Поиск портрета генерала П. В. Кутузова

Владимир Варнек
1. Портрет-миниатюра П.В. Голенищева-Кутузова работы неизвестного художника. Государственный Русский музей. 1813 г. (датировка автора миниатюры, сделанная на основании анализа орденов).
2. Портрет П.В. Голенищева-Кутузова из Военной галереи Зимнего дворца. Художник Дж.Доу. 1819-1825 гг.

Одним из российских генералов, запечатленных на портретах художника-портретиста А.Г. Варнека, был Павел Васильевич Голенищев-Кутузов (12.06.1772 – 05.11.1843), представитель известного дворянского рода, прославившего Отечество [1]. За время службы его генеральский чин менялся целых пять раз, в результате чего в разные годы он побывал генерал-майором с 23.12.1800,  генерал-майором свиты Е.И.В. с 02.02.1809, генерал-адъютантом с 30.08.1810, генерал-лейтенантом с 15.09.1813, генералом от кавалерии с 22.08.1826.    08.11.1832 г. П.В. Кутузову был пожалован титулом графа  [2]. 

О том, что художник А.Г. Варнек  портретировал  П.В. Кутузова, до 2016 года было известно лишь из двух списков его произведений.  Первый из них опубликовал  в журнале Отечественные записки еще  в 1839 году художественный критик П.П. Каменский  [3].  Второй список приведен в монографии В.С. Турчина, изданной в 1985 году. [4].

Каменский, знакомя читателей журнала с произведениями художника, включил в свой список портрет «г. тогдашнего обер-полицмейстера Павла Васильевича Кутузова, ныне генерала от кавалерии, поясной, находится у него». Турчин же, приведя краткие сведения о самом П.В. Кутузове, привел датировку портрета (1820-е гг.), без мотивации указанной даты, и сообщил, что местонахождение портрета неизвестно.   Местонахождение портрета с тех пор так и не стало известным. Однако стала известна точная дата написания портрета - 1811 год. Точнее, портрет П.В. Кутузова в чине генерал-адъютанта был написан Александром Варнеком в 1811 году, «до сентября 1811 года». 
Эту «маленькую» находку я сделал, знакомясь с опубликованным Сборником ежегодных академических  отчетов Императорской Академии художеств, подготовленным ведущим специалистом Института русской литературы РАН Н.С. Беляевым  [5].  В этом сборнике, а точнее, в академическом отчете за 1811 год, находящемся в сборнике, и «обнаружился» под номером шесть портрет  генерал-адъютанта, «петербургского обер-полицмейстера Павла Васильевича Кутузова», «писанный академиком Варником». Всего же за этот год, как указано в списке, художник выполнил 10 произведений.   

В свою очередь, в биографии П.В. Кутузова, опубликованной в Википедии, сообщаются следующие сведения, важные для атрибуции портрета-миниатюры П.В. Голенищева из собрания ГРМ, найденного в интернете и приложенного к миниатюре:

ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА
«Командовал своим полком в боях с турками в 1806 - 1807 в корпусе генерала Милорадовича. Особенно отличился во время осады Измаила, когда 7 июня 1807 года со своим полком отбил вылазку турецкого гарнизона из крепости, при этом получил пулевые ранения в ногу и руку; за храбрость 5 августа 1807 года удостоен ордена Св. Георгия 3-го класса». 

ОБЕР – ПОЛИЦМЕЙСТЕР ПЕТЕРБУРГА
«14 февраля 1810 г. назначен обер-полицмейстером Санкт-Петербурга и 30 августа 1810 пожалован в генерал-адъютанты. Через полтора года (24 сентября  1811 г.) он по собственному прошению был уволен с этой должности, оставаясь генерал-адъютантом. За деятельность во время своего пребывания в чине обер-полицмейстера был награждён орденом Св. Анны 1-й степени, а при отставке с этой должности — бриллиантовыми знаками к этому ордену». 

УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ 1812 ГОДА
«Летом 1812 года Голенищев-Кутузов сопровождал императора при поездке в Вильно и был оставлен при штабе 1-й Западной армии. Участвовал в сражении при Островно 14 июля 1812 г., где был ранен, после чего вернулся в Петербург.
После занятия французами Москвы Голенищев-Кутузов по распоряжению императора собрал из ямщиков Тверской и Новгородской губерний (3747 конников) Ямской конный казачий полк и конную артиллерийскую полуроту; эти формирования предназначались для прикрытия Петербурга в числе прочих войск. Из-за пленения французами генерала Ф. Ф. Винцингероде занял его место командира кавалерийского отряда, прикрывавшего дорогу из Москвы в Петербург, и успешно действовал против неприятеля.

