Збарсология. Каникулы в Ванино

Виталий Голышев
                КАНИКУЛЫ В ВАНИНО

                Ольга Збарская

                «Я помню тот Ванинский порт
                И вид пароходов угрюмый,
                Как шли мы по трапу на борт
                В холодные, мрачные трюмы

                Над морем сгустился туман,
                Ревела стихия морская.
                Стоял впереди Магадан,
                Столица Колымского края…».

                (Народная песня времён СССР,
                которую иногда называют гимном
                колымских заключённых).

    Однажды, когда планета начнет задыхаться от перенаселения, человечеству придется осваивать нехоженые земли. И тут вспомнят о территории, что лежит между Амуром и Татарским проливом. Взгляните на географическую карту: автодорога Лидога-Ванино идет вдоль Анюйского национального парка, петляет среди невысоких гор, пересекает множество речек – и на 300 с лишним км дороги – ни одного населенного пункта! Вся эта территория залита на карте зеленым!

    Если же смотреть на нее невооруженным картографией взглядом в начале июня – глаз радуется зелёному разноцветью, от темной хвои высоких сосен до салатовой молодой листвы берёз. А берёз тут в изобилии – только бегай в августе за подберезовиками, да вот клещей здесь тоже не счесть, себе дороже.

    Мы выехали из Хабаровска не слишком рано – в 8.30. Опытные поклонники Збарсологии знают наш лозунг «То одно, то другое». Первые три часа пути – до последнего камешка знакомая комсомольская трасса: после нескольких поселков вблизи Хабаровска и съезда к женскому монастырю у Петропавловского озера - небольшие серпантинчики, потом «взлётка» - расширенный участок трассы, используемый как запасная ВПП. Одна из контрольных точек трассы – поселок Маяк, а после него печально известное озеро Гасси, несколько лет назад рядом с ним произошла страшная авария. В Анастасьевке появилась кафешка, в которой вам сварят недурной кофе в дорогу и можно попробовать мороженое ручной работы с соленой карамелью, вкуснющее!..

    На болотцах вокруг много цапель, а прямо перед вами дорогу может перебежать бурундук.

    По трассе несколько участков – в ремонте, так что едешь под лозунгом «Держись, подвеска!».

    На Лидоге — сворот в сторону океана. Первый час дорога ничем не примечательна – разве что опять ремонтными гравийными участками, где каждая машина поднимает за собой клубы пыли и на небольшой скорости, а того, кто едет позади, даже «противотуманки» не спасают.

    А потом справа появляется полноводный Анюй, Сихотэ-Алиньский хребет не смыкается тесно к дороге, как горы на Кавказе – он заботливо, на отдалении, оберегает трассу справа и слева. И не надо, как на том же Кавказе, задирать голову вверх, прижавшись носом к стеклу, чтобы рассмотреть горы – их отлично видно: и склоны, поросшие лесом, и даже отдельные заснеженные вершины. Здесь нет стволов в три обхвата – деревья тоненькие, не дает здешняя земля им разрастись в ширину. Редкие машины попадаются навстречу, среди них есть лесовозы, гружёные этими вот «карандашами» - тонкими и короткими брёвнами.

    К Анюю просто так не спуститься – водоохранная зона, вдоль всей дороги поставлены ограждения. Однако же ушлые рыбаки под лозунгом «Нам нет преград на море и на суше…» разбирают часть ограждения, чтобы припарковать машину на обочине, а дальше – через узкую лесополосу идут к реке.

    Но здесь и других речек, и ручьев в изобилии, и только послушайте топонимы: Гобилли, Мопау, Таунга, Малые Эртукули, Аджалами, Сакай-бапу, Найванкони… Одна только сумасшедшая Гобилли петляет по этой местности так, что дорожники решили пронумеровать указатели – 1-я Гобилли, 2-я, 3-я… Всего их двенадцать!
    На шестой Гобилли мы остановились на пикник.

    Если вы из тех, кто «промахивает» трассу Лидога-Ванино без единой остановки, или того хуже – останавливается перекусить в единственной на этой трассе кафешке, то в следующий раз непременно – непременно! – возьмите с собой хотя бы бутерброды, и хрустящий огурчик, и пучок зелени, и еще что-то, что сильно любите. Не забудьте про напитки! Даже чай из термоса на таком пикнике будет иметь особый вкус.

    Шесть часов пути, не считая времени на остановки – и мы на месте. Навигатор приводит нас к трехэтажному дому на пригорке, и мы будто окунаемся в атмосферу дворика из фильма «Покровские ворота»: грубо сколоченный стол и скамейки рядом, за которым дядьки в майках и с «Беломорканалом» в зубах должны «забивать козла», разнокалиберные клумбочки, веревки натянуты для сушки белья – все не новое, но аккуратненькое и выкрашенное в яркие, радостные цвета. Тут же бегает и ворчит маленькая дворовая собачонка-старушка. Квартира, однако же, вполне современная: со стеклопакетами, стиральной машиной, бойлером, перепланировкой и даже теплым полом, на котором назавтра нам предстоит сушить вещи, вымокшие на морской прогулке.

