Сайлап

Иван Кривобоков
САЙЛАП
   Рано утром Николай пришёл в гараж, он заранее знал, что сегодня отправят за лесом. Механик Женька уже выписал путевой лист и поджидал товарища:               —Здорово Коля! Поедите с Володей в Артыбаш, полюбуетесь красотами Телецкого озера. Лес срочно нужен, директор вчера договорился.
   Николай улыбнулся:
 — Полюбуетесь, говоришь? Туда надо летом ехать, но никак не в конце марта. Давно хочу с семьёй сгонять, да всё времени не хватает.
   Двоюродный дядька Николая уже прогревал двигатель. КАМАЗ длинномер вовсю гудел, выбрасывая из выхлопной трубы чёрные хлопья дыма. Сквозь рёв двигателя Владимир прокричал:
— Коля, цепляй прицеп, заскочим на заправку и в путь.
   Дорога на Артыбаш неблизкая, добирались около пяти часов. Снег слегка раскис, по обочинам стал серым и рыхлым. Солнце после полудня пригревало, кое-где появились ручейки. Доехали до места без происшествий, поставили машины под загрузку.
   Пока перекусили и отдохнули, световой день подошёл к концу. Хотели двинуться обратно, но повалил мокрый снег. Ночевали у заготовителей в вагончике, а ночью выходили по очереди прогревать двигатели. К утру подморозило, снег схватился и превратился в лёд. Ждать оттепели не стали, с рассветом тронулись обратно.
   Николай ехал передом, длинномер немного позади. Остановились перед Сайлапским перевалом, покурили и осмотрели дорогу.
   Володя с опаской произнёс:
—Льдом прихватило, и дорожники, как назло ещё не проехали. Что Коль, может подождём чуток?
— Кто знает, когда они подъедут? Может, вообще не появятся… Брёвна тяжёлые, сцепление с дорогой будет хорошее. Давай попробуем…
   Дядька согласно кивнул головой:— Ладно, иди первым, я буду внизу.
   Колька запрыгнул в кабину и включил скорость. Машина послушно рванулась вперёд.
   Сайлапский перевал не очень крутой, но длинный. По правую сторону на редких оставшихся отбойниках висят обрывки тросов. Кое-где железные защитные столбы повалены или загнуты в сторону пропасти. Высота небольшая, однако, хватит, чтобы кубарем свалиться вниз и угробить машину. Много лихих водителей ушли в кювет, пытаясь спасти технику.
   Николай не спешил, не переключая скорость поднимался в гору. КАМАЗ шёл ровно, хотя дорога сделана с явным уклоном вправо. Едва поднялся до середины перевала, как вдруг почувствовал, что провернулись колёса. Скорость резко упала, стало слышно, что машина пошла с пробуксовкой. Этот момент длился недолго, КАМАЗ встал на месте, и не смотря на крутящиеся колёса, медленно пополз назад. Тяжёлый прицеп неумолимо потащил машину в пропасть. Что есть силы, Колька вдавил педаль тормоза… Ничего не помогло, громоздкая махина продолжала волочить за собой технику.
    Николай, будучи неверующим, трижды перекрестился. Глаза лихорадочно бегали, в надежде найти выход, но разум ничего не подсказывал. На всякий случай он открыл дверцу, чтобы в последний момент успеть выпрыгнуть. Поглядел вниз, успел заметить, старый железный памятник погибшему шофёру. Он не испугался, но сразу подумал:
   — Господи, сколько же водителей погибло на перевалах. В горах Алтая их не счесть, не дай Бог, такую смерть.
   Колька пытался сообразить, что можно предпринять в этом случае, а машина набирала скорость. Он принялся крутить баранку, чтобы хоть как-то понизить силу инерции. Взглянул назад и увидел одинокий железный столб отбойника.
   —Если столб выдержит вес прицепа, то машина встанет. Надо пробовать!
    Ему удалось, вывернуть колёса так, что задний борт углом упёрся в трубу. К Колька поставил на ручной тормоз и заглушил двигатель. Осторожно спрыгнул на скользкую дорогу. Внимательно осмотрел машину с прицепом и стал спускаться вниз, где стоял длинномер.
   Дядька сидел на корточках и нервно курил:
   — Ну, как ты? Я думал, что тебя снесёт… Слава Богу, пронесло!
   — Да, сегодня мне повезло, видимо, ещё кому-то нужен,—
 заговорил племянник и захохотал. Присел на подножку автомобиля, и заметил, что трясутся руки. Затем, всё тело затряслось мелкой дрожью, он не мог даже говорить. Постепенно нервный срыв прошёл, он успокоился.
   — Что делать будем, а дядя Володя?— спросил он.
   —Технику надо спасать, вдруг отбойник не выдержит.
   Дядька почесал затылок и промолвил:
   — Подождём дорожников, рисковать нельзя.
   Бригада ДРСУ прибыла часа через два, лопатами накидали песок на обледеневший тракт и быстро исчезли. Володя и Николай поднялись вверх, размотали трос и закрепили к прицепу.
   Колька завёл движок, а дядька осторожно вытащил дышло из форкопа. Техника стояла не шелохнувшись. Владимир зацепил трос к машине и скомандовал: — Давай, Коля, потихоньку!
   Николай включил скорость и стал натягивать буксир. Прицеп вздрогнул и потянулся вслед за машиной. Вскоре КАМАЗ поднялся в гору и встал. Длинномер тихим ходом вышел на вершину перевала. Оба водителя спрыгнули наземь и спокойно закурили.
   Чувство опасности исчезло, поднялось настроение. Всю оставшуюся дорогу, из головы Кольки не выходили строки из песни:
                Есть по Чуйскому тракту дорога
                Много ездит по ней шоферов…
   — Да что ты будешь делать, привязалась, как банный лист.
   Он вспомнил все крутые перевалы, по которым приходилось колесить. Был Семинский, пару раз поднимался на Чикет-Аман, но никогда не испытывал страха.
   — Видимо, всему своё время. Когда-то всё в жизни испытываешь впервые. Пронесло, и слава Богу! — произнёс Колька и запел ту же песню.
                Был там самый отчаянный шофер
                Звали, Колька его Снегирёв…