После ухода французов из Москвы отряд Голенищева-Кутузова действовал вместе с казаками атамана Платова против правого крыла отступающего неприятеля с целью открыть сообщение Главной армии с корпусом Витгенштейна. Нагнав французскую армию усиленными маршами, отряд Голенищева-Кутузова 2 октября 1812 разбил французский отряд, захватил в плен многих офицеров, включая дивизионного генерала Сансона, и более 500 нижних чинов». После переправы Наполеона через Березину отряд Голенищева-Кутузова выдвинулся через Докшицы на Вильну, 20 ноября 1812 г. нагнал арьергард 6-го (баварского) корпуса под командованием генерала Вреде, разбил его и взял в плен до 200 офицеров и более 1000 солдат. Следуя впереди корпуса Витгенштейна в направлении на Вильно и Ковно, занял Тильзит. Соединившись с разбитым отрядом генерал-майора Властова, отступил к главным силам Витгенштейна. 25 декабря 1812 г. занял Кенигсберг, где взял в плен более 9000 солдат противника, а 31 декабря 1812 г. захватил Эльбинг.

За свои действия во время Отечественной войны был награждён в 1813 году орденом Св. Владимира 2-й степени».      

Сообщив все, что требуется для дальнейшего разговора о портретах, поясню суть своих намерений. Прежде всего,  мною были проведены поиски в интернете живописных портретов генерала П.В. Голенищева-Кутузова, и оказалось, что таких портретов всего два. Одним из них является портрет-миниатюра работы неизвестного художника из собрания ГРМ, приложенный к миниатюре.  Второй портрет, приложенный к миниатюре,  был выполнен в 1819-1825 гг. английским живописцем  Дж. Доу для Военной галереи Зимнего дворца. И этот портрет важен нам  просто в качестве репера для сверки возраста генерала и орденов на портрете-миниатюре. 

На овальном портрете-миниатюре генерал изображен по грудь с поворотом на 3/4  влево. В самом верху у шеи прикреплен полученный им за храбрость в 1807 году орден Св. Георгия 3-го класса (золотой  крест, покрытый белой эмалью).  На правом отвороте генеральского мундира изображена восьмиконечная звезда ордена Св. Анны 1-й степени, полученного в сентябре 1811г. На левом же отвороте мундира, рядом с эполетом, изображена восьмиконечная звезда ордена Св. Владимира 2-й степени, полученного генералом в 1813 году за участие в Отечественной войне 1812 года (красный крест данного ордена изображен чуть ниже покрытого белой эмалью ордена Св. Георгия). Рядом со звездой ордена Св. Владимира находятся, похоже, бронзовая и серебряная медали памяти Отечественной войны 1812 года.

Вся совокупность орденов свидетельствует о том, что датой исполнения портрета-миниатюры генерала П.В. Голенищева-Кутузова является 1813 год, и данный портрет важен нам как реперный для того, чтобы представить, как выглядел утерянный поясной портрет генерала, выполненный Александром Варнеком в 1811 году.  Нетрудно представить, что на нем просто должен был отсутствовать  орден Св. Владимира 2-й степени, полученный генералом в 1813 году, который изображен на портрете-миниатюре.

Данный прогноз, касающийся изображения генерала на утерянном портрете, кажется на первый взгляд бессмысленным, но он интересен тем, что демонстрирует возможности атрибуции портретов с использованием анализа наград на груди модели. В то же время, имеется в нашем случае еще один ракурс, касающийся уже обсужденного портрета-миниатюры генерала из собрания ГРМ и его авторства. Не является ли Александр Варнек тем самым неизвестным художником, который выполнил данный овальный «портретик», написав незадолго до этого поясной портрет генерала?- подумалось мне.

Мотивом для такой версии является то, что свою педагогическую деятельность в Императорской академии художеств он начал в 1815 году, возглавив класс миниатюрной живописи [4]. Конечно, практический опыт работы в этой области он уже имел, и вполне мог явиться автором портрета-миниатюры генерал-лейтенанта П.В. Голенищева-Кутузова, выполнив двумя годами раньше его поясной портрет.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Сайт «Генералитет российской императорской армии и флота». Голенищев-Кутузов Павел Васильевич.
2.  Федоренко В. Дворянские роды, прославившие Отечество. Энциклопедия дворянских родов. Красноярск «Бонус», Москва «Олма-Пресс». 2004. Римские-Корсаковы.  С. 350.
Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.– С. 68, 140.
3. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. и примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
4. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.– С. 140.
5. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
 01.07.2022.