Подо льдом

Виталий Хен
Наш мозг защищает нас! Вы знали? Порой, замечаешь, что многое из жизни мозг заблокировал в памяти. Что-то очень неудобное, неприятное… страшное! Это чтобы сберечь нашу нервную систему, видимо! В минуту опасности мозг вытащил все свои возможности, чтобы спасти нам жизнь – это было на тот момент самым важным. А потом, мозг блокирует это событие в памяти, чтобы вы не отвлекались на это происшествие и занимались тем, что важно.

Вы знаете, что подо льдом можно выжить? Я про те первые мгновения, когда вы оказываетесь подо льдом. Самое главное – не поддаться панике! Нужно спокойно оглянуться вокруг, соизмерить глубину, на которой вы оказались, и понять направление и скорость течения воды. Не пытайтесь сопротивляться скорости течения воды! Вы растеряете последние силы и запасы воздуха!

Воздух! Мы ведь дышим этим воздухом, и без него под водой никак не обойтись! А знаете, что подо льдом, в текущей воде этого воздуха вполне достаточно! Он – воздух этот – в силу своих физических сил, располагается прямо на льду! Вот как на картинке! Этот воздух колышится пузырчатым видом, передвигается подо льдом, по течению воды… Его там много! Правда, у некоторых критиков сразу возникнет вопрос – а что делать, если всё происходит ночью? Видно ли там эти пузыри с воздухом? Я отвечу, что ответа на этот вопрос я не знаю – не был подо льдом и под водою в ночное время! Я был там только раз в своей жизни – зимой, в детстве, днём…

В далёком-далёком уже в моём детстве, я оказался волею обстоятельств и ребячьего баловства подо льдом – мы бегали и играли на том льду. Я провалился, и оказался под сильным течением реки. Я выжил тогда, но, думаю, что мой друг – Андрюха – испытал более сильный стресс, чем я, в тот момент! Ведь он бежал более трёхсот метров по льду и видел меня подо льдом! И каждый раз, когда я останавливался подо льдом, он изо всех сил колошматил по льду ногой, пытаясь разбить его!

Память заблокировала тот случай, и я не вспоминал о нём, пока в этом году не увидел резонансное видео по YouTube, как на Крещенье, где-то в России, утонула молодая женщина. Меня всколыхнуло возмущение – ну, как же так?! Это же были уже взрослые люди! Мужики те, когда резали лёд, разве они не видели, что подо льдом сильное течение?! Ну, как же так не учли это, ладно там, я в своём детстве не знал по глупости и неопытности, а вы-то ведь взрослые уже! И вдруг, на эмоциях таких, после просмотра этого видео, память вытащила мой случай, и я вспомнил… Вспомнил всё, что тогда случилось со мной, как я провалился под лёд, как потом я проплыл триста метров подо льдом!
                ***
…Мы с Андрюхой бегали по льду на канале и ловили мальков и мелкую рыбёшку. Ловили на мини-острогу, сделанную из старой вилки и длинной палки. Ловили не ради еды, а ради забавы – каникулы и делать было абсолютно нечего! Андрюха со своими родителями жил в рабочих бараках около канала, и этот канал вносил разнообразие в скучной поселковой жизни казахстанского села. Летом рыбачили на том канале, а зимой… Зимой в хоккей на том канале никто не играл! Лед там был нестабильным и частенько проламывался под легким весом игроков. И мы, дети, на свой страх и риск бегали по льду, придумывая себе какие-то забавы.

Мы бегали с Андреем по льду, как вдруг, льдина подо мной провалилась, раскрывшись как гигантская пасть фантасмагорического чудища. Пасть замкнулась, проглотив меня в своё нутро, и я оказался под водой! В первые наколько секунд я как будто увидел себя со стороны – бултыхающееся детское тело в воде, арматура, торчащая из разбитых бетонных блоков на самом дне, в паре метров подо мной, и над головой поле из льда! Но на этом самом поле я увидел какие-то, с виду, маслянистого вида пузыри, которые колыхались по всему ледяному полю снизу льда! Я мгновенно сообразил – это воздух! Значит, выживу…

Оглянувшись назад и наверх, пытаясь узреть место, куда я провалился под лёд – оно было уже далеко позади. Я попытался вплавь вернуться к нему, но течение плотно обхватило меня, не давая приблизиться назад даже на небольшое расстояние. Сразу понял, что бороться с течением было невозможно. Но заметил, что вода в этом месте делает круг – это был мост и на эту сторону вода выливалась из двух огромных труб, и под напором вода делала круг, образовывая небольшую заводь, но основной поток двигался вперёд. Оглянувшись вокруг, на мгновение появилась мысль сделать круг по заводи, и вынырнуть с другой стороны, и попытаться там выбраться наверх. Но увидев арматуру, от бетонных блоков, которые частоколом торчали со дна, я сразу отбросил эту затею – если зацеплюсь за них, то уже не выберусь! Сделав такой анализ о состоянии дела, мой мозг проинформировал меня, что воздух в моих легких уже заканчивается, и надо попробовать подышать этой колыхающейся смесью, распластавшейся  снизу на подо льдом. Я подплыл к такому одному пузырю, и попробовал подышать им. Но это оказалось непростой задачей!

