Крысы

Александр Георгиевич Белов
 
-“Здесь сразу стало нашим то, что было моё….” ( В. Захаров)


-“Предсядатель, как барбос, пол-колхоза в дом унёс, а мы чо - хужей яго? Тоже тырим кой-чяго!” ( Ю.Хой-Клинских)





 - Отдохнул бы, Саня, перекурил, а то сидишь тут целый день уже.

  Я вздохнул, потянулся и начать складывать в дешёвый дерматиновый портфель с печатью на боку сборники аэронавигационной информации, регламенты  ведения радиосвязи, карты полётные и радионавигационные, палетки  и прочую другую дребедень, которая призвана  облегчить лётчику жизнь, а на самом деле - делает её  совершенно невыносимой. Иногда. В день предварительной подготовки.

 - Ты заканчиваешь уже, что ли? - дежурный штурман потянулся за мухобойкой.

 - Нет, сейчас перекурю и дальше продолжу, - ответил я, доставая из портфеля пачку “Беломора”.

 - А прячешь документы в портфель зачем?  Пускай на столе  лежат, вернёшься и продолжишь.

 - Чтоб не стащил  никто.

 Мухобойка выпала из рук дежурного штурмана.  - Так вроде у нас тут….что-то такого замечено не было… 

  Я счастливо улыбнулся. И вправду, я же теперь не в  Актюбинском Высшем Лётном училище гражданской авиации, где на столе в штурманской ничего  невозможно было оставить без присмотра. Ни на секунду. “В кругу друзей - хлеблом не щёлкай!”- была поговорка.   Виктор Михайлович, мой инструктор, строго-настрого наказывал - в штурманской - глаз-да-глаз. Документы без присмотра не оставлять! Уведут! Зачем они это делали? Скорее всего -  чтобы товарищ бдел, не разбрасывался секретными документами. Подражали Жеглову.  В стенах Высшего учебного заведения это выглядело  весьма по-идиотски.

  Перчатки из кармана моего плаща, висящего в эскадрилье,  “выдернули” на следующий день.

 ... вора выловили а за пять лет до того, в самом начале первого курса...

  Вообще-то воровства  в училище не было. То есть “не было” - по определению. Чтобы это понять, нужно совершить небольшой экскурс в глубины русского воровского жаргона, “фени”; обратиться, так сказать, к экспертам. К первоисточникам.

  Итак, существуют три слоя данного социума. Верхний слой, это непосредственно воры, то есть люди, сделавшие воровство своей профессией. Занятие это, хоть и предосудительно с общечеловеческой точки зрения, но не является грехом в глазах Божьих.  Восьмая Заповедь  пророка Моисея не запрещает воровать. Она гласит “Не кради”. В чём тут разница и каково влияние Восьмой Заповеди на иерархическое структурирование криминального сообщества - читаем ниже.

  Следующий уровень. Это - крадуны. То есть те, чья деятельность вступает в противоречие не только с Уголовным Кодексом, но и Восьмой Заповедью. То есть те, кто крадёт. Разница тут в чём? Вор, в отличие от крадуна не отнимает последнее, не крадёт у заведомо беспомощных и всегда оставляет жертве шанс  избежать западни. Крадун же тащит “по-беспределу”.

   “Отмазон”  довольно “кривой”, “притянутый за уши”, чтобы в него вникнуть, надо быть либо психологом-криминалистом, либо зоотехником. Обычному человеку не понять.  Тем не менее, такое “понятие” работает.

