Памяти выдающегося актера и режиссера

Виктор Кабакин
Пятого июля 2022 г. исполняется годовщина со дня смерти   заслуженного деятеля искусств, народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии СССР и премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» («Москва слезам не верит») Владимира Валентиновича Меньшова. 
Мне посчастливилось лично встречаться и беседовать  с ним. Мы говорили о творчестве и задачах художника, о роли личности в истории и жизни, о том, как оставаться человеком в любых, самых сложных ситуациях.

В одном интервью Владимир Валентинович Меньшов отмечал: «У меня есть все основания считать, что жизнь прожита с пользой». Что ж, он имел право так говорить. У него было много наград и призов. Но самая главная, по выражение самого Меньшова, – это  народная любовь. И это не просто слова: приз такого же названия был вручен ему  в 2017 году на XIII Международном фестивале документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе».
Но я хотел бы сказать несколько слов не столько о заслугах Меньшова в кино и театре, которые известны всем…

Цитата из интервью: «У меня есть внутреннее ощущение судьбы. Что-то тебя ведет по этой жизни... Все цепляется одно за другое. Объяснить логически свою жизнь я не берусь. Но я знаю, что есть шестое чувство, которое подсказывает, что делать мне на распутье».

Владимир Валентинович был честным и принципиальным перед собой и другими. Многие помнят случай, когда он отказался вручать награду за сомнительный в художественном и нравственном отношении фильм под названием «Сволочи». Назвал его подлым и позорящим страну. Или его решительный отказ работать над  сатирическим фильмом «Ширли-мырли», если на главную роль не  утвердят  Валерия Гаркалина. Он умел отстаивать свою точку зрения, и чиновники, как правило, отступали  и шли ему навстречу.

Цитата из интервью: «Моя личность перетекает в то, что я делаю. А так как я человек, интересующийся всем, я чувствую современность. Ремеслу можно научить, но главное решение принимаешь ты – как личность. Это высшее. Постоянно воспитывать, анализировать, не оставлять  себя в покое, добавлять. «С нами остается только то, что мы теряем…»

В нем совсем не было звездности. Меньшов, ко всему прочему, был еще председателем Общественного совета при ФСИН России и многое сделал для того, чтобы уголовно-исполнительная система стала гуманной и справедливой. Кстати, такая деятельность помогла ему при работе над ролью начальника колонии в фильме «Каникулы строгого режима».

Цитата из интервью: «Я вхожу в положение людей, которые делают зло. Я думаю, они недопонимают, что делают. Они теряют гораздо  больше, когда делают зло».

 О таких людях, как Владимир Меньшов, порой говорят – с ним ушла целая эпоха. Я не согласен с таким утверждением. Владимир Валентинович ушел из жизни, но навсегда остался с нами:  в великолепных фильмах, которые он создал, в  десятках талантливых ролей, в которых сыграл. И еще – как  образец порядочности, человечности и принципиальности, как  талантливая, цельная личность, с которой надо брать пример.

***

Мысли из интервью Владимира Меньшова.

О том, может ли искусство воспитать или исправить человека:

«Думаю, что да. Если это настоящее искусство. Оно, образно говоря, опрокидывает душу и обязательно приводит к чему-то положительному. О себе я могу так сказать: родители  много работали и в воспитании  детей  не принимали большого участия. Нас, я имею в виду мое поколение, во-первых, воспитывала школа, а во-вторых, – книги и фильмы. Причем очень серьезно воспитывали, именно из книг и фильмов мы брали примеры для себя, узнавали, что хорошо, что плохо, как надо дальше жить.  Да, фильмы  сделали очень многое в моей жизни».

О том, что есть актер и режиссер:

«Вопрос скорее риторический. Выдающийся актер может, конечно, задать целое направление, даже создать новый мир. Но обычно под руководством режиссера. Как бы ты хорошо не играл, режиссер все равно сделает по-своему, смонтирует фильм, как считает нужным, и ты можешь  оказаться даже в проигрыше.  А когда ты выступаешь в роли режиссера, то отвечаешь за каждый кадр, за игру каждого актера и, если все получается, то это аналогично созданию параллельной реальности. При встречах со зрителями ты чувствуешь, что твой фильм, герои вошли в  их жизнь, они их цитируют, персонажи для людей становятся как бы родственниками. Так было с фильмами «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби». Это принципиально другое ощущение, чем после даже очень удачной актерской работы. Тот, кто попробовал яд режиссуры,  уже не ощущает себя комфортно только в актерской профессии».

О трех составляющих успеха:

 «Владимир Немирович-Данченко однажды сказал,  что есть три составляющие творческого успеха: талант, труд и удача. Я полностью согласен с его словами. Только совпадение всех этих трех элементов приводит к настоящему успеху.  И здесь нельзя, наверное, выделить что-то одно. От удачи тоже многое зависит. Отсутствие любого из этих компонентов делает неполноценным существование в искусстве. Пожалуй,  это правило распространяется не только на творческие профессии, а вообще на любой вид деятельности».