Под небом голубым

Марианна Ольшевская
 Ника сидела на берегу залива и смотрела в голубое небо, в голубую даль и на голубую чистую воду с солнечными зайчиками. Она смотрела на гордые сосны там, на дальнем острове, куда они завтра поплывут на лодке и будут сидеть у огня, глядя, как жарится мясо. А пока что она пойдёт купаться здесь, вместе с дочкой, которая уже машет ей из воды, зовёт, прыгает, смеется от счастья. Что может быть лучше, чем счастливая дочка, которая радуется теплому летнему дню и радости мирной жизни.  И мама рядом, а папа завтра приедет. Олег стал настоящим папой для её дочки с первых дней, когда они стали жить вместе. "Мамочка, я попрошу у Деда Мороза нового хорошего папу!" - вспоомнила Ника и засмеялась.

 Ласковый ветерок развевал волосы, запахи свежести от воды успокаивали. Запахи...Они удивительные. "Чудесные запахи начинаются у нас самого утра, - думала, улыбаясь, Ника, - открываешь дверь, и нежный запах сирени и жасмина наполняет дом. Как чудесно!" В лесу они с дочкой знают места, где растут ландыши. Вчера собрали букетик - и эти маленькие белые колокольчики наполнили всю гостиную тонким чарующим ароматом...
 Как хорошо ЖИТЬ!!!

 А ведь всего пять лет назад ей казалось, что жизнь кончена, чёрный мрак накрывал с головой, ужас доводил до состояния страшной паники. Хотелось куда-то бежать, кричать, прыгнуть с моста, или исчезнуть неизвестно каким образом - но исчезнуть навсегда из этой жуткой жизни! "Я не могу быть с ним! Он отвратительный! Подлый. Жестокий. Я не могу и не хочу быть с ним!"

"Я убью тебя, если ты посмеешь уйти! Я не могу без тебя жить, я люблю тебя! Или ты со мной - или я убью тебя! Ты - моя!" - всплывали в памяти его слова.
"Я - не вещь. Я не продаюсь. Мне не нужны твои подарки. Абсолютно не нужны. Я задыхаюсь рядом с тобой" - думала, глотая слёзы, Ника.
"Я не выдержу больше. Не смогу. Что же делать?"

Но дочка держала на этом свете.
 Что будет с ней, с моей малышкой???

 Ровно пять лет назад она в полном отчаянии шла по улице, глотая слёзы, дрожа от ужаса, судорожно пытаясь найти выход из, казалось бы, безвыходного положения. Капкан! Настоящий капкан! Как это могло случиться??? Как???

 "Мой муж - садист. И ещё он - убийца. И он МОЖЕТ УБИТЬ" - мысли судорожно крутились в голове. Что делать? Куда и каким образом скрыться, чтобы он их не нашел? Он, который работает в милиции, в оперативном отделе. ОН, который по долгу службы ДОЛЖЕН разыскивать преступников - сам стал преступником. С такими же циничными и наглыми как он - творит беззаконие. А другие уже ушли. Они не смогли работать в такой системе.

 Она вспомнила день свадьбы. Скромная свадьба, красивое платье, сердечные поздравления от мамы и друзей. Отец уже умер. Сестёр и братьев никогда не было.
Алексей был красив, заботлив, воспитан. В костюме и белой рубашке. С букетами  и конфетами. Комплиментами и обещаниями счастья.
 И всё в начале их жизни было хорошо. Он заканчивал военное училище. А потом, после окончания, вдруг сказал, что пойдет работать в милицию. Там хорошо платят. "У меня есть такая возможность, я сделаю карьеру, есть хорошие контакты, мне помогут" - сказал он с радостной улыбкой.
Была ли в нем всегда жестокость? И садизм? Он был вежлив, аккуратен, он много читал, разбирался в искусстве и мировой литературе. Хорошо танцевал, закончил музыкальную школу.

 Но почему же у него бывают вспышки непонятного раздражения?

 Ей вспомнились некоторые эпизоды.
Вот он пнул ногой котёнка так, что малыш летел через всю комнату и чудом остался жив. "Я ненавижу кошек!" - рявкнул он. Пришлось срочно искать других хозяев.
 
 Вот он рассказывает, как арестовали человека - и его глаза горят от описаний, какую боль и страх испытывает тот, кого они схватили - и от собственной власти. "Улики?? Не найдём - подложим!" - эти его слова звучали всерьёз.