  Затем,  низший уровень - это крысы. Крыса ворует у своих. У сокамерников. У соседей по садовому участку. У коллег, случайно оставивших бумажник в открытом чемодане в штурманской комнате. У курсантов своей же роты. Если строго следовать этимологии русской блатной “фени”, пойманное существо следует называть “крысой”. Воровства в то время было немного, милиция работала неплохо, крадунов - их и свои не любили, а вот крысятничество просто цвело махровым цветом. И не только в АВЛУ ГА.
  А выловили Крысу старшины. Их  фамилии, как и лица, говорили  сами за себя, ребята были не промах. Слышал я что один из них, в последующей жизни, имел кличку “Адвокат”.  Надо думать -   были основания. Обоих, к сожалению, “вычистили” после первого курса. То ли с успеваемостью не заладилось, то ли ребята решили что им лучше заняться более интересной деятельностью. Ну, крыс душить, допустим. Забегая вперёд, Крысу - тоже вычистили. Но это было потом. А пока что он вид имел весьма благородный, красив статью и лицом, музыкально образован. Он, потом, я слышал, сделал неплохую карьеру в шоу-бизнесе, и как бы ни с кем попало, а с Игорем Крутым. В училище любил выступать на дискотеках, когда ансамбль отдыхал. Читал со сцены стихи. В основном - Александра Иванова. Из телепередачи “Вокруг смеха”. Отвлекаясь, могу сказать - “Вокруг смеха” по сравнению с “Камеди клаб” -  как Оксфорд по сравнению с ГПТУ № 55 города Юрги. Ну, или как Ташкентская дыня по сравнению с сибирским кабачком.

  Но, всё это было потом. А пока что он стоял, весьма помятый, посредине спортзала. Перед ним лежали вещдоки - “дипломат”, чьи-то джинсы, солнцезащитные очки и прочая мелочь. Кто-то “срисовал” его, хорошо “прикинутого”, в самоволке, вычислили где он переодевается, тётя у него жила в доме прямо за забором, он ей ворованное барахло таскал, говорил что ребята просили подержать. Ребята пришли к тёте в гости, вежливо поблагодарили за то, что она подержала их вещи, забрали их, ещё раз сказали спасибо и ткнули Крысу в них мордой. Шум, гам, скандал. Надо же дальше что-то делать, пускать по инстанциям, так сказать. Оклемавшись от лёгких побоев, Крыса несётся на переговорный пункт. Звонить в Москву. Куда же ещё? Спасай, папа!

   Итак, как писал Барков Иван Семёнович - “Вот и наследник мчится лихо, как за блондинкою - грузин”…нет, точнее, папа Крысы несётся первым рейсом из Москвы спасать своё дитя. По прибытию, в первую очередь, вместе с Пал Пахомычем, командиром роты, скрываются в кабинете начальника училища.  Очевидно, разговор состоялся, потому что Паша-майор ( Вы чудак!)  появился вскорости в спортзале с довольным видом и Папой Крысы на поводке.

   “Батальон, стройся!” - гремит на весь спортзал.”Объявляется строевое собрание!” Нас было три учебных роты, триста, рыл. Нас гордо называли “батальоном”.

  Итак, в спортзале строится наш, так называемый “батальон”. “Проводится строевое собрание, старшина - пиши протокол!” Мы не знали что такое строевое собрание, мы думали, что это что-то важное и святое, как например “Честь офицера”. После собрания мы поняли, что это  значит. Ничего это не значит.
   Сначала слово предоставляется самому Крысе. Глазки бегают, стыдно, видимо, но голос хорошо поставлен, и заученную покаянную речь произносит без запинок. Затем - папа. Папа был красив и статен, лычек на погонах было - аж глазам больно. Взял, наверное, напрокат, чтоб нас впечатлить, потому что представился как бортинженер то ли ЦУМВС то ли 235ЛО. Долго рассказывает о тяжёлом пути становления пилотов, курсантском братстве, просит  простить сыночка, короче несёт всякую бодягу. Обещает встать на колени перед строем, но, по какой-то причине не становится.  Пол, наверное, показался грязным. Выступление данных ораторов никого особо не впечатляет.

  И тут …барабанная  дробь...смиррна! Товарищ майор! И вот такая постановка вопроса: Вы всё слышали, вы всё знаете. Все, кто за то, чтобы отчислить курсанта Крысу - выйти из строя!...и...тишина...И как вам такое, господа будущие офицеры? И вот вам - каждому своя проверочка. Ох и опытный строевик был  майор, как же это он хитро повернул-то! До сих пор восхищаюсь ( если это слово тут уместно). И вот, в полной тишине, в переполненном спортзале, заполненным лысыми головами, настал момент истины....