    Мы пьем чай, полчасика топчемся в квартире, а затем – под лозунгом «на месте не сидится» — снова отправляемся в путь – в Совгавань. До нее всего километров двадцать, но этот путь проделываешь, поминутно вспоминая всех чертей и проклиная здешние власти. Дорога между поселками как бы есть, но ее как бы и нет, потому что называть дорогой это «решето» из ям, ямок и ямищ язык не поворачивается. Мы пристроились в кильватер местному автомобилисту и повторяли все его маневры, выполняемые, должно быть, уже с закрытыми глазами, автоматически.

    В Совгавани мы передали посылку одному хорошему человеку, покружили по центру, сделали фото возле световой инсталляции с надписью «Советская Гавань» - и тем же манером вернулись в Ванино.

    Утро принесло с собой хорошую погоду и новые приключения. Пара звонков – и вот местный дядька забирает нас на видавшем виды джипе. Сначала мы едем по неплохой дороге на север, в сторону Монгохто, а затем сворачиваем с нее, немного трясемся по ухабам, чтобы выехать на живописнейший, как с открытки, высокий берег – с одинокой сосной, широким видом на морской простор и корабль вдалеке.

   Еще минут десять пути по бездорожью – и мы на берегу, с которого стартуем на надувной лодке с мотором на остров Токи. Но стартуем лишь час спустя – «то одно, то другое»: сначала лодку стаскивали к воде, затем подкачивали, а потом танцевали танцы с бубнами, чтобы завести мотор, ведь в этом сезоне лодка использовалась впервые после зимнего простоя.

    Плыть на лодке до острова всего ничего – даже намокнуть от брызг толком не успели. На острове стояло несколько фотоловушек и обитало какое-то несусветное количество чаек. С громким криком они кружили над нами – огромные, похожие на альбатросов. Вскоре стала ясна причина такого беспокойства – сойдя на берег, мы обнаружили, что идти по острову надо очень осторожно: на каждом шагу попадались птичьи гнезда, и в каждом из них лежало по 2-3 яйца. Наш проводник рассказал, что несколько лет назад весной, еще по льду, на остров пробралась лиса. Она прожила там всю весну и лето, вывела лисят и истребила все яйца. Зимой ушла.

    Но не только чайками славен остров Токи. Здесь живет множество ластоногих — ларги, они же разновидность тюленя, а на вид – эдакая морская корова. Плывешь на лодке – а они возлежат на камнях, высовывающихся из моря, и кажется, что эта огромная туша покачивается прямо на волнах. Однако близко к себе не подпускают: только приближаешься – ныряют в воду. То и дело вокруг лодки на расстоянии около полусотни метров выныривают забавные усатые морды и глазеют на нас: опасные или нет?

     Конечно, я раньше видела ластоногих и в океанариумах, и в зоопарках, один раз даже гладила морского котика. Но видеть этих чудиков в дикой природе – совсем другое дело, бешеный восторг!

    После возвращения и просушки следующим пунктом назначения был мыс Меньшикова. Для этого нам пришлось снова проехать по участку уже «полюбившейся» дороги на Совгавань, но, не доезжая до нее, свернуть в поселок Заветы Ильича, огромным количеством заброшенных зданий и сооружений напомнивший Абхазию. Проехали сквозь него – и выбрались на длинную и узкую косу.

    Мы подыскивали место для нового пикника. Был выходной день – и на песчаной косе расположилось множество людей семьями – некоторые даже загорали, а самые отчаянные – и делали попытки искупаться, видимо, под лозунгом «Лето у моря». Было 12 июня и около +16 градусов.

    В поисках более живописного и уединенного места мы решили продвинуться вглубь мыса, но обнаружили там лишь очередную группу заброшенных строений, явно принадлежавших Министерству обороны.

    Вернулись на косу, нашли себе неплохое местечко, «затаборились» там — ииии… Кто не проводил время у моря, подставив лицо солнцу, а на плечи накинув тёплую толстовку, разложив складные стульчики, стол, а на столе – свежий хлеб, овощи и краба, только накануне пойманного и приготовленного по всем правилам, в морской воде – тот не познал рая на земле! Этого краба мы употребили под запотевшую бутылочку новозеландского «Совиньон блана».

    Чем еще заняться в Ванино? Только кататься по местным бухтам. Но мы не стали гнать лошадей – надо же оставить что-то и на будущие поездки. К вечеру снялись с места и вернулись в нашу уютную квартирку, чтобы продолжить кутёж выходного дня там. Милая хозяйка предложила нам еще один морской деликатес – рыбу Симу свежего улова – и мы не стали отказываться. Так что и ужин того дня с рыбными стейками богатейшего красного цвета проходил под лозунгом «красиво жить не запретишь».

    Наутро мы выспались, неспешно собрались, сделали круг почета по поселку, сфотографировали напоследок Ванинский порт – и двинули на выезд под лозунгом «Мы еще обязательно вернёмся!».