Звериный метамодернизм Дона Нигро и Ильи Шаца

Елена Узун
Вчера 2 июля 2022 посетила премьеру "Звериных фантазий" Ильи Шаца по пьесе Дона Нигро в театре А. Чехова. Спектакль порадовал. Рекомендую посетить всем поклонникам современного театра.

"Звериные фантазии" – это совершенно новая, смелая, необычная для театра Чехова постановка.  В костюмно- хореографическом плане вроде как спектакль-ревю. Не зная текста - весёленькая зверо-человеческая мюзик-холльная история с экзотической стилизацией костюмов 20-30 гг. прошлого столетия. Но! Режиссер Илья Шац никогда не ставит весело и просто. Да, он активно использует эффектные танцевально- страстные номера в постановках по Дону Нигро, создавая намеренную двойственность внутренне сомневающихся, но внешне милых персонажей.

Вот первый дуэт - "Игра с ниткой" - я бы назвала его "Кошки"- они однозначно хороши, умеют выманить у хозяев свою комфортную миску с едой- водой, красивый лежак и систему развлечений, из которых кошку-блонду - Вера Марьянчик - смущает игра с ниткой. Да, она очень любит бегать за ниткой. Но зачем? Какой в этом смысл? Никакого. И нитка прeвращается в гимнастическую ленту, непрерывно дразнящую пушистых собеседниц. Нитка - символ охоты, погони. Но нет цели. И кошки это знают. Все равно они рабыни ниточных утех.

Свой предел вожделений у Мыши - Руслана Гончарова. Она до безумия жаждет отведать Сыр в Мышеловке, хотя тоже знает - это бессмысленно и очень опасно. Она много рассуждает, отговаривает себя - она же Умная Мышь, но - рискует и погибает, потому что дразнящий запах "Сыра в мышеловке" сильнее любых разумных доводов.

*****

А теперь отступление Спектакль Ильи Шаца "Звериные фантазии" - это его третья работа по пьесе современного американского драматурга Дона Нигро. Первые две "Таинственный замок" и "Страсть Маддалены" уже идут в театре Чехове несколько лет.
Оригинальное название пьесы "Звериные истории" и состоит она из 11 маленьких пьес : Три дикие индюшки в ожидании кукурузных початков. Диалог леммингов. Утконос. Мышеловка. Великий бурундукский лабиринт. Сурок у окна. Попугаи. Теория нитки. Летучий мышь. Бог бабуинов. Ожидание.

"Эти 11 пьес могут ставиться как единой пьесой, так и группами или по одной. Какая бы ни выбиралась конфигурация, название каждой пьесы необходимо отражать в программке" – комментирует автор.

Драматург крайне отрицательно относится к использованию звериных костюмов.  Ощущение внутренней жизни животных должно выражаться актерской игрой. Никто не должен ходить на четырех. И животные гримасы хорошо бы не строить. В каждом случае актеры должны найти более тонкие средства отождествления себя с существами, которых они изображают.

"Собственно, я хочу, чтобы мы зрители видели не столько самих животных, сколько восприятие определенных зверушек другими животными: возвеличенными обезьянами, которые мнят себя человеческими существами".

*****

"Три дикие индюшки в ожидании кукурузных початков" - простая история о том, как птицы добывают корм и страстно жаждут, когда им привезут эти самые кукурузные початки. Но не все три так примитивны. Одна из них молодая прелестная Индюшка – Екатерина Браусова - оказалась Личностью и страстно возжелала учиться игре на саксофоне. У нее на шейке поблескивает большой кулон-саксофон и она уверена, что найдет Саксофоновое Дерево! Друзья ее высмеивают, но намерения красавицы весьма серьезны и она точно найдет это самое Дерево Мечты!
 
«Летучая мышь» - шикарный номер с легкой аллюзией на оперетту с аналогичным названием. Костюм у нее самый великолепный - черный с шикарными блестками. Она явно прима и прекрасно движется, танцует. Но! Не может понять - зверь она или птица?! Ее не принимают ни те, ни другие. И красавица танцует сама по себе, так и не поняв сути сражений между летающими и ползающими созданиями.

