Свято-Богоявленская церкрвь в Глуске

Валерий Василевский
               

      Ресторан "Птичь" в Глуске. Это здание с плакучими ивами было знакомо не только местному населению, но и за пределами района. Зато не все знали, что оно стояло на фундаменте бывшей Свято - Богоявленской церкви, на месте, куда более трехсот лет приходили верующие, а колокольный звон вещал о приходе нового дня.
      Спокойствие. Замерли, словно заколдованные, белоснежные облака над кудрявыми деревьями. Разноцветный диван луговых трав. Казалось, увидев этот прекрасный пейзаж, даже неприкаянная душа должна умиротвориться. Но нет! Этой красоты мало! Наши предки, заботясь о душе, строили в живописных местах храмы. Именно тут, в храме, душа человеческая искала помощи и спасения  Всевышнего.
      Богоявленская церковь в Глуске существовала ещё с 14-го века. В гра-моте князя Константина Полубинского  от 15. 03. 1628 года отмечено, что этот храм был отнят униатами. Однако находились твёрдые и мужественные исповедники, оставшиеся при своей вере до смерти, несмотря на гонения и враждебные отношения униатов. Глусский Свято-Богоявленский приход всегда оставался в православии.
      За свою историю храм неоднократно перестраивался. Согласно церковным архивным данным за 1798 год, храм был деревянный, освещённый в честь праздника Богоявления. Точное время его основания остаётся неизвестным. В храме имелись серебряные сосуды для совершения литургии, все необходимые книги церковного круга.
     В 1823 году храм был перестроен по причине ветхого состояния. Коло-кольня осталась та же, ветхая, находившаяся в паперти старой церкви. Дом у священника был собственный, деревянный, построенный на земле, принадлежащей приходу. Всего приходской земли было 147 десятин 1078 сажней.
     Здание церкви, построенное в 1823, было разрушено тщанием прихожан в 1863 году. В августе месяце 1865 года построен новый каменный храм с колокольней, находящейся внутри. По наружному виду здание церкви в основании и стенах имело форму продолговатого креста с одним открытым куполом и колокольней во фронтонной части, которая располагала пятью колоколами.
Богослужебная утварь, оставшаяся от разрушенной церкви, продолжала использоваться для совершения богослужений. Вскоре при храме построили новый дом для священника, а также хлев и амбар. Жалование, получаемое притчом, составляло 509 рублей 16 копеек.
      К началу 20-го столетия при Свято-Богоявленском приходе действовало 4 школы грамоты: Калатичская, Туринская и две Маковичские – мужская и смешанная. В самом Глуске существовала первоклассная школа. Храму также принадлежало две приписные церкви: Николаевская церковь в деревне Калюге и Вознесенская церковь в деревне Борисовщина, которая до 60-х годов была приписной к Космо-Дамиановскому приходу в деревне Городок. Помимо самого местечка в состав прихода входило ещё 11 деревень с проживающими там 2100 мужчинами и 1946 женщинами.
     О приходской жизни Свято-Богоявленского храма после Октябрьского переворота 1917 года сведения скудные, так как архивных документов того неспокойного времени почти не сохранились. Известно лишь то, что, в сияющей своей белизной и величавостью церкви, богослужения совершались вплоть до его закрытия.
     В 1937 году, в ходе повсеместной антирелигиозной борьбы власти с церковью, церковь в Глуске была частично разрушена (колокольню с ку-полом разобрали, иконостас с иконами уничтожили, а на месте алтарной части сделали сцену. Во время оккупации местечка фашистами, уже в так называемом клубе, была устроена немецкая конюшня. Православные жители обратились к коменданту Глуска с просьбой вернуть верующим поруганную святыню. Немцы, придерживаясь выгодной оккупационной политики, не препятствовали открытия церквей на занятых ими территориях, и храм был отдан верующим.
      После освобождения района от немецко-фашистских захватчиков церковь была восстановлена, и богослужения проходили до начала 60-х годов. Когда каменную Свято-Богоявленскую церковь по указанию секретаря райкома разрушили, церковную утварь перевезли в Космо-Дамиановский храм деревни Городок.
