Перехватчики

Алексей Гречко
Читатели постарше должны помнить событие, давшее первые трещинки в, казавшейся незыблемой, глыбе Советского Союза, ставшее визуальной приметой чего-то плохого, ждущего нас дальше. Это полёт Матиаса Руста на легком самолете Цесна 172 из Гамбурга, через Рейкьявик и Хельсинки в Москву. 28 мая 1987 года, в День пограничных войск СССР. В 19-10 он приземлился у собора Василия Блаженного, беспрепятственно пролетев около тысячи километров по нашему воздушному пространству. В результате этой акции генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев принял решение об отправке в отставку целого ряда высших военных руководителей, в первую очередь тех, кто отвечал за противовоздушную оборону советского государства. Со службы были уволены около 300 старших офицеров. Два офицера войск ПВО получили реальные сроки лишения свободы. Это были подполковник Иван Карпец, бывший оперативным дежурным по Таллинской дивизии Войск ПВО, и майор Вячеслав Черных, бывший дежурным по радиотехнической бригаде.

Казалось бы, каким боком эти грандиозные события касаются Рижского АСК? А дело вот в чем. В местечке Вайноде базировался 54-й Краснознаменный Керченский гвардейский истребительный авиаполк, который с недавнего времени был укомплектован новейшими перехватчиками Су-27, заменившими Су-15. Полк, нёс боевое дежурство, и летчики частенько перехватывали над нейтральными водами Балтики натовские Орионы и шведские Вигены. На примере полета Руста, адекватная часть командиров, сделала вывод, что, от маловысотной тихоходной воздушной цели наши ВВС и ПВО могут понести несравнимо большие потери, нежели чем от массированного авианалёта сил НАТО. Командование на уровне 27 корпуса ПВО или 6-й отдельной армии ПВО, куда входил 54 ГИАП, из тех, кто понял, что воздушные цели меняются вместе с геополитической обстановкой, решило проверить, готовы ли к этому новая техника и личный состав.

 Полковник Машенкин, ранее служил в этом полку, потом был инспектором армии, и даже выполнял на Су-27 «кобру Пугачева», на показе в небе Риги, в День авиации. Героический дядька, теперь, после ухода на пенсию, был инспектором ДОСААФ, но не лишился тяги к познанию и освоению нового жизненного опыта. Естественно, через него военные вышли на Рижский аэроклуб и попросили организовать «Вилгу» с лихим пилотом, который готов бросить вызов новейшим советским перехватчикам и полетает на учениях за цель. Задача учебно-боевая, секретная, связанная с защитой рубежей Родины, вызвала неподдельный интерес и желание поучаствовать. Олег, естественно, ухватился за эту возможность.

- Марис Янович, ты съемочную группу возил над Старой Ригой.

- И что?

- Галина, а ты Годманиса катала. И вообще кто у нас командир звена?

- Да ты командиром стал только потому, что меня подсидел.

- Галина Николаевна, ты же знаешь, я тут не причем, меня назначили.

- Григоричу тоже нельзя, он как бывший истребитель может и на «Вилге» сбить кого ни будь с помощью наградного оружия или путём тарана.

- Истребители бывшими не бывают. Обязательно собью, это же ПВО-шники, они сами не летают и другим не дают, – Ещенко имел, видимо, свои претензии к военным, - Олегу надо лететь, там дерзкий парень нужен, чтоб не съели.

В результате жаркой дискуссии всё-таки согласились, что Сидоренко сможет и задачу выполнить достойно, и летчиков ДОСААФ не опозорит.