Толщина этого воздушного слоя было не больше пяти миллиметров, вдобавок ко всему, вся эта воздушная масса колебалась, меняя толщину слоя, и поймать нужное и удобное положение, чтобы подышать, было не совсем удобно. Вдобавок ко всему, течение нещадно тащило в сторону, и первый такой пузырь я пропустил. Оглянувшись и осмотревшись вокруг, я увидел, что этих пузырей вокруг было в достаточном количество. Выбрав ближайший из них, я подплыл к нему, и удерживаясь от течения, воткнул пальцы рук и носки ботинков в льдину снизу. На удивление, льдина оказалась рыхлой, и я без особого труда вцепился в неё, и прилепился губами к воздушной прослойке. На мгновение, представил себе иную картинку, как я пил воду из реки, уперевшись руками в дно реки, и руками регулировал высоту, от набегавших волн, чтобы не захлебнуться. А тут наоборот, уже, как бы пьёшь воздух, а не воду!

Дышать под водой оказалось занятным делом! Дышать там надо через пористый лёд, но иногда лёд был сплошным и тогда надо было осторожно ловить губами воздух и дышать медленно, чтобы на сглотнуть поток воды. Так, дыша воздухом, я передвигался от одного пузыря к другому. Я вспомнил, что далеко впереди река делала поворот, и в этом месте была большая полынья, там и нужно мне вылезти! Правда, до неё надо было проплыть метров триста, но оглянувшись вокруг я увидел множество воздушных пузырей, и успокоился – доплыву! Правда, в одном месте я увидел ровное поле без воздушных пузырей, метров так на пятьдесят, понял, что это слишком далеко для моего подводного заплыва. Быстро сообразил, что надо один пузырь поташить за собой! Я обхватил руками один такой пузырь, загрёб его и потащил с собой. Но воздух выскальзывал и прорывался из разных щелей, и я последние глотки воздуха схлебал, проглотив их, и с этим запасом доплыл до следующего воздушнрго кармана.

А наверху надо мной бежал Андрюха и каждый раз, когда я остановливался, он отчаянно молотил ногами по льду, пытаясь проломить его. Мои манипуляции со сгребанием воздуха в одну кучу, он не понимал, и думал, что я там уже барахтаюсь в конвульсиях. Конечно, если бы он знал, что я там, под водой и подо льдом чувствовал себя относительно комфортно, он бы не переживал так, но в его глазах это всё происходило так, что его друг, плывёт под водой и от отчаяния царапается за лёд и от отчаяния и в конвульсиях гримасничает. То, что я «гримасничал» когда дышал воздухом под водой, Андрюха понятия не имел! А если и имел, то сверху, сквозь лёд, это выглядело далеко не лицеприятно – возможно, когда я дышал ртом, он думал, что я ему что-то кричу там!

В общем, я доплыл до полыньи, и выплыл наверх, а потом с помощью Андрюхи уже выбрался из воды. Потом мы молча побежали к нему домой. Мороз был приличным и пока мы добежали до его дома, то вся одежда моя смерзла, и дома я уже выглядел как робот, со сгибающимися в суставах локтями и коленями. Дома, его родители увидев меня, заставили раздеться, дали сухую одежду, и я провёл у них дома до вечера, пока вся мокрая одежда не просохла. О том, что случилось, мы с Андреем не сговариваясь не проронили ни слова ни его, ни моим родителям. Так, общие фразы – упал, промок…

А мозг мой с тех пор напрочь заблокировал в памяти всё, что было, и что я ощущал во время подводно-подлёдного путешествия. И только лишь 48 лет спустя, в стрессе от увиденного несчастья с той женщиной, мой мозг разблокировал моё приключение! Да-а-а… чего только с нами не приключалось в жизни, в детстве! Если бы наши родители, если бы мы – уже сами родители – узнали бы, в какие приключения попадают дети, то многие поседели бы намного раньше!

Берегите себя! Всем мира и добра!