Контурные карты. Охота на слова

Александр Ерошкин
Есть такой фильм «Просто ужас!». Снят он на Одесской киностудии режиссёром А. Полынниковым по мотивам одноимённой пьесы Юрия Сотника в 1982 году. Фильм фантастический, весёлый и добрый.
Это рассказ о забавных приключениях шестиклассника Антона Мурашова и его папы. Оба они уверены, что быть другим человеком и заниматься другими делами очень просто. Гораздо проще, чем быть собой. Отец друга Антона изобрёл «Исполнитель желаний» (сокращённо «ИЖ») и с помощью этой машины Антон и Вадим Петрович поменялись местами — Антон становится ветеринаром, а его отец, врач-ветеринар, — школьником. Не буду пересказывать все их истории, отмечу только, что  в  уникальном кабинете, какие должны стать в будущем, на уроках географии каждый школьник на глобусе указывает контуры тех стран, которые они изучают. Глобусы представлены как контурные карты.

КОНТУР, контура, муж. (франц. contour). Очертания какого-нибудь предмета, графическое изображение линии, очерчивающей предмет. На горизонте вырисовался контур горной цепи. Контуры  старой башни видны были издалека. Нарисовать контур головы. Начертить  контур тела.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.


А вот из словаря Владимира Даля:


КОНТУР м. франц. внешнее очертанье предмета, абрис, очерк, окоёмок, обвод, оклад, наброска, обмет. Контурный, очерковый, окоемочный. Толковый словарь живого великорусского языка


Основные синонимы:

абрис, контуры, линии, опись, очерк, очертания, рисунок, силуэт

На мой взгляд, КОНТУР вторым корнем родственен таким словам как кульТУРа,  литераТУРа,   физкульТУРа, армаТУРа, магистраТУРа, комендаТУРа, регистраТУРа, рецепТУРа, скульпТУРа и другие.
 
Во всех этих словах второй корень образован от русского слова ТИП,  который записали как латинское - TUP, а прочитали как русское – ТУР.

Начиная с четвёртого класса,  вместе с географическим атласом мы покупали контурные карты. В Советском Союзе комплект контурных карт соответствовал программам по географии. Работа с контурными картами была одна из самых сложных, по себе помню.

От людей старшего поколения, которые учились до революции или в довоенные годы, не раз слышал, что география была одним из самых трудных предметов, и многим приходилось самим рисовать карты.

Мы карты уже не рисовали, но в 5 -7 классах наша учительница географии требовала неукоснительно, чтобы мы по контурам знали основные страны, некоторые области Советского Союза. А в восьмом и девятом классах контурные карты мы покупали, но не помню ни одного урока работы с ними. Экзаменов, как это показано в фильме по книге Лагина «Старик Хоттабыч», мы не сдавали ни в пятом, ни в девятом. Да и требования резко сократились, а  объём знаний и особенно практических навыков заметно уменьшился. А потом идут слухи, что география вообще не нужна в школьном курсе, она же даёт объективные представления о жизни на Земле.

Помню, я очень удивился, когда мой тесть Николай Густавович Шауфлер рассказывал, как они в гимназии в Республике немцев Поволжья сами рисовали контуры своей республики, а потом наполняли эти контуры конкретным содержанием: рисовали реки, дороги, точки городов и деревень. О таких рисованных картах я слышал и от многих моих знакомых с немецкими корнями, родившимися в Поволжье.

Я видел, как создавались карты для спортивного ориентирования. В районе Кыштыма готовились соревнования всероссийского уровня, и группа школьников из Новогорного во главе с преподавателем физкультуры на основе увеличенного кусочка военной карты наносила на контуры тропинки, камни, ручьи, болотца. Я сфотографировал заготовку, начерченную на ватманском листе, распечатал несколько карт для команды ориентировщиков нашей школы, чтобы они тоже могли тренироваться тут, в пространстве  между озёрами Акакуль и Большая Акуля.

На мой взгляд, география и работа с контурными картами должны стать приоритетными в школьном курсе.

Я считаю очень значимым эпизод из трагедии Александра Пушкина «БОРИС ГОДУНОВ», где царь беседует со своим сыном, который  чертит географическую карту.


А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Феодор

Чертеж земли московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса,
А вот Сибирь.

Царь

А это что такое
Узором здесь виется?

Феодор

 Это Волга.

Царь
Как хорошо! вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Все царство вдруг: границы, грады, реки.
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни —
Когда-нибудь, и скоро, может быть,
Все области, которые ты ныне
Изобразил так хитро на бумаге,
Все под руку достанутся твою.
Учись, мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать.


Вспомним ещё одну сцену, где речь идёт об изучении истории и географии. Сцена из комедии Дениса Фонвизина «НЕДОРОСЛЬ». Это тот период в истории России, когда во власти прочно закрепилась династия Романовых, когда наука и просвещение были отданы на откуп иностранцам. Это яркая иллюстрация, каким был тот век, который многие либералы сегодня пытаются называть веком просвещения. Но мы-то знаем, что вместе с Романовыми во власть пришли Простаковы и Скотинины, а их отпрысков обучают Цифиркины, Кутейкины и Вральманы.

Недорослю Митрофанушке устраивают нечто похожее на экзамен.

Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи Боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Когда из своего далека я слышу выступления министра экономического торможения России Максима Решетникова, министра передачи финансов в чужие руки   Антона Силуанова, главы Сбера Германа Грефа, главы антироссийского центробанка Эльвиры Набиуллиной, у меня создаётся впечатление, что они и многие другие в составе нынешнего правительства учились у цифиркиных, кутейкиных и вральманов. Столько вреда нанести России, которая ведёт освободительную войну против мирового фашизма, и избежать наказания – это эквилибристика высочайшего уровня. И её ежедневно демонстрируют чиновники финансово-экономического блока в правительстве.

Возникает желание посадить их за парту, каждому дать контурную карту России и внушать, внушать и внушать каждому из них, что своей работой они  должны защищать интересы тех людей, которые на этой территории проживают, а не банкиров ФРС, не олигархов, которые прячут капиталы на Западе.