 Он стал пить. Он всё чаще напивается в свои выходные. И тогда он изрыгает из себя потоки отборного мата, потоки ненависти. Это страшно. Что толку, что потом он просит прощения??

 А у них уже маленькая дочка. Малышке всего годик. Ника понимает, что её замужество - это ужасная ошибка.
 
Она теперь совсем одна. Мама уже умерла. Инсульт убил её наповал. Когда она пришла с работы -  мама лежала на полу. На столе стояла еще теплая чашечка кофе. Мама очень любила кофе - и пила его 1-2 раза в день, это было особое удовольствием и особый ритуал. Всё. Скорая помощь приехала и констатировала смерть. Было очень больно. Невыносимо больно. А потом внутри образовалась чёрная пустота. Но голос дочки возвращал к жизни. И будильник утром не давал свободных минут на то, чтобы горевать - бегом-бегом! Завтрак, одеться, отвести дочку в садик - и на работу. Белка в колесе. Работа отвлекала. Но когда она приходила домой, на неё нередко выливались потоки ненависти. А потом он просил прощения - и долго объяснялся в любви. И то, и другое было противно до тошноты.

Периоды затишья и спокойной жизни чередовались со скандалами, причины этого были разными, надуманными и ничтожными. Она давно поняла, что это просто его потребность в агрессии.
 
 "Я уйду от него! Я смогу! Я соберу немного денег, перееду куда-нибудь. Скорее всего - в Гродно, к подруге. Там устроюсь на работу, сниму комнату для начала. Оставлю ему квартиру, которая мне досталась от родителей. Всё, что угодно - только бы уйти от этого кошмара, от этого изверга. От его оскорблений, которые всё чаще сыплются на меня, от его ненависти. От самоуверенности, наглости, пьянства... От запаха перегара, от угроз..."

Эти мысли поддерживали её, грели замерзающую от безнадежного положения душу.
Нет, не всё, конечно, было плохо. Были периоды, когда он вёл себя прилично, был заботлив, играл с дочкой, готовил фирменные блюда, прибегал с каким-нибудь дорогим подарком и радовался, что обновка подошла (он умел выбирать стильные вещи, он знал её размеры). Он давал регулярно деньги, зарабатывал хорошо.
Но такие периоды всегда заканчивались очередным скандалом.
- Он не изменится - понимала Ника, - Надо разводиться.
 
 Но когда она ухитрилась собрать немного денег через подработки, и сообщила ему о разводе и отъезде, то поняла, что капкан громко захлопнулся.
В первый раз он поднял на неё руку. Потом долго и подробно объяснял, как он её убьет, причём медленно и мучительно - и ничего ему за это не будет. А дочка, естественно, останется с ним. Глаза его горели от радости описания, как долго он её будет убивать, и как "обтяпаяет" это дело, чтобы всё было "чики-дрики", к тому же у него есть верные друзья, которым он тоже не раз помогал.

 "И НИЧЕГО МНЕ ЗА ЭТО НЕ БУДЕТ! ВАС, ТВАРЕЙ, НАДО УБИВАТЬ!"
Бешеные глаза, взмахи кулаками, мат, перекошенное лицо... Удар, от которого она летела через всю комнату. Также, как когда-то её котёнок. И осознание того, что он не шутит. Всё будет именно так. После "воспитания" он просил прощения, обнимал, твердил, что любит так сильно, что жить без неё не сможет. "Ты - моя!"

 Потом она шла по улице, глотая слезы, лихорадочно пытаясь придумать хоть что-нибудь. И только теплые маленькие пальчики дочки в её руке хоть как-то поддерживали в ней жизнь. "Что же делать?? Я не смогу с ним дальше жить! Не смогу! Он мне противен!"

