Шоколад и кофе. Два пути развития цивилизации

Анатолий Клепов
Середина семнадцатого века принесла в Европу много иностранных предметов роскоши, поскольку кофе, чай, табак и шоколад впервые появились при европейских дворах.  Употребление кофе и шоколада стало модным, и ни один представитель знати не хотел остаться в стороне в новой тенденции и проявлении элегантности, изящества и высокой утонченности, которые сопровождали употребление этих напитков.  Оба напитка поначалу хвалили за их терапевтическую ценность и способность излечивать множество  болезней и недомоганий, и к обоим напиткам прилагалась новая модная столовая посуда в основном из серебра и даже золота. Но, несмотря на многие сходства, шоколад нашел свое применение в массах гораздо позже, и долгое время кофе и шоколад становились неотъемлемыми частями двух очень разных, если не полностью противоположных, идеологий Европы семнадцатого, восемнадцатого  и серединный XIX веков. 

Как утверждал Вольфганг Шивельбуш в своей работе «Вкусы рая», кофе стал символическим напитком северного, протестантского, буржуазного порядка, в то время как шоколад был представлен как его южный католический аналог, который пила только элита. Как возникло это важное различие между двумя, казалось бы, похожими напитками?  Одним из наиболее важных факторов, объясняющих дихотомию, существовавшую между кофе и шоколадом в семнадцатом и восемнадцатом веках в Европе, является различное влияние напитков на организм;  в то время как стимулирующий эффект кофе сделал его символом протестантской трудовой этики в Англии, шоколад, восхваляемый за его питательную энергетическую  ценность, был незаменимым напитком во время Великого поста в католической Испании, Италии и Франции.

Шоколад в Европу вначале привёз Колумб, но более широкому его распространению способствовали  Кортес и иезуиты, которые обобщив тысяча летний опыт ацтеков о шоколаде, арабов, африканцев  и Китая о растениях и травах создали уникальный лечебный напиток для Королей и Аристократии.

Итальянский ботаник Просперо Альпини отправился в Египет в 1580 году открыл для себя целый мир необычных растений — бананы странной формы, ярко-красные опийные маки, коренастые баобабы.  Вернувшись в Европу три года спустя, Альпини опубликовал свои открытия в двух томах: De Plantis Aegypti и Da Medicina Aegyptiorum.  Среди их иллюстраций и описаний дивной флоры Ближнего Востока и Северной Африки были наблюдения за своеобразным растением: кофейным кустом.

Это растение не только войдет в ежедневные ритуалы по всей Европе, но и перевернет тысячелетнее медицинское мышление.

 «Аравийцы и египтяне делают из него что-то вроде отвара [горячего напитка], который пьют вместо вина;  и оно продается во всех их трактирах, как вино у нас», — писал Альпини, чьи сочинения сделали его первым европейцем, описавшим египетские методы лечения с помощью кофе.

Альпини и другие врачи быстро начали пытаться описать влияние кофе на здоровье.  Но врачи изо всех сил пытались понять влияние кофе и двух других недавно импортированных напитков — шоколада и чая.  Все они прибыли примерно в одно и то же время в середине 16 века.  Шоколад был описан европейскими путешественниками в Южной Америке;  чай от тех, кто путешествовал по Китаю;  а кофе прибыл из Северной Африки, как описал Альпини.  По мере того, как международная торговля росла на протяжении 16 и 17 веков, спрос на все три резко возрос.



 Шоколад: католический напиток и афродизиак. Парадоксы мира обогащения.

 Благодаря иезуитам, которые получили монопольное право на продажу шоколада в Европе можно с уверенностью сказать, что он стал одним из основных продуктов при испанских дворах и среди элиты в семнадцатом веке.  Производство шоколада иезуитами держалось в строгой тайне и его рецепты для Королей надёжно шифровались. Прибыль от продажи иезуитами шоколада была невероятна. И можно сравнить по доходности в современном мире с продажей нефти и газа. Хотя и в настоящее время  богатейший человек планеты Баффет считает, что инвестиции в шоколад являются самыми выгодными.