 ...- Дежурный по роте на выхааад!- спустя три года орал-надрывался дневальный. Выскочивший откуда-то сбоку ополуомевший  дежурный, едва не ослеп от нестерпимого блеска золотых погон. Начальник училища, декан, начальник ОСО, начальник военной кафедры, ёлки-палки, кого только на лестнице перед входом в роту не было!

  - Товарищ начальник училища, за время Вашего отсутствия, никакого присутствия…не обнаружено…корочего…это…

  - Командира роты сюда!
Ужас прошелестел рядом на невидимых крыльях.

 - Товарищ начальник училища, за время вашего отсутствия, никакого присутствия…не обнаружено…Командир роты, майор...!

 - Где знамя роты?

 -Есть, товарищ начальник, училища! Старшина, где знамя роты?

 - Так точно товарищ командир роты! Дежурный, где знамя роты?

 - Дневальный!!! Куда знамя дел?

   А хрен бы его знал. Вроде вчера тут было, а, может и не было, давай вспоминать, листать книги приёма сдачи-дежурств...знамя как воду кануло. Кому оно могло вообще понадобится? Ёпрст, твою дивизию, факмайселф, чтоб провалиться...это же Святое!!!! В каптёрке? Нет! В кабинете командира роты? Опять штанга!!! Вы что!!! Это же - Знамя Воинского подразделения!!!   Трибунал и три года расстрела из зенитного пулемёта!!!
  Разгадка пришла быстро. Прямо под ротой была служебная квартира начальника училища. Он там кантовался по прибытию, пока постоянную подыскивали. Как-то раз, поздно вечером, его, каким-то ветром, занесло наверх. Поднялся он на второй этаж, а дневального-то и нет!  Постоял, подумал, вытащил знамя из гнезда, свернул в рулон и домой поволок. Мог бы ещё кроссовки у кого-нибудь из комнаты “подрезать”, да постеснялся, видимо.Или нести тяжело было.

   Прошла неделя, но никто не спохватился. Никто и не обратил внимания что знамени нет.Через неделю терпение начальника училища лопнуло и он устроил грандиозный шухер. Скандал, вестимо, получился знатный. По воинским Уставам, в случае утери знамени, часть подлежит расформированию, а командование - военно-полевому суду.
 В данном случае - отчисление светило всем нарядам за неделю. Командиру роты карячился как минимум выговорешник. А может и разжалование.  К счастью, до кого-то дошло что мы живём не по Воинским Уставам ( а по чему - никто  толком не знал), так что скандал худо-бедно замяли.
 Но, с лёгкой руки начальника училища, тырить всё что плохо лежит, народ воспринял как руководство к действию...

...стартовый квадрат, окна самолёта зашторены, вся лётная группа внутри. Из форточки выплывают клубы сигаретного дыма. Один курсант стоит рядом и за крыло раскачивает самолёт. Пусть думают что летают. В направлении Мартука скрывается из глаз полный бензовоз. Вечером сдаётся красивая барограмма и хронометражный лист. Курсант, умеющий рисовать и, обладающий хорошим почерком, был на вес золота.

  От кражи Знамени никакого бенефита, собственно, не было,  так, воспитательная акция,  а вот бензин неплохо превращался в различные материальные блага. Недолго музыка играла, недолго фраер танцевал. Кто-то “присел” на пару лет, кого-то турнули. Следователи прокуратуры долго удивлялись такому подходу к лётному обучению.

