Федькины истории. Чей дед круче?

Вадим Гарин
Коллаж автора. На фото: 1- Вот она старость! Автор 3.07. 22г. Фото 2 - Трамвай №5 поднимается из оврага СХИ к стадиону "Динамо". Фото 1954г. г. Воронеж. Фото 3 - Федя на даче. На руках той-терьер Арчик. Фото 4 - Вот она молодость. Федя 2.07.22г. Фото 5 - Правительственные награды на стене городской квартиры. Вверху, на белой и синей полоске флага боевые награды мой мамы. На красной: те, что остались у меня дома. Орден "Знак Почёта" и несколько знаков "Победитель соцсоревнования" потерял мой малолетний сын, гуляя по пустырю новостроек Северного района Ростова-на Дону, с прицепленными наградами к майке. Фото 6 - Арчик на руках Феди.

                - У моей мамы полно медалей и орденов, - с гордостью рассказывал я во дворе ребятам, - «Красная звезда», Гвардейский орден (Так я называл «Гвардейский знак»), «Отечественной войны»… А медалей ещё больше. Есть «За оборону Сталинграда» и «За Победу над Германией»!
                - Чепухня, - презрительно заявил Васька Аксёнов, - у моего деда награды и на груди-то не помещаются. У него  на животе медали! И даже на спине, - тут Вася немного запнулся, уши его покраснели, но он быстро оправился от своего внезапного смущения и завершил победной фразой:  «Когда он едет в своей таратайке, все награды звенят, как наш схишный* трамвай перед остановкой»!
                Дед Васьки – полковник артиллерии – вернулся из госпиталя в сорок седьмом без ног и сидел в коляске.

                Военные и послевоенные дети жили войной. Кругом воронки от бомб, окопы и один чудом уцелевший израненный дом без крыши. Жили в бараках. Весь изрытый осколками снарядов лес был перепахан вдоль и поперёк.

                Возвращались с фронта отцы и деды. Как их ждали… Крики, плач, казалось, висли в густом воздухе. За бараком весело наигрывал «Землянку» всегда полупьяный Димкин дед Никифор с двумя оставшимися пальцами на изуродованной левой руке. В заштопанной гимнастёрке и тремя медалями на груди, он отчаянно фальшивил.
               
                В нашем захолустном районе городка Лесного института, бывшей Троицкой слободе на северной окраине Воронежа, первым вернулся пожилой дядя Ваня – Витькин дед. Он еле доковылял на костылях и как в песне, на груди его светилась медаль «За город Будапешт».

                В районе у нас было два генерала. Оба работали  на военных кафедрах СХИ и ЛТИ*. Один пехотный – генерал-майор Вольхин – Тимуркин дед.
                У меня с Тимуром оказалась схожая судьба: обоих отдали дедам и бабушкам. Где были родители Тимура, и остались ли они живы после войны, я уже позабыл, хотя мы – ровесники, учились в одном классе, но особо не дружили и не интересовались родственниками друг друга. У меня сложился свой круг общения, который моя бабушка называла хулиганским, а у Тимурки дед был важной фигурой в школе. Он активно участвовал в её жизни, присутствовал при полном параде на всех мероприятиях. Штаны с лампасами, китель с золотыми генеральскими погонами… Мы его побаивались и недолюбливали. Он любил длинные нотации и разносы, а кому это понравится? Наград у него было полно! Но больше всего наградами был увешан генерал-лейтенант артиллерии Кузнецов. Он жил в новом деревянном двухэтажном доме, построенном лесхозом для работников института, где занимал две комнаты в коммуналке, пока не отстроил собственный дом**.
                Мишка с сестрой Нинкой – внуки генерала Кузнецова – тоже не слыли своими в нашем дворе. Они, как и Тимур, являлись небожителями – ели батон с маслом и сахаром и важничали своими дедами. Мы же, оборванные и босые, летом в майке и трусах, все жили одинаково бедно и голодно.

                - У моего деда, - хвастал Тимур во дворе, - везде ордена, а три иностранных ордена и пять медалей  - даже на подштанниках!
                - Врёшь ты, как сивый мерин, - презрительно отозвался Васька, - на подштанниках орденов не бывает.
                - А у моего деда бывает, - упрямо повторил Тимур, - а вот на спине так точно не бывает наград. Как твоего деда награждали? Он должен стоять перед строем, и ему на грудь цепляют… А в ответ он рапортует: «Служу Советскому Союзу»!
                Твой дед, что задницей к командиру стоял, что ли?
                - Сам ты задница… Ему в госпиталь принесли ордена, а они не помещались. Вот их на китель позади и повесили!
                - Брешешь ты, Васька!
                - Сам брешешь! А твоему деду как на подштанники награды вешали? Он что, штаны снимал перед строем? Ха-ха! Смехота да и только, генерал без штанов! Ха-ха-ха!
                - А ему тоже в госпиталь принесли – он раненый был!

                Вспомнил я эту похвальбу послевоенных пацанов по случаю:
                к Федькиным родителям на дачу приехали друзья с двенадцатилетним мальчиком Сашей.
                Поначалу они играли с Арчиком,  потом возник спор – можно ли давать собакам грызть куриные кости?

                - Мне мама говорила, что куриные кости не дают. Собаки могут подавиться, - сказал Сашок.
                - А мой дедушка давал Арчику косточки…
                - Вот и зря. Подавится и умрёт! Хочешь, у Алисы спросим. Можно давать собакам куриные кости или нет?
                - Зачем у Алисы? Спросим у дедушки. Он-то уж точно всё на свете знает! Он даже кинологом был! Мой дедушка с собаками жил и дрессировал их! Его даже медалью наградили: «За заслуги в служебном собаководстве»!