Мне довелось быть свидетелем вторичного поругания Богоявленской церкви, когда гусеничным трактором стаскивалась деревянная колокольня с куполом-маковкой. Надо было видеть лица людей, присутствовавших при этом деянии. Они не плакали, а буквально голосили, как по умершему близкому человеку, рвали на голове волосы, поднимали к небу руки, прося Господа Бога наказать безбожников. У народа была отобрана вера и надежда. Это была для него трагедия.
      В бывшем церковном здании был оборудован "кинотеатр", где во время киносеанса звук не распространялся по помещению, а уходил к потолку, словно хотел вырваться наружу, ища отверстие на месте некогда бывшей колокольни. После, там же, была мастерская по ремонту киноаппаратуры, затем располагался магазин по продаже мебели.
     Во второй половине 70-х годов началась разборка стен, чтобы на фун-даменте бывшего храма построить нечто такое, что украсит горпоселок. Только не тут-то было: предки делали прочно, надежно и на века. Кирпичная кладка оказалась не по зубам, желающим ее разобрать по кирпичику с клеймом "Розенберг". Но сила есть - ума не надо. Кое-где стены бы-ли разрушены до фундаментов и часть осталась. Так на месте Свято - Богоявленской церкви возник ресторан "Птичь" с элементами прибалтийской архитектуры.
      Время было тяжелое и смутное. Люди искали спасение и успокоение в религии и это не удивительно, ведь за плечами многовековые традиции и обычаи, что делало народ белорусами, и вера в Бога в этом играла не последнюю роль. Как показывает история, одной из особенностей такого времени - появление разных религиозных организаций, которые стараются вовлечь в свои ряды слои населения и удается. Не обошло это и Глуск.
      Как-то заместитель редактора районной газеты “Радзіма” Сергей Анташкевич показал мне любительскую фотографию начала 50-х годов прошлого столетия, которую ему показала уборщица редакции Валентина Былинская, на которой запечатлены она с мужем Владимиром на фоне поселковой Свято-Богоявленской церкви. Я посмотрел фотографию и мне показалось, что я на ней чётко и в подробностях вижу все детали строения -  от креста до фундамента, каждую дощечку, каждый кирпичик…. Долго не думая, я тут же сделал набросок, который у меня хранится по сей день. А вскоре появилась и живописная работа «Свято-Богоявленская церковь в Глуске. Начало 50-х годов». При её написании помогало и то, что оста-лось в памяти.
      Потом был развал Советского Союза. На его просторах происходили неописуемые события. Народ стоял на распутье: не знал чего ждать не только завтра, но и от дня наступившего. Гудел, как улей и Глуск. В его центре расположился огромный «блошиный» рынок, где продавалось и покупалось всё. В более обозримом месте пристроился и я со своими картинами. Среди которых была «Свято-Богоявленская церковь». Оказалось, что почитателей живописи было не так уж мало: смотрели, договаривались, покупали. Но подошли трое пожилых женщин. Долго смотрели на мою церковь и, вдруг, стали молиться. Я был в растерянности. Женщины узнали свою церковь, ибо были её прихожанками. Потом мы долго разговаривали о Боге, о вере, и, конечно же, о безбожниках – тех, кто оставил их без веры. Они уходили и всё время оглядывались в мою сторону. Мою церковь приобрели. Уже потом Свято-Богоявленскую церковь довелось писать на заказ семь раз.      
     14 октября 1990 года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы на окраине Глуска произошла ритуальная процедура освящения места под строительство новой церкви и закладки первого камня. Это событие навсегда войдет в историю Глусчины, как начало возрождения духовных ценностей, некогда беспощадно уничтоженных безбожной властью. Многие старожилы помнили, как это делалось, но не было очевидцев строительства храмов.