Первая задача была максимально приближена к реальности и состояла в том, чтобы, изображая нарушителя, выполнить перелет из Елгавы сначала в Лиепаю на ДОСААФ-овский аэродром Цимдениеки, на малой высоте, минуя гражданские маловысотные воздушные линии (МВЛ) и оттуда уже перелететь к истребителям в Вайноде. На этом этапе, проверке подвергались радиотехнические войска из состава 81-й радиотехнической бригады и 144-го радиотехнического полка. Тонкости службы этих войск, в силу секретности, нам были совершенно не ведомы, но Олега заверили, что средствами ПВО сбивать его никто не будет, а будут пытаться обнаружить и выдать целеуказание на батареи ЗРК. Поэтому, он получает полный карт-бланш на прокладку маршрута по своему усмотрению. Не это ли мечта любого пилота? После взлета Олег прикидывается шпионом и направляет свою желтую «Вилгу» на запад, стараясь выдерживать минимальную высоту, используя для этого русла рек и лесные просеки, подыгрывать военным не входило в его планы. Особенно после обрывков телефонного разговора полковника Машенкина с кем-то из командования РТВ и ПВО, который Олег случайно услышал.

- Василий Федорович, с товарищами из ДОСААФ я договорился, будет цель как вы хотели, поршневой самолетик… Нет, никому заранее маршрут не сообщат… Не вздумайте, пуски только электронные, ха-ха… Ну и что, что у нас их много?.. Шутник вы, однако, Василий Федорович, ха-ха… Может и отметим, если с задачей справитесь, а то может и вас ко мне в ДОСААФ пристраивать на пенсию придется… ха, ха… И вам не хворать.

Военный юмор может иметь двойное или даже тройное толкование, его необъятные чертоги всем видны, но не всеми могут быть расшифрованы, правильно интерпретированы и до конца поняты. Иногда плоская и банальная шутка командира полка перед строем, приводит к взрыву бешеного веселья, непонятно почему. А изощренная витиеватая шутка молодого лейтенанта на постановке задачи вызывает робкие смешки сослуживцев и приступ гнева у начальства, заканчивающийся назначением лейтенанта дежурным по старту.

Поэтому Олег был начеку. Иногда ненадолго поднимался метров на 150, вести ориентировку на предельно малой высоте очень трудно, потом снова нырял к земле. Шел ломаной линией, в районе городка Скрунде выскочил на секретную РЛС СПРН «Дарьял», на радостях выполнил вираж вокруг огромного здания-антенны, чем привел в шок очевидцев из наземного персонала. Благополучно вышел на Лиепаю, дозаправился на аэродроме ДОСААФ и к концу дня прибыл к военным на Вайноде.

Видимо шороху он навёл конкретного, потому что, когда приземлился, его встречала группа офицеров, находящихся в высокой степени эмоционального возбуждения. Среди военных авиаторов эти офицеры выглядели неорганично, с черными и красными фуражками, в сапогах с галифе, в портупеях, пузатенькие, с красными вспотевшими лицами. Они стали наперебой просить Олега показать на картах и схемах, где пролегал его маршрут, на каких высотах, причитая и восклицая при этом.

- Как же так, прям тут прошел? А во сколько?
- Так, тут у нас мертвая зона… слава богу…
- Тут не наш сектор, Василич, это тебя вздрючат…
- А высота тут какая была? Ах №%т:»№&$;?;*?(*_%?:#^$...
- Вы и здесь проходили?  Ё»;%й?*)#&$)…

Подошли зам ком полка Чернышев и полковник из командования армии, он, очевидно, был главным. Полковник, посмеиваясь над РТВ-шниками, похлопал Олега по плечу.

- Ну что не даёте человеку очухаться? Молодец парень, дал стране угля! Как зовут?
- Сидоренко Олег Викторович, командир звена Рижского АСК.
- Ухты, орёл!  Не удалось тебя сбить, извини, будем над этим работать.
- Да я не в обиде, - Олег опять не уловил пропорцию армейского юмора, поэтому подкалывать полковника сейчас посчитал излишним.

- Зато я в обиде, но не на тебя. Тебя сейчас разместят, покормят, табуретку желтую твою заправят. Вечером баня, нарды, там обговорим наши замыслы. Завтра в 7-00 постановка задачи.