 "Мамочка, не плачь, пожалуйста!" - пытается утешать её Иришка. А потом вдруг её девочка выдала: "Я придумала! Я придумала! Перед Новым годом я напишу Деду Морозу, чтобы он не дарил мне куклу, мишку или игры. Мне не нужны игрушки - у меня ведь они есть! Я попрошу у Деда Мороза нового хорошего папу! Вот! А Дед Мороз нам поможет! Он хорошим детям помогает! Ведь ты сама мне так говорила!Правда ведь, мамочка?"
 От этого неожиданного утешения слёзы из глаз покатились еще сильнее.
Вдруг кто-то дотронулся до её плеча.
"Ника? Ника! Это ты! Я сразу тебя узнал! Что случилось? Что с тобой?" - она повернула голову. И замерла. Это он, Олег, который учился в её классе, но переехал из родного Витебска в Минск за год до выпуска. Она тоже сразу его узнала.
"Что с тобой, Ника? Ты чем-то расстроена? Что случилось? Я ведь приехал в Витебск, чтобы найти тебя, Ника! Я тебя никуда не отпущу. Мы поедем куда-нибудь - и ты мне всё подробно расскажешь!"
Она пыталась скрыть слезы, пыталась улыбаться, что то говорила...
"Нет-нет...пойдем-пойдем...Моя машина недалеко. Мы не будем на ходу говорить... Я вас не отпущу...Мы поедем куда-нибудь в тихое приятное место пообедать.."
 Иришка запрыгала от радости. Много ли надо ребенку, которому четыре с половиной года?

 Потом они сидели в красивом загородном ресторане на веранде. Людей было мало. Вокруг - зелень и цветы. Слёзы тихо текли у неё из глаз как вода. Она рассказывала и ничего не скрывала. И Олег все понял. И тоже ничего не скрывал. И рассказал, что до сих пор не смог её забыть. Она знала, что он был влюблен в нее. Она помнила его глаза. Её словно обжигало, когда они встречались взглядом. Она тоже была влюблена - но была робкой, закомплексованной, и всегда старалась скрывать свои чувства. Когда ловила его взгляд - вспыхивала и отворачивалась. А потом Олег с родителями переехал в Минск. Они оба готовились к поступлению в ВУЗ. Дела-заботы. Он её не искал.
 Оказалось, что уже 9 лет он живёт в Швеции. И получил гражданство этой страны. После того, как он поработал в строительной компании, смог открыть свой бизнес. И теперь он знает, что ему надо для полного счастья: Я ХОЧУ БЫТЬ С ТОБОЙ!"
"Нет-нет! Я всё понимаю, - говорил он, - это всё очень серьёзно, нам нужно время, чтобы быть уверенными. Прошло много времени с нашей последней встречи в школе... Так не делают предложения. Но я же вижу - времени у нас нет! Я же чувствую! Ты в опасности! Вы обе, мои славные девочки, вы обе в опасности! Поэтому я так спешу с моим предложением... И знаешь, я тебе коротко скажу: я один раз был женат официально - была сильная влюблённость, но всё быстро развеялось, как дым. И мы развелись. Потом у меня были другие женщины - яркие, модные, смелые, красивые, стройные. Начинали мы хорошо. Но потом как-то странно происходило. Я понимал, что рядом со мной - стерва. Ей всегда мало, она требует всё больше покупок,  ещё больше подарков, она злится, капризничает, устравивает скандалы. Я уже стал бояться женщин. Я подумал - наверно, это что-то не в порядке со мной. Прошло время - и я вдруг понял, что хочу найти тебя, Ника! Ты - как ландыш. Нежный, чистый, светлый ландыш. Скромный и чудесный. И не было у меня в жизни лучше воспоминания, чем то, когда я видел, как ты вспыхивала под моим взглядом... Ты - другая. И я понял, что хочу тебя найти - а вдруг?? Я даже сны видел, где сам себе говорил: "Я должен найти мою Нику!"

 Она кивала и удивлялась, слезы высохли. Неужели это правда??
А насчёт того, что времени мало - это было именно так. Времени у неё не было. Опасность была реальной - и от этого слёзы опять покатились по щекам. Опять эти дурацкие слёзы покатились потоком, тихо и беззвучно, как вода.
Но потом - было волшебство. Глаза их всё время встречались - и говорили больше, чем можно было сказать словами. Иришка забралась на колени к Олегу и обнимала его, и они о чём-то иногда шушукались. И смеялись. Ника пересела к ним поближе. Их руки касались - и словно электрические искры пробегали от нежных прикосновений.
Было много чудесных слов, было много шуток и нежной заботы.