«Сурок у окна» - очень странный персонаж, сознание которого никак не понимает, кто там отражается в стекле. Он боится своего же отражения, хотя при этом играет на скрипке великолепную музыку барокко. И тут мы понимаем - перед нам Театр Абсурда! О да, мы разобрались. Ура. Мы молодцы!

«Великий бурундукский лабиринт» - уже квинтет смелых самоуверенных бурундуков. Они никого не боятся и всю жизнь роют, роют...

Попугаи блещут оперением, повторяют дурацкие тексты из внешнего мира и не могут понять, почему им так нравится копировать все и вся?

Самыми интересными становятся Лемминги в красивых бежево-черных кожаных костюмах. У любовной пары леммингов завязалась странная беседа. А надо ли так упорно стремится к Цели? Он лемминг - Артем Гончаров - уверен, надо! И срочно! И непременно туда, вперед, где им явно грозит опасность. Барышня-лемминг- Екатерина Болдеску-  удерживает друга и уверяет - Туда нельзя, там верная смерть! Но он неумолим. - Мы пойдём только туда и никак иначе! Она опять отговаривает партнера, потому как смысла в подобной целеустремленности никакого! Сцена леммингов исполнена очень убедительно, экспрессивно и явно перекликается с нашей современностью, блистающей массой уверенных лозунгов и устремлений, ведущих в Никуда!))

И тут к Театру Абсурда мы присоединим Экспрессионизм+ психологический театр. И даже Метамодернизм - в парадоксальной Игре с Целью в диапазоне возвышенно - приземленных осцилляций. Тут мы видим, что пьеса Дона Нигро устроена куда тоньше и сложнее. В ней много вопросов, мучающих нас ежедневно, когда наши маленькие мирки соприкасаются с проблемами чуть сложнее добычи корма.

Что же в итоге? К чему весь это звериный калейдоскоп?
Финал, увы, не радостен. Накануне финальной сцены пред нами престаёт Великолепный Бог бабуинов - Юрий Андрющенко! И он хорош. Какая пластика, апломб! Великолепная шляпа со стразами, черные ботинки на каблуках, элегантый черный костюм, широкая красная лента - вспомним ленту кошек. Бабуин уверен в себе. У него нет никаких психотормозов, сомнений и раздвоений. Корма вдоволь. Власть, красота и шикарная синяя задница самых красивых Бабуинов! Все это - мощный арсенал самца с весьма "голубыми манерами". У такого парня масса поклонников, которые его имеют. Но он Король и его Цель страшнее всего - он будет резать, убивать тех, кого захочет. Вот тут экспрессионизм явный в ритмике равелевского Болеро. Бабуин - это Машина Смерти. Осталось узнать, а кто жертвы?

Куда проще. Жертвы Голубого бабуина - это стадо! Банальное стадо красивых, сытых коров. Их привезли в огромный Загон с целью элементарно забить! Но коровы не знают, где они. Только Одна, кажется Офелия – Наталья Корнигруца - явно чует запах страха. Остальные пытаются верить, что и в загоне Все Будет Хорошо. Ох как актуально!

Да. Нам теперь все ясно. Главное найти Цель и двигаться Стадом в Загон на берегу Обрыва! Это нас всех спасет!

Коров забивают, выпуская красные "ленточки крови", те самые, за которыми вначале гоняются глупые кошки. А чтобы усыпить бдительность, всех надо иногда кормить или дразнить Сыром в мышеловке. Все равно миром правит Голубой Бабуин. А не вы, мелкие твари! Ха-ха ((.

Ну вот и "Звериные фантазии" - утонченные жестокие игры в весьма говорящих костюмах Татьяны Попеску. Поздравляю Илью (Иосифа) Шаца с таким прорывом в очевидный Театр метамодернизма, абсурда и экспрессионизма. Такого театр Чехова еще не ставил, а давно пора! И надо внимательно слушать актёров - тогда вы поймете, что Дон Нигро вырос из той же "Чайки" Антона Чехова. Помните ее монолог "Я чайка"! Американец Дон Нигро – автор 450 пьес и многие из них о русских писателях. И вот почему его «звериные истории»  - это современная "Чайка" и она куда кровожаднее и  горячее. Ведь многие из персонажей пьесы – это всего лишь корм.
Автор рецензии Елена Узун
Автор фото Йосиф Снеговик