М. Горький Как стать пролетарским писателем?

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов


М. Горький. Как стать пролетарским писателем?
————————————————————————————————————————————



Учебник для начинающих писателей.


На Первом съезде советских писателей обсуждался по сути дела один чрезвычайно актуальный вопрос — о пролетарском писателе. Каким должен быть пролетарский советский писатель? Каким качествами кроме таланта он должен обладать? Как он должен участвовать в строительстве новой жизни в СССР? Как его следует готовить к работе?

М. Горький и молодые классики советской литературы в своих выступлениях отвечали на тот вопрос просто: необходимо понять и научиться использовать метод социалистического реализма и отличать его от реализма буржуазного и его многочисленных модификаций (модернизма, декаденства, авангардизма и пр.).
 
Все молодые и начинающие писатели в 1920-30-е годы читали роман М. Горького «Мать», первое художественное произведение, написанное русским писателем, перешедшим на сторону пролетариата. И брали с него пример.

 «Мать» стала учебником для пролетарских писателей и не только в России.
Роман этот не обычен по содержанию, если принять во внимание, что писался он в 1906 г. после расстрела мирной демонстрации трудового народа 9 января 1905 г. Расстреливали народ царские войска и мясники-генералы по приказу царя Николая Второго. Вероятно, именно за эту акцию задним числом признанный Русской Православной Церковью «святым».

Представьте себе сцену в императорском дворце. 1906 год. Николаю высокопоставленный чиновник показываете книгу М. Горького «Мать».
— Вы только послушайте, что пишет это пролетарский (с издевкой) «писака», - и читает отрывок из выступления главного героя на суде: «Ваша энергия механическая энергия роста золота, она объединяет вас в группы, призванные пожрать друг, друга, наша энергия - живая сила все растущего сознания солидарности всех рабочих. Все, что делаете вы, - преступно, ибо направлено к порабощению людей». 
— Арестован?
— Был. За призыв к бунтам. Поднялся шум и гам. Пришлось выпустить. Теперь он в США....

Его "Песня о Буревестнике" (1901), была расценена как антиправительственная пропаганда, как призыв к насильственному свержению существующего строя. После месячного заключения в нижегородской тюрьме его перевели под домашний арест. За протест против расстрела мирной демонстрации рабочих 9 января 1905 г. М. Горького арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Арест известного писателя вывал возмущение не только в России, но и в Европе. Властям пришлось освободить его через месяц...
И до 1913 г. въезд М. Горькому на родину был закрыт.


Роман «Мать». Год 1906.


Не буду перерассказывать содержание романа М. Горького. Надеюсь, вы его читали или прочитаете. Сюжет прост. Молодой рабочий Павел Власов видит вокруг себя гнёт и эксплуатацию человека человеком и сплошную несправедливость, царившую в обществе между богатыми и бедными. Он попадает в кружок подпольщиков большевиков и начинает распространять листовки и и запрещённую литературу среди рабочих фабрики, на которой они гнут спину на хозяина. Пойманный за руку на листовках, затем за громкое выступление на первомайской демонстрации, Павел арестован и на суде он произносит речь.
Вот как это происходило. «Павел заговорил спокойно:
- Человек партии, я признаю только суд моей партии и буду говорить не в защиту свою, а - по желанию моих товарищей, тоже отказавшихся от защиты, - попробую объяснить вам то, чего вы не поняли. Прокурор назвал наше выступление под знаменем социал-демократии — бунтом против верховной власти и все время рассматривал нас как бунтовщиков против царя. Я должен заявить, что для нас самодержавие не является единственной цепью, оковавшей тело страны, оно только первая и ближайшая цепь, которую мы обязаны сорвать с народа…
Тишина углублялась.