 Слёзы давно высохли. Олег не забывал уделять внимание Ирише. Они друг другу очень нравились. Иришка вообще всем нравилась - красивая, бойкая, умная не по годам малышка с пухлыми щечками. Она разрумянилась и была очень довольна.
 "Мы поедем в очень красивую страну - и у тебя будет своя большая комната с игрушками и велосипед. И лыжи, чтобы зимой кататься с горки в лесу. А ещё ты увидишь белочку: она часто приходит к дому. И ёжики. У нас есть ёжики, они тоже любят гулять. Они тебе понравяться. Даже зайцы иногда приходят - но они бояться людей и близко не подходят. Ты видела зайцев и ёжиков? Нет? Вот увидишь, они тебе понравяться. Поедешь ко мне с мамой?" - сказал Олег.
 Ребёнок тут же радостно выпалил в ответ: "Дааа!!! Дааа!!! И ты будешь моим папой? Мамочка, ты только подумай! Дед Мороз меня уже услышал. Он решил помочь мне сейчас, летом. Он подумал: "Зачем же ждать до зимы? Ведь Ириша - хорошая девочка! Правда же, мамочка, я  - хорошая девочка?"
 Они опять смеялись. Все вместе. От радости. Но всё равно было какое-то странное чувство нереальности происходящщего. "Разве так бывает?" - подумала Ника. "Бывает, бывает!" - ответили глаза Олега.

 Смеялись много в тот день. Но потом пришлось еще не раз плакать - развод получить было невозможно. Дома её ждал жуткий скандал, кулаки, угрозы...Она прикинулась, что смирилась. Когда он ушел на работу, взяла паспорт и другие документы. И сумку, куда впопыхах кинула немного вещей и мишку, без которого Иришка не могла спать.
 Им пришлось бежать, скрываться, делать обычную визу туриста с очень большими сложностями....Было много всего...Даже вспоминать не хочется. Если бы не Олег - она никогда бы не справилась. "Я позабочусь о вас, мои дорогие девочки! Всё будет хорошо! Я вам обещаю" - Олег был уверен, что всё сможет преодолеть.

 И вот они все вместе в Швеции. В стране, где много гордых сосен и огромных елей. Где чистые уютные города. Они всегда скромные - эти шведские города и посёлки, но очень удобные для жизни.
Здесь тоже хватило бюрократической волокиты и проблем с документами. Олег нашел хорошего адвоката. Но всё это позади.

 ШВЕЦИЯ! Здесь в правительстве люди, которые не тонут в роскоши. Они всегда отчитываются перед своими избирателями. У них всегда честные выборы - и любой человек может быть наблюдателем. Любой, кто захочет. Им нечего скрывать, ведь они не "рисуют" результат. Здесь нет "обнулённых" лидеров.
 Здесь хорошая самоуправляемость муниципалитетов (коммун). Часть политиков работает как волонтёры. Бесплатно.
 Служебный автомобиль с шофёром есть только у премьер-министра. Депутаты парламента имеют скромное жалование. Тем из них, кто приехал из регионов, в Стокгольме предоставляется скромное служебное жилье.
 У премьер-министра есть резиденция. Он туда въезжает на время своего избрания на пост главы - и выезжает после окончания срока.
 Здесь нет охраны у министров и парламентариев. Здесь есть система власти, которая позволяет сделать коррупцию минимальной. Свободные СМИ. Профсоюзы. Антимонопольный закон. Шкала налогов. Разделение властей. Уважение к законам и бизнесу.. Хороший инвестиционный климат. Перераспределение финансов через хорошую социальную помощь для тех, кто в этом нуждается.
 Нет, здесь не рай.
 Но эта маленькая страна никогда не объявляет себя "Великой". Не валит все проблемы на врагов вокруг. Не гнобит критиков власти. Не приветствует подхалимов - а уважает специалистов. Всё это не свалилось с неба. Всё это развивали и совершенствовали. Не на показ. А для жизни людей.
 В Швеции никогда не было "социализма". Не было национализации, колхозов, поисков "врагов" по надуманным причинам. Они прошли путь "от сохи" до высокоразвитой экономики без "премудрых бессменных лидеров", которые сидят "на троне" всю жизнь до своей смерти. Всё скромно, всё рационально.

 Прошло пять лет, как они с дочкой переехали сюда. И не было ни одного дня, чтобы она не чувствовала: "КАК ХОРОШО ЖИТЬ!

 Боль нагрянула, когда в её родной стране тот, кто с треском проиграл выборы, устроил террор и насилие против невиновных людей. Тысячи в тюрьмах и на зонах, десятки убитых, сотни тысяч в эмиграции. "Я мою страну не отдам!" - кричит тот, кто сидит на "троне" уже 27 лет, и решил, что страна - его собственность.

 Беларусь. Несчастная оккупированная без войны Беларусь. И такие, как её бывший муж, в первых рядах. "Мы вас, тварей, будем убивать! Улики??? Ха! Делов-то! Не найдём - подложим!"
"Иногда не до законов" - говорит с трибуны лидер. На самом деле - "Теперь всегда не до законов". Беззаконие в стране ведёт к её упадку.
 
