Костёл монахов - бернардинцев в Глуске

Валерий Василевский
        Впервые тема глусского костела была затронута районной газетой в ре-дакционном материале «Успамін аб касцёле». Объектом «успамінаў» стала фотокопия картины И.П.Булгакова, которую местный художник написал со старой фотографии. Судя по изображенному на ней костелу, можно предположить, что это разрушенная его задняя часть после взрыва в 1944 году.
        Тема вызвала определенный резонанс среди читателей - очевидцев уникального для Глуска строения. Я же, как человек не равнодушный к любой истории, тем более к истории тех мест, откуда пошли мои корни, долгие годы собирал материал о костеле со слов и воспоминаний очевидцев, чтобы составить свою картину костела бернардинцев. Долго искал четкое его изображение на снимках, чтобы рассмотреть костел до мелочей. И это удалось. С фотографии 30-годов, видимо, единственной с его изображением, я увеличив, написал маслом картину.
         В XVII столетии, в промежутке – 1622-1628 года, в Глусском замке был основан монастырь бернардинцев. Примерно в это время в Польше, Литве и на Беларуси появились монахи католического ордена, который ответвлялся от францисканцев и имел более строгий устав. Название они полу-чили от имени реформатора францисканцев Бернардина Сиенского (1380-1444), в честь которого и назван первый в Польше монастырь бернардинцев в Кракове. Кстати, дата рождения первых таких монастырей еще более древняя - XV столетие. Проникнув в Великое княжество Литовское, монастыри были основаны в Львове и Вильнюсе, Гродно и Полоцке, Несвиже,… а в XVII – м столетии – Заславле и  Минске, Слониме и  Ивье, Бресте, Витебске и Глуске.
         В 1667 году в Глуске был возведен большой барочный, костел монахов-бернардинцев. Это подтверждают исследователи Ю. Якимович и В. Боровой, отыскавшие в Центральной библиотеке Литвы пиктографическую карту «Provincia Litvana Ord. S. Francisci, O. S dm. Observation (es)…». Авторство книги принадлежит известному несвижскому граверу Гершку Лейбовичу, который работал при дворе Радзивиллов. Карта, согласно предположениям исследователей, выгравирована в 1750-1760 годах. Г. Лейбович пользовался оригинальными рисунками бернардинских  монастырей, сделанных одним из учеников рисовальщика с типографии Радзивиллов в Несвиже. Там и был обнаружен очень подробный рисунок кирпичного костела в Глуске, построенного в 1667 году, который неиз-вестно когда был немного перестроен.
          И то, что небольшое местечко стало местом постройки монастыря и ко-стела, объясняется значительным количеством проживавших в сегодняшних границах района поляков-католиков. А деятельность бернардинцев как раз и направлялась на укрепление католицизма и феодального строя. И только после присоединения Беларуси к России их влияние стало быстро падать.
Из-за того, что сияющий белизной красавец-костел стоял окруженный огромными тополями на самом высоком месте в Глуске и возвышался почти на 50 метров, блестящий золотом на солнце его крест был виден за 8-10 км от местечка. Со стороны казалось, что он плывет в голубом море-океане вместе с облаками. Многоводная Птичь омывала вал, а между ним и костелом отражали синеву неба два пруда с камышом и желтыми кувшинками.
         Интерьер костела состоял из большого количества скульптур. Множе-ство окон и  горящих свечей освещали лики святых. Разноцветные лучи света, прошедшие сквозь витражи под самым куполом, падали на узоры мозаичного пола. На высоте над главным входом звучал орган. Чтобы посмотреть службу, послушать завораживающую музыку, исполняемую органистом Сташевским, который и пел латинские псалмы, ходили местечко-вые жители, как на прекрасное действо.
         В июле проходил праздник Святого Антония, скульптура которого в натуральный рост стояла на невысоком постаменте в правом углу костела. Сюда народ съезжался со всех окрестностей, как на большую ярмарку, как на торжество. Службу проводили наезжие католические священники. К но-гам Антония ложились полотно, рушники, круги воска, бочки меда, на серебряную тарелку — деньги.
         На костельный двор в валу был один въезд. Около него стояли палат-ки, столики, короба со всякими сладостями и вкуснятиной, что привлекало толпы людей. Вдоль дороги к костелу сидели нищие с самодельными музыкальными инструментами, которые, зная все праздники и ярмарки, путешествовали целыми артелями по местам, где они проходили.
         В 1935 году костел прекратил свои функции, как позже и православный храм в местечке, а все его богатое убранство было растащено, поломано, разбросано. Навсегда исчезли гравюры художника европейского масштаба А.Тарасевича. Архитектурный красавец превратился в склад стружечной артели «Спатри» (позднее «КИМ») с соответствующим к нему отношением, где из-за небрежности и недосмотра работников артели про-изошел пожар, нанесший невосполнимые потери.
         Костел притягивал к себе местечковую ребятню. Мальчишки гоняли мяч. Проявляли  смелость, и ловкость, залезая на центральный купол и башни-колокольни, которые возвышались по обе стороны входа, где на двух этажах каждой башни в свое время висели разные по величине и тембру колокола. Мелодичный звон, которых заполнял околицы Глуска и был слышен за многие километры, сзывая католиков на утренние и вечерние службы. А спуститься в подземные ходы-лабиринты с факелом в руке разве не было своего рода героизмом?
         Во время Великой Отечественной войны, когда Глуск оказался под фашистской оккупацией, немцы в костеле устроили склад боеприпасов, а при бегстве в июне 1944 года склад взорвали. Потом останки костела были разобраны и сравнены с землей.
         Костел, который украшал Глуск около трёх сотен  лет,  ушел в небытие навсегда, оставив  воспоминание и скупые исторические сведения о своем существовании, подтверждающие его величие и красоту, но такую хруп-кую перед человеком, его порой необдуманным поступком.