была чем-то… несовместимым с жизнью, что ли.  Вот его стихотворение из «тома I» «На смерть деда» (на смерть деда по матери – А.Н. Бекетова):

                Мы вместе ждали смерти или сна.
                Томительные проходили миги.
                Вдруг ветерком пахнуло от окна,
                Зашевелился лист Священной Книги.

                Там старец шел — уже, как лунь, седой —
                Походкой бодрою, с веселыми глазами,
                Смеялся нам, и всё манил рукой,
                И уходил знакомыми шагами.

                И вдруг мы все, кто был — и стар и млад, —
                Узнали в нем того, кто перед нами,
                И, обернувшись с трепетом назад,
                Застали прах с закрытыми глазами…

                Но было сладко душу уследить
                И в отходящей увидать веселье.
                Пришел наш час — запомнить и любить,
                И праздновать иное новоселье.
                1 июля 1902 г. С. Шахматово.
 
      Для самого Блока поначалу смерть была едва ли не инструментом: кажется, смерть была необходимым атрибутом для «свершения несовершаемого» для завершения его миссии: чтобы пробудить Лучезарную, кто-то должен был отдать свою жизнь.
Потом смерть стала обрядом: вот, всего лишь полгода назад: « Крещеньем третьим будет – Смерть. 3 января 1907», то есть смерть – это переход в новую жизнь с новыми правилами, с новыми символами веры, с новыми принципами существования.
     Теперь смерть – это просто смерть – вне всякой философии, и всякой эстетики:

                …в мозгу прошли все мысли,
                …Прошли –
                И умерли. И умерли глаза,
                И труп…
     Или:
                А между свай,
                Забитых возле набережной в воду,
                Легко покачивался человек
                В рубахе и в разорванных портках.

     Фу,какая гадость!