...Но за три года до того, три наших роты, триста лысых голов, стояли по стойке “смирно” в спортзале. И что у каждого в головах- понятно было сразу. Борьба Добра со Злом, Света и тьмы. Ада и Рая. Крысу, конечно, гнать надо, а вот как это, мне - сейчас? Так меня же запомнят, а вдруг потом - если что? Ну, он же ворюга! А может - простим? Ну, надо же быть принципиальным! А никак мне потом припомнят? И все сильные и храбрые, и все, кто ещё вчера громче всех орал “за жизнь - гнать вора”, и все старшины и все “деды”…и я  в том числе….не, ну-ка нафиг, я лучше тут, тихонечко постою, ну, паренька жалко, конечно…Ребята, ну давайте признаемся сами себе - никому естественно, этого паренька жалко не было, все просто банально перебздели.

   Но, как у того же Высоцкого “Был один, который не стрелял…” среди нас оказался один, который не побоялся выступить. Из трёхсот человек. Всего лишь один. Стоял рядом со мной. Всё по Уставу. Рука - на плечо впередистоящего, три шага вперёд, поворот “кругом”. Андрей Орлов. Андрей, прости, я был рядом. Но - побоялся. Итог голосования: Один -за, двести  девяносто девять - против. Старшина! Я! Пиши протокол! Есть!
  Старшина всегда был готов написать любой протокол, необходимый начальству.

  Возвращаясь к нашему “строевому собранию” - поймите, это было, на самом деле, страшно. Ты - один. Поддержки - никакой. Где-то далеко родной дом. Рядом - странные лысые головы, то ли товарищи то ли ещё кто. А нужно выступить против чего-то ужасного и непонятного. А можно не выступать.  Каждый решает сам. Ничего, конечно, Андрею не было. Наоборот, ПалПахомыч, скорее даже по-мужски его зауважал. Закончил Андрюха училище. Мы с ним встречались на тридцатилетие. Он не помнит ничего такого. Но самое главное - помню я. И это мне - урок на всю жизнь. Мы стали такими, каким делали друг друга.

   И ничего не изменилось. Крысы продолжали своё пиршество. Конспекты, книжки, мелочи всякие.  До сих пор помню лицо отца, когда он шепнул мне потихоньку на Актюбинском вокзале, когда его провожать поехал, он в гостях у меня был.  “Саша, представляешь, у меня деньги вытащили. Спал на твоей кровати, пиджак на стуле рядом висел. Ты там повнимательнее, с друзьями со своими. Шум поднимать не надо, ничего не докажешь, просто имей в виду, знай, кто тебя окружает.” Позорище-то какое, приехал из деревни отец к сыну. В Высшее Лётное Училище. Будущие лётчики его и обворовали. И это не   бомжара с автовокзала  пролез. И даже не с девятой роты злодей спустился. Свой товарищ, однокашник.. Крыса. Может, я один такой и у меня на лице “лох” написано? А может быть и нет.

  А может и нет. У меня знакомый во Вьетнаме летает, Большой Начальник уже,  TRI/TRE уже давно, со фейсом братка из 90х.  Он явно  в авторитете и у  него уж точно “лох” на лице не написано. Но тот даже меня перещеголял. Солнцезащитные  очки увели прямо на брифинге, стоило только отвернуться. И ноутбук - прямо на долгой стоянке, из чемодана. На борту - только экипаж. Русский со вьетнамцем - братья навек.

   Тут, наверное, дело больше в общественной морали, в принятии или неприятий “крысятничества” обществом. Ну, если все так делают, я - хуже что ли? 

    Первомайский  митинг проходит прямо на плацу. По окончанию митинга, председатель профкома АВЛУ ГА, со знаменем под мышкой, по дороге заходит с заднего двора в столовую, помните, там, где картошку чистили. Только что толкал речугу про “Коммунизм - как Великое Будущее Человечества”, и тут же - тырить огурцы. Заверните мне, говорит. Я - за “мальчика”. Вам, говорю, прямо в знамя завернуть? Бдь, он даже сарказма не понял. Пакет из кармана потянул.

