Дети понедельника

Владимир Калуцкий
История устроена на соперничестве и сравнениях. Чтобы понять значимость явления или факта, его надо сравнить с чем-то сопоставимым.
Вот и давайте сравним,
5 июля 1682 года в Москве началась "Пря о вере". Лбами, как бычки на мосту, сошли два мировоззрения- старообрядческое и никонианское. Это была такая вселенская конференция православных митрополитов и патриархов. Речь шла, по сути, об определении того, что есть человек, вера, Вселенная.Бог. Инструментарий спорщиков был простой и доступный обеим сторонам - Библия и Номоканон.. Каждая сторона спора привлекала к своей правоте труды Отцов церкви. В итоге родился некий невразумительный документ, которым-то и пользоваться невозможно, Но старообрядцы на века оказались гонимым субэтносом.
Считается, что истина тогда восторжествовала. Осталась нетронутой всё та же Птолемеева система мира, которая к тому времени уже две тысячи лет лежала на дороге прогресса. Россия пребывала в объятиях дремучего научного невежества, теперь уже узаконенного.
Это был резкий прыжок в прошлое.
А через пять лет, 5 июля 1687 года, Исаак Ньютон опубликовал "математические начала натуральной философии". Это был научный Номоканон, гигантский скачок человеческой мысли, сразу сделавший науку основным способом познания мира. Были открыты законы движения, всемирного тяготения, были экспериментальным путем доказаны естественные процессы появления Вселенной.
Это был гигантский бросок в будущее , нечто  прямо противоположенное тому, что родила "Пря о вере". "Математические начала " Ньютона, к нынешнем дню, обернулись Интернетом, компьютерами, космическими полетами, торжеством научной мысли,
Итоги "При о вере" нынче мы пожинаем в виде хвастливого самолюбования, нетерпимости к иному мнению. архаичности мировосприятия мира, технологического тупика..Предметом гордости у нас стала сила, а не разум.
Я не знаю - было ли это определено той же "Прёй о вере". Тогда какой лагерь не победил бы - кончилось бы нынче тем же, чем кончилось. Та система ценностей не допускала существования русских "Платонов, и быстрых разумом Невтонов".
С трудом их терпит и нынешняя система ценностей.
Только не говорите, что я преклоняюсь перед Западом,
Мне просто за Восток обидно. Вроде не бездельники, и могли бы жить.