Четыре этюда о трамваях

Олег Сенатов
В Москве моего детства трамвай был градообразующим видом транспорта: в любую точку города можно было добраться на трамвае. Поэтому я благоволю к этому виду транспорта, введя соответствующую классификацию: города бывают «трамвайные» и «бестрамвайные». К последним, например, относятся Лондон и Нью-Йорк. Им противоположен «супертрамвайный» Амстердам, в котором этот вид транспорта задушил метрополитен в зародыше. Я поведаю о нескольких самых красочных из «трамвайных» городов.

Лиссабон
Лиссабон – единственный из посещенных мною городов, где внешний вид трамвайного вагона такой же, как во времена моего детства: - он напоминает веранду, остекленную деревянными рамами, прилегающими друг к другу встык, и обегающими весь периметр. Лиссабонский трамвай отличается от московской «Аннушки» конца сороковых,  отсутствием прицепа и цветом; - он не красный, а желтый.
Трамвай изумительно смотрится на центральных улицах Лиссабона; особенно он органичен на узких, крутых и кривых улочках района Альфама. Удивляет прыткость, с которой вагон деловито взбирается в гору, поворачивая на перекрестках по дуге такого малого радиуса,  как будто он развернулся, стоя на месте.
Как теплеет на душе, когда, завернув за угол, вдруг встретишься лоб в лоб с его симпатичной, как бы удивленною миной!

Гонконг
Самым ярким примером трамвайной экзотики являются совсем коротенькие двухэтажные трамвайчики, которые ходят по улицам островной части Гонконга с минимальными интервалами, так, что, когда идешь по тротуару второго яруса (на острове Виктория тротуары – двухъярусные), то в поле зрения их попадает штук двадцать. Дизайн вагончиков, как и в Лиссабоне, приближается к стилю «ретро», однако все их поверхности, кроме окон, ярко расписаны декоративной живописью, причем картины никогда не повторяются. Так вот стоишь, и не можешь оторваться от этого забавного зрелища дефилирующих картинок, восхищаясь  богатством фантазии местных художников.
Для меня Гонконг неотделим от образа вереницы двухэтажных трамвайчиков.

Страсбург и Ницца
По контрасту с Лиссабоном в этих двух городах курсируют сверхсовременные трамваи Alstom Citadis. В его сверхсовременной конструкции совсем не используются колесные тележки, и каждое колесо приводится во вращение индивидуальным соосным электродвигателем «плоского» типа, занимающим очень мало места в осевом направлении  (сантиметров 25). Благодаря этому вагонный пол на всей длине трамвая располагается на высоте примерно 15 сантиметров над уровнем мостовой. Трамвай состоит из 5-8 сквозных секций, стелется к земле, совершенно бесшумен, и может перемещаться с огромной скоростью. При движении по слегка всхолмленной местности и на поворотах при взгляде издалека трамвайный поезд  напоминает насекомое – сороконожку.
Появление трамваев Citadis неожиданно сильно влияет на облик города. Особенно это заметно в Страсбурге и в Ницце.

Москва
Замена трамвайного парка Москвы на поезда «Витязь» тоже способствовала улучшению внешнего облика Москвы. Но Россия – это не совсем Европа; и это отразилось в отказе от радикального конструктивного решения фирмы Alstom: в «Витязе» использованы колесные тележки, и поэтому его пол – неровный: в той части, где находятся входы, он стелется вдоль земли, и поднимается над тележками, образуя как бы «бельэтаж». В результате трамвай к земле не жмется: он высокий и кажется стройным благодаря легкому наклону боковых поверхностей и обтекаемой форме. С эстетических позиций такой дизайн для московского трамвая мне представляется совершенно правильным: в Москве широкие, прямые и длинные улицы, и вереницы высоких эффектных «Витязей» служат им украшением; – стремиться к незаметности трамваям здесь ни к чему.
Благодаря «Витязю» трамвай в Москве обрел второе дыхание.
                Октябрь 2021 г.