  Весна, тепло, кухонный наряд. Два “мальчика” - я и  друг-Володя. Покуриваем втихаря  на скамеечке за столовой, греем хребтины, отходим от лютой зимы. К нам гостья. Красный спортивный костюм, молодящаяся походка. Жена  полковника, начальника Военной Кафедры.  В кармане - мятая “трёшка”. Для меня. Ну, я ей больше понравился, наверное, извини, Володя. Мальчик, принеси мне курочку (????).  В общем, если я сейчас вынесу с заднего двора ей курочку то она отблагодарит меня тремя рубликами.   
   Все мои попытки вежливо объяснить ей что эти курочки предназначены для моих товарищей, которые сейчас на учёбе, что у своих воровать нехорошо, и что ей вообще как бы не подобает такое вот делать, и что у меня есть совесть (ну, это я вообще загнул, самому смешно, какая там совесть, на третьем-то курсе), возымели результат личного оскорбления. Как она орала на меня и отчислить обещалась! Отчислить - за то, что отказался воровать - вот скажите, что у неё в голове было? Володя смотрел на меня как на камикадзе перед последним вылетом.  Да и сам я порядком перетрухал.  Главный её аргумент был (вот тут - внимание!!!) все курсанты - как курсанты, а этот - идиот принципиальный. Не первый раз, наверное, курочками баловалась. Да и не только она.

  Наряд по кухне. Я - дежурный. За отдельным столом - старшины. Ротный, заместитель, два ещё каких-то прихлебая, не помню. Обычно наряд накладывал на этот стол “с горочкой”. И ещё маслицем поливал. Я же положил четыре тощих крылышка. По числу столующихся. Дневальные смотрели на меня как на самоубийцу. Старшина   визжал как хряк на случке, что-то про издевательства, требовал чтобы я им принёс добавки. Я ушёл искать добавку. Искал долго. На мойке.  Полпачки “Казахстана” искурил. Больше дежурным меня не ставили. Что же ты так визжал, старшина?  Курочек не хватило?  Помнишь - “все курсанты как курсанты, а этот один какой-то дурак принципиальный оказался….” Вот твои курочки и ушли с чёрного хода.

  Было ещё такое слово - инвентаризация. Поскольку посуду друг у друга курсанты тырили просто безбожно, раз в месяц обьявлялась инвентаризация. То есть положено было проклеймённые миски и половники друг другу вернуть. В столовой посуду выкладывали на столы и проверяли друг у друга. Ушлые старшины ещё за день до того изымали чужую посуду из ящиков и прятали у себя. В день инвентаризации показывали только свою. Они все пришли из армии. они учили нас, “карасей”,  жизни. Чести и Воинскому Братству.  Их было всего двенадцать человек - по количеству рот. И они не могли перестать  крысить друг у друга дешёвую алюминиевую посуду.




         
  “Но это ничего: они у меня украдут, я, обозлимшись, у них, те у этих, эти у тех, – как по кругу, ан и выйдет справедливость. Вроде все друг друга обворовамши, а вроде все при своем”.  (Т. Толстая “Кысь”)

  Вот так и вышла справедливость. И просуществовала наша несчастная АВЛУ ГА совсем ничего. Ровно как и наша Родина - СССР. Недавно мне пришло в голову что на свете есть очень мало людей, которые родились в СССР и там же умерли. Или - родился при Царе, или умер в РФ. То есть громадная, мощнейшая, богатейшая страна прожила чуть больше обычного человека. Результат деятельности каждого из нас.

ps:

 Впрочем - не всё было так уж плохо. Помню, Алексею, чтобы съездить похоронить   отца, всей ротой  собрали сто рублей. Упёрли на следующий день. Крыса сдуру раскололась свойному корефану - глядь, какие мы богатые. “Мы же друзья, друзья друг друга не сдают”. “Нет  среди моих друзей крыс” - был ответ. С разбитой мордой и дневником, где были описаны все предыдущие эпизоды, ворюга был доставлен к командиру роты. Не знаю как бы я поступил в таком случае. Скорее всего - промолчал бы. Я же был один из всех. Я тоже крысил по-мелкому.

       И мы стали такими, каким друг друга делали.


 “Максимально субъективно. По возможности - нелицеприятно.”
( А. Пивоваров )