Иезуиты великолепно знали от ацтеков о том, что шоколад мощный афродизиак. Но это одно из важнейших свойств шоколада тщательно скрывали от папы Римского, опасаясь, что он запретит его использование, как дьявольское средство для искушения Душ добропорядочных христиан. Иезуиты строго контролировали все медицинские публикации тех лет о шоколаде. И запрещали медикам писать о свойствах шоколада как афродизиак. Поэтому в книгах XVII - XVIII веков о медицинских свойствах шоколада можно найти только упоминание о том, что  у ацтеков шоколад был афродизиаком.

Однако, из-за его большой энергетической ценности  католическая испанская знать начала задаваться вопросом, нарушает ли употребление шоколада, хотя он и напиток, церковный пост.  Спор повторялся много раз, но в конце концов его разрешил Папа Григорий XIII, который сказал, что пост не нарушается.  Многим из его преемников задавали тот же вопрос, но все они, казалось, были согласны, и поэтому шоколад стал идеальным напитком для знати Испании и Италии.  К концу семнадцатого века Испания начала терять свою репутацию законодателя моды, и Франция стала безраздельно господствовать как образец для подражания для европейской аристократии.  Шоколад попал во Францию в результате брака между Анной, дочерью Филиппа III Испанского, и Людовиком XIII. Шоколад был напитком, который пили почти целый день, но в основном вечером и во время завтрака. Многие  аристократы предпочитали, чтобы его подавали в спальню, как изображали многие художники эпохи позднего барокко. Шоколад являлся мощным стимулятором бурной и страстной ночи и служил для восстановления сил после.

 Искусство  укрепило репутацию шоколада как афродизиака, веру, которая восходит к европейскому завоеванию Мексики, и, как таковой, шоколад стал высшим символом богатства и эротичности, а также статусным напитком  режима Королей.



 Кофе: напиток рабочего класса

 Интересно, что изначально кофе был представлен европейской элите примерно так же, как и шоколад.  Тем не менее, кофе проник в массы гораздо быстрее и даже стал символом протестантской трудовой этики буржуазного строя.  Шивельбуш утверждает, что это связано с тем, что аристократы наслаждались шоколадом  из-за его королевского ритуала приёма, в то время как буржуа на самом деле ценили кофе за его умственно-стимулирующие эффекты.  Он утверждает:

 «Шоколад привлекал придворное общество семнадцатого и восемнадцатого веков не только как эротический  напиток, но и поводом для самовыражения.  Изысканная сервировка и молодой арап, который ее обслуживал, были для аристократического вкуса очень важны”

 Буржуа нашли в  кофе множество положительных качеств в том числе отрезвляющего действия. Пётр I во время своей заграничной «стажировки» посетил в 1697 году Голландию и, пожив в доме торговца и бургомистра Амстердама, пристрастился к кофе. Известно, что Петр I был большой любитель хорошо выпить. И утренний кофе хорошо помогал ему в восстановлении после буйной попойки в окружении голландской буржуазии. Вернувшись обратно на родину, Пётр издал специальный указ, в котором велел всем подданным пить кофе и в частном порядке, и на официальных ассамблеях. Позже его стали предлагать даже посетителям Кунсткамеры. Невольно вспомнил замечательную кинокомедию “Бриллиантовая рука» и эпизод, когда А. Миронов после буйной попойки в ресторане с Никулиным утром просит у Папанова чашечку кофе. 

 В состоянии алкогольного опьянения он также рассматривался медиками средневековья как антиэротический напиток, снижающий сексуальную энергию, и поэтому его часто рекомендовали тем, кто жил в безбрачии, чтобы обуздать свои сексуальные побуждения. 