                Ребята хвастали дедами почти как в те стародавние времена, только тема спора явно измельчала.

                - У моего дедушки тоже медаль есть: «За трудовую доблесть». Это покруче твоей собачьей медали будет!
                - У моего не одна – у него их полно. И медали, и ордена. На стене висят в городе! Сам видел, а про собак он всё-всё знает…
                - Врёшь ты всё, Федька! Ордена на стену не вешают***. Их на праздники надевают или они в коробках лежат дома. А знать всё на свете невозможно. Скажешь, твой дед больше Алисы знает? Сомневаюсь!
                - Да мой дед умнее любой Алисы, а про неё он говорил, что это не Алиса с нами разговаривает, а программа, которую вложили программисты. А загружают они то, что сами знают или в словаре подсмотрели. А дед всё расскажет и без словарей!

                Вскоре ребята стояли уже у нас на веранде.
                - Видите-ли, ребята, - сказал я, отвечая на вопрос, - собакам действительно куриных костей давать нельзя. Да и вообще лучше никаких костей не давать. Куриные кости мелкие и очень хрупкие. При разгрызании образуются острые обломки, которыми собака может травмировать пасть и пищевод, да и большое время кости находятся в кишечнике и могут спровоцировать и кровотечение, и закупорку…
                Я Арчику давал те кости, которые есть собакам можно. Косточки, за исключением трубчатых, с сухожилиями, кожей. Иногда отрубаю головки трубчатых костей – вот их есть Арчику можно, хотя и пользы мало. Кинологи говорят, что когда собаки грызут кости, происходит очистка зубной эмали, но это касается говяжьих костей.  При обгладывании крупных говяжьих костей, частички пережёванной пищи, застрявшие между зубами и образовавшийся на эмали налёт, удаляются естественным способом. Хотя надо отметить, что большую пользу в процессе очистки от налёта играют хрящи, а не сами кости.
                - А почему тогда собаки так любят грызть кости? – спросил Федька, - видно было, что он очень горд за деда: не подвёл и всё объяснил.
                - Ха-ха, - усмехнулся я, - собаки любят мясо, а не кости. Да только им мясо не всегда перепадает. Вот моего последнего друга, добермана Графа, я часто кормил мясом. От клуба служебного собаководства я был прикреплён к Ростовскому мясокомбинату, в ларьке которого постоянно покупал очень дёшево, если не изменяет память – по пятьдесят копеек за килограмм, субпродукты (кадыки, уши и пр.) Давал Графу сырыми и варил… Часто подмешивал гречневую или пшённую кашу, а манную, пшеничную, макароны, которыми кормят собак не знающие их природу люди, давать собакам не рекомендую. У них могут развиться разные заболевания. Диабет, например, как у меня…
                - А ты, дедушка тоже ел одни макароны? Я их люблю с кетчупом и майонезом! И у меня будет диабет?
                - Да нет, Федя, ел я за свою жизнь много чего, и ты кушай на здоровье. Ты же не одни макароны лопаешь. Ешь и фрукты, и овощи, и мясо… Надо разнообразно питаться. А диабет… Врачи до сих пор спорят, почему да отчего. В общем случае это, Федя, сбой обменных процессов, когда сахар (глюкоза) накапливается в организме. То ли это происходит от «жизни собачьей», то ли виновата генетика… До сих пор не ясно, но полмиллиарда людей на земле страдают от этого заболевания. Давай не будем о грустном. Лучше о собаках – они самые преданные и  честные «люди» на земле. У них коррупция отсутствует! Пусть едят мясо и грызут косточки!
                Кстати, когда они грызут кости, происходит ещё и природный массаж дёсен, и у собак не развиваются различные опасные заболевания полости рта: воспаление дёсен, пародонтоз! Вот выпадут зубы, как у меня, и чем собакины есть будут? И, наконец, им развлечение: дай сахарную косточку, и Арчик ею займётся надолго и не будет тебя отвлекать от важных дел!
                - А какие у меня важные дела, дедушка?
                - У тебя, Федя, все дела важные! Ты – молодец! Учиться закончил, перешёл в пятый класс – а это уже, друг ты мой, считай, взрослая жизнь!

Примечания:

*Схишный трамвай: монорайон двух институтов, сельскохозяйственного и лесотехнического. СХИ и ЛТИ в Воронеже располагаются в северной части города в бывшей Троицкой слободе. Добраться до основной части города, расположенного в двенадцати километрах от монорайона, можно было только на трамвае №5 (позже №3) Трамвай в Воронеже был пущен в 1933 году, но во время войны всё было разрушено. В СХИ вновь трамвай пошёл только в начале 50-х годов. Мы его так и называли: схишный!

** Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС): 29 мая 1944г. было принято постановление (дополняющее от 1939г.) и 26 августа 1948г.  о жилищном строительстве. В нашем районе полковнику выделили в личное пользование 25 соток земли. Кроме того, на строительство выдавали кредиты под 2% годовых. Индивидуальное строительство позволило решить острую проблему жилья после ВОВ.
***Прочитав у Фаины Раневской, что она называла свои награды «Похоронными принадлежностями», я вынул свои и мамины ордена и медали из коробок и прикрепил их к флагу РФ. и повесил их над кроватью – пусть внуки видят, что их деды и прабабки были не просто так… Людьми заслуженными!

Автор благодарен другу и соратнику по сайту В. Теняеву за "рихтовку" текста миниатюры.