- А вас товарищи офицеры прошу в класс на КДП, есть пара вопросов…

На постановке определили, что работать по экзотической цели будут замы командира полка, командиры эскадрилий, их замы и некоторые командиры звеньев. В «бой» идут одни «старики». Определили, где и как выполнять взлеты, выходы на рубежи перехватов, зоны дежурств, частоты и т. п. Определить на полетах звание летчика невозможно, летная форма это, как правило, темно-синий комбинезон и коричневая кожаная куртка. Знаков различия на форме нет. Олег тоже был в комбезе и куртке, как все и не отличался бы от военных, если бы не патлатая прическа, в стиле кумиров боевиков того времени. Любопытные взгляды пробегали по нему. Что это за дерзкий авиатор появился на полетах, с прической не по уставу? О сути его миссии в полку знали не все.

- С целью проверки навыков перехвата маловысотной низкоскоростной цели достигнута договоренность с ДОСААФ о добровольном содействии нашей доблестной авиации и выделении для этого специального самолета, видели наверное уже, желтую стрекозу на стоянке 2-й АЭ. Нашего легкомоторного гостя попросим максимально низко походить южнее аэродрома, параллельно старту. Проверим возможности Су-27-х и летчиков. Будем наводить по очереди 10 перехватчиков. Сначала наведение по командам с земли, далее визуальный поиск определение цели и атака с условным применением ВПУ в режиме ПРОГНОЗ-ДОРОЖКА, база цели - МАЛАЯ. Олег Викторович, есть что добавить?

- Мне задача ясна, сделаю всё в лучшем виде. Если меня найти не сможете, сообщите, я поднимусь повыше.

- Ха, веселые в ДОСААФ пилоты. Перехватим, не сомневайтесь…

- Вы только при сближении учитывайте свою массу, скорость и спутный след, чтобы у моей «Вилги», от ваших манёвров, крыло не сложилось.

- Замечание принято, товарищи летчики не увлекаться, вывод из атаки не ближе 300 метров.
В назначенное время Сидоренко стартует на «Вилге» W-35 и шлепает в зону перехвата. Через некоторое время взлетает первый Су-27…

Далее сменяя друг друга всё управление полка, безуспешно гоняется за одинокой и казавшейся вначале легкой мишенью, беззащитной, «Вилгой». В эфире нарастает напряжение и плотность команд наведения. Наземные службы из кожи лезли, стараясь вывести истребители на цель. Но Олег Викторович не собирался облегчать задачу перехватчикам и активно маневрировал. Радиолокационный прицел истребителя использовать было нельзя, из-за малой скорости цели и работы на фоне земли. Из десяти перехватов, только двум летчикам удалось выйти на визуальную атаку цели и провести фотостельбу. При этом один Су-27, стараясь видимо до последнего поймать в прицел «Вилгу», проскочил-таки её на расстоянии нескольких метров, при выводе из атаки. Олега ощутимо тряхануло.

- Ах ты вот как?
Он довернул самолет в направление удаляющегося Су 27 го с бортовым 31 синий.
- Пах, пах! На, с…, ракету в задницу!

Олег запустил две воображаемые ракеты «воздух-воздух» в заднюю полусферу сушки, поймав её в воображаемый прицел «Вилги». Восемь сушек не смогли его найти, еще одну он «сбил», результат отличный.

На разборе полетов, Олег, с гордым видом, с удовольствием слушал критический анализ, с использованием секретных военных выражений, в адрес тех печальных командиров, которые не смогли даже обнаружить ярко-желтый, тихоходный, гражданский самолетик. И как они после этого собираются Родину защищать?

После разборов, пилоты ВВС и ДОСААФ перемешались в дружеском застолье, ещё долго обсуждая, кто, на каких высотах, и какие маневры выполнял. Проводили Олега на следующий день с заслуженным почтением, как своего. Довезли до стоянки, самолет был уже заправлен. Олег из кабины помахал всем рукой.

- До свиданья товарищи летчики, будет тяжело, звоните в ДОСААФ, поможем.

Запустился. Прогрел. Запросил, порулил на взлет. На стоянке остались замкомандира и инспектор из армии.

- Неплохие ребята у нас в ДОСААФе.
- Хорошие. Из-за них РТВшникам и половине полка взысканий навтыкали.

- Зато офицеры наши теперь возможности РТВ и самолетов станут лучше понимать и правильно использовать. А взыскания снимем, потом… наверное...