Трезвость и воздержание были идеалами, которые идеально вписывались в протестантскую идеологию. И кофе стал напитком рабочего класса.  Однако популярность кофе основывалась не только на фармакологических ценностях.  Как указывает современная медицина, кофеин в кофе действительно сильно влияет на центральную нервную систему и, таким образом, способствует усилению умственной деятельности.  И здесь уместно привести сравнение воздействия шоколада и кофе на когнитивные свойства человека. Теобромин содержится только в какао и чае, поэтому он оказывает уникальное воздействие на мозг человека, позволяя ему обрести невероятную интуицию - главный залог Творчества человека.

Недаром, крупнейшие учёные и предприниматели XX и XXI века Эйнштейн, Тюринг, Сахаров, Бил Гейтс, Маск, Баффет так любили и любят шоколад.  Королева Англии Елизавета II каждый день ест уникальный по своему содержанию шоколад по рецепту, который ей передал в день свадьбы Папа Римский и пьёт  Эрл Грей чай. Мудрость и интуиция Королей всегда была залогом их успешного правления. Елизавета II стала первым британским монархом, отметившим платиновый юбилей — 70-летие пребывания на троне. Она не зря считает, что это  стало возможно благодаря своему элитному шоколаду, который является неизменным спутником долголетия.

Зарождение кофейной  культуры в Египте  приходится на тринадцатый – четырнадцатый века. В самом начале появления кофе на египетской земле применение он находил лишь в деятельности суфий, которые с его помощью доводили себя до религиозного экстаза во время проведения обрядов, а также облегчали себе ночные бдения.

Кофеин, который содержится в кофе ускоряет скорость мышления и память человека. Поэтому он и вызывал такой огромный интерес египтян. Что нужно торговцу? Быстрая память, чтобы в торговом споре выиграть у конкурента и способность запоминать большой обьем информации - важнейший фактор успешной торговли. В настоящее время множество  программистов и хакеров, пьют огромное количество кофе и энергетических напитков с использованием кофеина, что бы как можно дольше работать за компьютером. Естественно, чтобы получить большую прибыль.

И здесь важнейшим фактором для успешной работы как раз является те свойства кофе, которые улучшают работу программиста: возможность запоминать большие объёмы информации и скорость мышления. Однако, большое количество потребляемого кофеина приводит к импотенции мужчин. В отличии от шоколада, который значительно ее повышает. К 1935 году потребление шоколада в СССР увеличилось по сравнению с 1913 годом в 10 раз! Потребление кофе снилось в СССР за этот период в 5 раз. Рост численности населения СССР с 1929 года по 1935 год имел тенденцию к значительному увеличению. За двадцать последних лет потребление кофе в России увеличилось в двадцать раз. Потребление шоколада не увеличилось.

Рост численности населения России очень незначительный, а по некоторым данным даже отрицательный. И. Сталину нужен был Народ  Творец, который бы создавал уникальные достижения в области науки и производства. И он смог этого достичь. России нужны как и в Египте торговцы, которые бы результативно занимались перепродажей производимой зарубежом разнообразной продукции. А также различными финансовыми сделками  на биржах. И в этом отношении кофе идеальный продукт для повышения их эффективности работы.

Массовое использование кофе в XVI веке было долгожданным нововведением в эпоху, когда труд стал менее физическим и более умственным.  В то время как большинство людей этой эпохи выполняли в основном физически трудную работу на улице или в поле , средний класс XVII века проводил значительную  часть своего времени в неподвижном состоянии и в помещении.  Еще одним аспектом, который сделал кофе идеальным напитком для людей, является тот факт, что изначально кофе был доступен только среднему классу в кофейнях, что делало его напитком, который можно было употреблять только в общественных местах. 

В Англии, где кофе появился немного раньше, чем шоколад, эти кофейни способствовали общению и дискуссиям и вскоре стали местом встречи бизнесменов.  Хотя шоколад также подавали тем, кто мог себе это позволить, в кофейнях Англии, кофе имел более сильный стимулирующий эффект, чем шоколад, и поэтому давал клиентам среднего класса, заботящимся о кошельке, большую отдачу от затраченных средств, поэтому эти кофейни назывались «  кофейни», а не «шоколадницы». 