       Строительные работы велись 11 лет. Основная сумма денег на строи-тельство поступала от жителей района и организаций - колхозов, совхозов, предприятий и предпринимателей. Не остался в стороне ни один прихожанин, оказав свою посильную помощь. В благодарность Богу за возрождение храма они передавали иконы, которые представляли историческую и духовную ценность. Почтил свои вниманием церковь и Президент Беларуси А.Г. Лукашенко: по его распоряжению были подарены люстры с президентской дачи.
      Субботним утром 7мая 2000 года я сел в инвалидную коляску и поехал в церковь, чтобы принять крещение, которое совершил иерей Николай Глаз. Моя дорога к храму была долинной…
      Появился я на свет 14 октября 1949 года в г. Сыктывкаре. Рос нехри-стем, как мои две сестры и брат. Не было тогда в северной Коми АССР ни одной церкви. Все храмы были разрушены и разграблены, а их настоятели изгнаны ещё в 30-е годы. Зато её территория была перепоясана колючей проволокой вдоль и поперёк, «заселена» зонами и лагерями. Наша семья жила в бараке на сорок семейств. Соседями были ссыльные китайцы, немцы, прибалты, кавказцы, русские, белорусы…
     В 1956 году наш рабочий посёлок Заречный с дощатыми бараками, утеплённый опилками, где жили и плодились большие рыжие крысы сгорел дотла. Через год родители решили переехать на родину отца в Беларусь.
     Я жил, учился, работал как все. Хотя сам оставался некрещённым, но в начале 70-х годов двоих сыновей покрестил в единственной церкви Бобруйска. Даже не смотря на то, что в те годы за крещение простому человеку можно было лишиться работы, получить большие неприятности по линии общественности.
Многое пришлось передумать и осмыслить после неудачного нырца в речке, в результате которого получил статус инвалида первой группы пожизненно.
      Анализируя свою жизнь, почувствовал, что никогда не был одинок. Возле меня всегда присутствовал незримый хранитель и помощник – Ангел, посланный Богом при рождении.И не потому ли мой Ангел не уберёг меня, что я был не крещён?
Теперь по жизни я несу свой крест. Мой долг - нести его без ропота, с благодарностью Господу за то, что вразумил меня. Пускай через несчастье и болезни. Мою православную веру не предам, как бы тяжело и трудно не было, ибо долго к ней шёл. Отрадно, что после моей смерти кто-нибудь поставит в храме свечу и помолится за упокой моей души.
     24 ноября 2002 года в Глуске состоялось торжественное освящение ар-хиерейским чином Свято - Богоявленской церкви, построенной по проекту местного архитектора В.В. Болейко. Это стало незабываемым событием для тысяч прихожан, которые к храму стекались с раннего утра.
     В настоящее время причт при храме состоит из священника и псаломщика. За церковью закреплена государственным актом на право постоянного пользования земля площадью 1,4 га. В церковноприходском доме работает воскресная школа, имеется для детей и взрослых библиотека. Настоятелем храма был протоиерей Николай (Глаз), с весны 2010 года этот пост занимает иерей Михаил (Лазовский).
     История Свято-Богоявленской церкви в Глуске - еще одно свидетельство того, что Бог поругаем не бывает и Церковь уничтожить нельзя, ибо, по словам Господа Бога нашего Иисуса Христа Церковь пребудет на земле до скончания века. Он не оставил нас своей милостью, даруя подобный островок благодати, где каждый желающий может прийти и отдохнуть душой и телом, задуматься о смысле своего существования. Свято-Богоявленскую церковь по праву можно отнести в ряд самых значительных сооружений православного зодчества на Могилевской земле, она является гордостью и величием жителей Глусского района.
      Возвращение верующим здания, которое изначально было построено как храм и долгое время было храмом, многие в Глуске ждали давно. Об этом говорили и даже спорили. При реконструкции здания церкви под под ресторан, сохранилась от её лишь малая часть. Но всё же само место для многих оставалось свято. И вот все споры позади. Решением Глусского райисполкома от 21 октября 2016 года здание бывшего ресторана «Птичь» передано Бобруйской епархии для открытия новой приходской православной общины – ещё одного православного прихода в Глуске.  И православный приход в честь Рождества Христова был образован. Настоятель храма протоирей Николай Глаз.