 И всё-таки она старается ценить то, что у неё есть. Несмотря на боль других людей в других странах. Несмотря на то, что там, где она когда-то родилась, там, где всегда гордились победой над фашизмом - разрасталась как на дрожжах, ненависть к другим странам и другим народам - и так же буйно расцвёло чувство собственного превосоходства и мнимого величия. Пропаганда с утра до ночи яростно обличает всех вокруг, ложь достигла чудовищных размеров. С утра до ночи, не скрываясь, твердят "Мы - Великая страна! Мы - особенные! Мы - освободители всех народов! У нас особый, духовно-нравственный путь! У нас - Великая Культура. История, Литература, Наука... Мы - правы всегда и во всём! Мы - на страже семейных ценностей! Нам все завидуют и хотят на нас напасть! Там - наши земли, наш народ! Можем повторить! Весь Мир нам обязан, весь мир нас должен благодарить."
Короче говоря: "Мы - лучше всех! Злой Запад нас обидел. Если мы нападаем - то это мы защищаемся. Нападать мы можем на всех соседей вокруг - там наши земли."

 А потом случилось то, что во что трудно поверить до сих пор. 24 февраля, когда все еще спали, российская армия напала на Украину. Бомбы, ракеты, разрушения, убийства, насилие, грабежи от "освободителей".
Как же это могло произойти??? Как??? Утонули во лжи и пропаганде, ухитрились притвориться, что возвращают "исторические земли", воюют с какими-то придуманными ими самими нацистами. На себя посмотрите, на свои "русские марши", на речи о других странах и других народах. Постоянные насмешки, угрозы и хвастовство. Это стало нормой. Бросили сотни тысяч своих мужчин на гибель в чужую стран. Украинский народ сражается за свою землю, за право жить. А за что сражаются якобы освободители? За деньги?

 "Беларусь, когда же твой народ вздохнёт от беззакония и репрессий? - думает Ника, - Я верю, что ты будешь свободной. Я верю, что будет свободной страна-соседка Украина. Я верю, что "освободителей" выдворят назад - и они будут жить в своей стране, и "патриоты" когда-нибудь проснуться и поймут: "Нельзя нападать на другие страны. Нельзя!" Чего вам не хватает? Земли? Ресурсов? Людей?
 
 У вас высокая коррупция - она стала системой власти.
 У вас сокращается население, сдают миллионы гектаров земли в аренду китайцам в Сибири, у вас горят леса, горят приюты для стариков вместе со стариками, у вас много бедных, много аварий, высокая преступность.
 Почему власть не хочет заняться проблемами своей собственной страны - а лезет "освобождать" другие народы, почему люди у власти, разворовавшие богатейшую ресурсами страну учит других как жить? Не у вас ли миллиардеры-друзья вашего бессменного обнулённого лидера имеют яхты, похожие на круизные лайнеры, дома, похожие на дворцы?

 Изредка Ника могла включить телевизионные каналы "великих". От "ток-шоу" брала оторопь. От неприкрытой радости пропагандистов с их гостями-экспертами при виде разрушений, гибели и страданий мирных жителей Украины появлялось ощущение кошмарного сна.

 Ника знает, что режим, где разрослось беззаконие и ложь - рухнет. Но очень жалко людей. Ей больно за них. Зачем "освобождать" другие народы, которые этого "не ценят"? Сопротивляются из последних сил, бьются за родную землю. Каждый день жестокие обстрелы - ракеты, бомбы, мины разрушают, смешивают с землёй всё, чтобы никто не мог препятствовать планам по "спасению". Оказывается, согласно тому, что несётся из телевизора "Великих спасителей" - всё человечество нужно спасать, ибо погрязло оно в разврате, хаосе, ненависти и злобе. "Гейропейцы и пиндосы" - особенно. Вот ведь как просто - враги-враги, кругом злые враги, а мы добрые, безупречные и очень хорошие. "Кроши укропов" - тогда заживём.

 Ника  - русская на 100%, все её дедушки и бабушки, прадедушки и пробабушки были крестьяне в Российской империи. С детства она жила в Беларуси - это так получилось, они переехали из Смоленска. Она родилась в Твери. Мама из Кировской области, отец из Воронежской. Ника наивно считала раньше, что русские не принадлежат к националистам. Смешно... Теперь всех нормальных людей в мире такой дикий взрыв национализма и шовинизма ужаснул.
 "По выжженной равнине
 За метром метр
 Идут по Украине
 Солдаты группы "Центр"

 А перед нами все цветет
 За нами все горит
 Не надо думать – с нами тот
 Кто все за нас решит.." - спел когда-то Высоцкий.
 