Однако способность среднего класса покупать шоколад была ключевой разницей между Англией и Францией.  В то время как употребление шоколада рекламировалось в английских газетах, Людовик XIV Французский предоставил Давиду Шалиу королевскую монополию на шоколад по всей стране, предоставив ему исключительную привилегию производить и продавать шоколад по всему королевству. Эта монополия гарантировала, что шоколад во Франции предназначался исключительно для аристократии, в то время как в Англии, стране лавочников и бизнесменов, шоколад был доступен всем, кто мог себе это позволить. 

Кофейня Ллойда была открыта в 1688 году, и ее часто посещали капитаны кораблей, судовладельцы и страховые брокеры, поэтому люди приходили в Ллойд, чтобы узнать последние новости торговли.  Кофейня была настолько популярна, что превратилась в крупнейшую страховую компанию в мире. Но главное отличие шоколада для аристократов и буржуазии заключалось в его составе. Для аристократов шоколад содержал сто и выше ингредиентов. А для буржуазии в целях экономии всего несколько: како -бобы, сахар и специи.

Приведу в качестве примера шоколад, который изготавливается  по древним рецептам с 17 века.
В мире существует неприступный монастырь, где монахи живут в изоляции и тишине
 Им не разрешается разговаривать, кроме короткой беседы во дворе один раз в неделю.  Они видятся со своими семьями только два раза в год.  Они получают еду через окно в своей комнате.  Это  Ла Гранд Шартрез (La Grande Chartreuse) главном монастыре ордена и месте, где он, по-видимому, был основан.  Ему почти 1000 лет, он расположен высоко во французских Альпах, недалеко от Гренобля.  С начала 20 века он был закрыт для посетителей (в отличие от других картезианских монастырей, где жили монахини и монахи), и он ярко горит в воображении многих искателей приключений. 

 Картезианские монахи почти полностью отрезаны даже от своих семей.  Им разрешается встречаться с ними только два дня в году.  После клятвы молчания им позволяется  только один раз в неделю кратковременно беседовать во дворе. 

Ликер Шартрез - это поэтическая ирония.  Оказывается, суровый монашеский орден этого имени поддерживает себя производством и продажей крепкого сладкого алкогольного напитка - топлива для культуры досуга и распутства.  Формула ликера Шартрез : горячий  шоколад с добавлением ликера. Ежегодно продается более 20 миллионов бутылок Шартреза.  В Лас-Вегасе, Бангкоке или Бейруте нет уважающего себя коктейль-бара, в котором бы не было обоих видов шартреза, зеленого и желтого.

Ликер изготовлен из более чем 130 различных трав, растений и цветов.  Его рецепт является самым строгим секретом, и известны только некоторые из его ингредиентов, в том числе семена фенхеля, листья оливы и орехи дерева гинкго, происходящие из Китая.  Рецепт был передан монахам картезианского монастыря в Париже в 1605 году французским артиллеристом.  Он приобрел его у городского алхимика - иезуита , который продал его как эликсир долгой жизни.  Таинственный шоколад был основой успеха этого ликера .

Как следует из краткого упоминания о кофейнях кофе и шоколад подавались публично буржуазии  и частным образом элите, хотя пропорции варьировались в зависимости от страны.  При этом нельзя отрицать, что шоколад и кофе имели совершенно разные центры влияния, которые изначально были связаны с воздействием напитков на организм.  В то время как шоколад в основном ассоциировался с испанской аристократией, католической церковью, олицетворяющей эротический дух эпохи позднего барокко, кофе ассоциировался с полной противоположностью.  Кофе стал отрезвляющим, обостряющим разум, неэротическим напитком буржуазного строя, олицетворяющим протестантскую трудовую этику.  И хотя эти напитки теперь нравятся многим, независимо от класса или религии, можно, конечно, представить, откуда берутся эти образы, исходя из того, как мы себя чувствуем сегодня от чашки кофе или горячего шоколада.