Польские

Валентина Газова
 Помещики Польские имели с крестьянами обхождение самое строгое, наказывали их палкою, розгами, плетью, кулаками, драли за волосы, женщинам стригли волосы на голове. При наказании крестьянина Фёдорова розгами, больное место взбызгивали вином.
 Дворовыя девки Михеева и Ефремова, претерпевали разные побои и, наконец, за потерю при мытье белья на реке чулок, получив наказание первая 30, а последняя 20 палочных ударов, ходили жаловаться уездному предводителю, но этот последний препроводил их обратно к помещикам. Тогда Польские Михееву посадили на цепь, к ней прикреплён был отрубок дерева весом фунтов в 30 (цепной стул) - Ефремову в железную рогатку весом в 8 фунтов, и держали так, первую четыре, а последнюю две недели, и в продолжении этого они выпрядывали в неделю каждая по три тальки ниток, получая хлеб и воду на содержание.
 Дворовый мальчик 11 лет, за отлучку из господских покоев, без позволения, в избу ужинать, был связан и наказан на праздник Святой Пасхи свёрнутою вчетверо верёвкою.
 Дворовыя девки во всю неделю Святой Пасхи пряли тальки и имели содержание воду и хлеб.
 При изследовании этого дела Данковский уездный предводитель дворянства Бибиков, признав жалобу несправедливою, удостоверил, что со стороны Польских особых жестокостей им не обнаружено, поступки же с Польскими исправника, первоначально обследовавшаго это дело, и удостоверившаго справедливость жалобы крестьян, по мнению предводителя "могут подать повод крестьянам к явному неповиновению".
 Однако, несмотря на всё это, имение Польских, за обнаруженное жестокое обращение их с людьми своими подвергнуто опекунскому управлению, а Данковскому предводителю дворянства "за послабление Польских и неосновательное о их поведении мнение, а также за навлечение подозрения на действия исправника" сделать замечание.

 Дело Канц. Ген. Губ. 1824 г. № 196. 

 Такое направление и характер деятельности оставались у предводителей до последних дней крепостного права. Те из них, которые старались поддержать крепостное право в законных пределах и возставали против злоупотребления помещичьею властью, - подвергались осуждению и забаллотированию, что и было с Сапожковским предводителем дворянства Кошелевым. Общая же точка зрения высказана губернским предводителем дворянства Н.И. Реткиным, так: "Не таким должен быть предводитель дворянства; если я увижу, что мой брат дворянин зарезал человека, то и тут пойду под присягу, что ничего о том не знаю".

 Записки Кошелева стр. 56 - 62. 

 Материалы собраны начальником архивной комиссии Рязани Александром Дмитриевмчем Повалишиным долгое время были запрещены цензурой.
 Напечатаны в 1903 году стараниями князя Николая Сергеевича Волконского на 450 страницах.
 Переизданы в 1995 году при поддержке архиепископа Касимовского и Рязанкого Симона.

 Прошу модераторов не удалять мою статью, потому что материалы и так долгое время были запрещены цензурой.

 Иллюстрация к статье: фото из интернета.