 Ужасно. Это как кошмарный сон.

 Если вы хоть немного знаете историю, то должны знать, что в прежние времена границы часто менялись, древние государства в древнем мире, и позже, при феодализме, постоянно вели войны, грабили, захватывали территории. Московское княжество, и другие княжества, а позже Российская империя - не исключение. Покорение других народов шло постоянно. В 20 веке - Первая Мировая и Вторая Мировая войны. Мир содрогнулся от многочисленных преступлений и убийств. Это страются предотвратить. Поддержка всегда на стороне тех, на кого напали.

 Международные правила гласят: нельзя менять границы насильственным путем.
 
 Но наша скорбь мало что изменит. Как волонтёр она иногда помогает сортировать вещи для беженцев. Отправляет переводы для поддержки тех, кто остался без дома. Но всё-таки она понимает, что никогда нельзя отдавать радость жизни.

 После всего того, что случилось, она ещё больше оценила Швецию.
Ника думает: "Я рада, что я не там, где людей судят за комментарий в "Однокласниках", или за носки и шарфик "неправльного цвета". Я рада, что я не там, где Минздрав "рисует" цифры умерших от короновируса. Весь мир тыкал в Швецию, которая не ввела карантин, как другие страны в 2020 - но в итоге в России и во многих странах ЕС смертность была намного выше, чем в Швеции. Беларусь статистику смертности вообще засекретила. Видимо, чтобы не смущать других "феноменальным успехом". Ника тяжело вздохнула, вспомнив про своих знакомых и бывших коллег с работы, которые скончались от ковида. Одной женщине - 46, другим 60 лет. Могли бы жить и жить. Не надо запирать людей на карантин. Но массовые мероприятия, парады и соревнования, ярмарки и праздненства, куда людей заставляли приходить насильно - это глупость. Но Лукашенко без парадов и праздников не может. Народ должен подчиняться и показывать, как он рад. Вот и результат - все кладбища заполнены, открыты новые.

 Ника подняла голову вверх - и голубое мирное небо её утешило. Успокаивал и наполнял счастьем этот сияющий нежный синий свет.

 Сейчас лето. Всё зелёное, всё пропитано летними запахами травы и хвои, недалеко от их дома - лес и голубой залив. У дома - яркие цветники. Они с дочкой посадили много красивых цветов. Рядом, на краю участка - сосны. Мягкая травка. Кусты смородины. Грядка с клубникой
 Утром просыпаешься - и радость жизни переполняет. Радость от всего, что у неё теперь есть. От любящего человека рядом, и этот человек - её муж, от улыбки счастливой здоровой дочки, от чистого неба над головой, от мирной жизни в мирной стране. "Мамочка, ты такая красивая! Давай я тебе сделаю много косов?" - крутит её волосы шаловливая ручка..."Не косов, а кос.." - смеется Ника.
 Она здесь заново, как в детстве, научилась радоваться закатам и рассветам, запахам цветов и хвои, чистому снегу и лыжной прогулке. У них недавно появился котёнок. Чудесный пушистый малыш. Весёлый проказник, выделывающий акробатические трюки в охоте с игрушками. И никто никогда не пнёт его ногой.
А ещё она чувствует, что у неё внутри рождается новая жизнь. Удивительное, загадочное чудо из чудес: будущий ребенок. Сестричка или братик Иришки. Ника ещё никому про это не сказала. "Ещё рано. Подожду. А потом...Я знаю, что они будут рады. Как это хорошо - на свет появится наш малыш. Он сладко пахнет молочком. У него крошечные пальчики, он смешно зевает, морщит носик, потягивается. А улыбка! "Как будто ангел пролетел" - говорила мама. Жаль, мама не сможет его увидеть. Жаль, мамочка, что ты не с нами. Мне тебя не хватает. 

"Хватит сидеть на берегу, давно пора поплавать", - подумала Ника и побежала к манящей своей прохладой чистой голубой воде.

 КАКОЕ ЭТО СЧАСТЬЕ - КОГДА НАД ТВОЕЙ ГОЛОВОЙ МИРНОЕ ГОЛУБОЕ НЕБО.