«Мы - социалисты. Это значит, что мы враги частной собственности, которая разъединяет людей, вооружает их друг против друга, создает непримиримую вражду интересов, лжет, стараясь скрыть или оправдать эту вражду, и развращает всех ложью, лицемерием и злобой. Мы говорим: общество, которое рассматривает человека только как орудие своего обогащения, — противочеловечно, оно враждебно нам, мы не можем примириться с его моралью, двуличной и лживой; цинизм и жестокость его отношения к личности противны нам, мы хотим и будем бороться против всех форм физического и морального порабощения человека таким обществом, против всех приемов дробления человека в угоду корыстолюбию. Мы, рабочие, - люди, трудом которых создается все - от гигантских машин до детских игрушек, мы - люди, лишенные права бороться за свое человеческое достоинство, нас каждый старается и может обратить в орудие для достижения своих целей, мы хотим теперь иметь столько свободы, чтобы она дала нам возможность со временем завоевать всю власть. Наши лозунги просты - долой частную собственность, все средства производства - народу, вся власть - народу, труд - обязателен для всех. Вы видите - мы не бунтовщики!»
«Мы - революционеры и будем таковыми до поры, пока одни - только командуют, другие - только работают. Мы стоим против общества, интересы которого вам приказано защищать, как непримиримые враги его и ваши, и примирение между нами невозможно до поры, пока мы не победим. Победим мы, рабочие ваши доверители совсем не так сильны, как им кажется. Та же собственность, накопляя и сохраняя которую они жертвуют миллионами порабощенных ими людей, та же сила, которая дает им власть над нами, возбуждает среди них враждебные трения, разрушает их физически и морально. Собственность требует слишком много напряжения для своей защиты, и, в сущности, все вы, наши владыки, более рабы, чем мы, - вы порабощены духовно, мы - только физически. Вы не можете отказаться от гнета предубеждений и привычек, - гнета, который духовно умертвил вас, - нам ничто не мешает быть внутренне свободными, - яды, которыми вы отравляете нас, слабее тех противоядий, которые вы - не желая - вливаете в наше сознание. Оно растет, оно развивается безостановочно, все быстрее оно разгорается и увлекает за собой все лучшее, все духовно здоровое даже из вашей среды.
Посмотрите - у вас уже нет людей, которые могли бы идейно бороться за вашу власть, вы уже израсходовали все аргументы, способные оградить вас от напора исторической справедливости, вы не можете создать ничего нового в области идей, вы духовно бесплодны. Наши идеи растут, они все ярче разгораются, они охватывают народные массы, организуя их для борьбы за свободу. Сознание великой роли рабочего сливает всех рабочих мира в одну душу, - вы ничем не можете задержать этот процесс обновления жизни, кроме жестокости и цинизма. Но цинизм - очевиден, жестокость - раздражает. И руки, которые сегодня нас душат, скоро будут товарищески пожимать наши руки. Ваша энергия - механическая энергия роста золота, она объединяет вас в группы, призванные пожрать друг друга; наша энергия - живая сила все растущего сознания солидарности всех рабочих. Все, что делаете вы, - преступно, ибо направлено к порабощению людей, наша работа освобождает мир от призраков и чудовищ, рожденных вашею ложью, злобой, жадностью, чудовищ, запугавших народ. Вы оторвали человека от жизни и разрушили его; социализм соединяет разрушенный вами мир во единое великое целое, и это - будет!
... Я кончаю. Обидеть лично вас я не хотел, напротив - присутствуя невольно при этой комедии, которую вы называете судом, я чувствую почти сострадание к вам. Все-таки - вы люди, а нам всегда обидно видеть людей, хотя и враждебных нашей цели, но так позорно приниженных служением насилию, до такой степени утративших сознание своего человеческого достоинства…
Он сел, не глядя на судей».

Горький вылил всю горечь, накопившуюся в его сердце в месяцы революционной войны пролетариата с царизмом, в эту речь Павла на суде. Ни один другой мыслитель, ни один русский философ или писатель тогда не дорос до такого глубокого понимания процессов, происходивших не только в России — во всем мире. Русские философы, как и сегодня, витали в облаках, искали нового бога. Только один Максим Горький сказал правду о том, что на самом деле происходило в России за десят лет до Социалистической революции. Разве полюбят такой роман современные либералы, белоэмигранты и черносотенцы?

И представьте себе, в 1906 г. эта речь пролетария была напечатана в книге, которую немедленно стали переводить на иностранные языки и публиковать в разных странах мира. Сегодня мало стран, в которых роман «Мать» не известен.
Этим одним романом М. Горький показал, кто такой пролетарский писатель и что такое революционный, социалистический реализм. Как относятся российские власти к тому роману в наши дни? В советские времена мы изучали его в школе....



Год 1928. Письмо литкружковцев М. Горькому.


Прошли годы...
Слава М. Горького росла с каждым годом в России, хотя он приезжал на родину из Италии не надолго. Он получал много писем от советских трудящихся.
В 1928 г. он получил письмо литкружковцев Покровской профтехнической школы. В своём письме литкружковцы писали, что творчество М. Горького «есть творчество пролетарской идеологии», что он является «настоящим революционером», и у них вызывает недоумение попытка некоторых критиков оценить М. Горького как «попутчика пролетарской литературы».
М. Горький подчеркнул красным карандашом следующие слова в письме: «…по каким именно признакам нужно определять действительного пролетписателя». Письмо М. Горького, его слова о «совести и хитрости» вызвали вопросы у литкружковцев, и они снова обратились к нему с просьбой разъяснить им, что он разумеет под «совестью»

В своем ответе он писал:
«Вы спрашиваете: «По каким признакам можно определить действительного пролетарского писателя?» Думаю, что таких признаков немного. К ним относится (прописные буквы и оцифровка мая — ЮГ):

-  активная НЕНАВИСТЬ писателя ко всему, что угнетает человека извне его, а также изнутри, всё, что МЕШАЕТ свободному развитию и росту способностей человека,
беспощадная НЕНАВИСТЬ к лентяям, паразитам, пошлякам, подхалимам и вообще к негодяям всех форм и сортов...

-  Уважение писателя к ЧЕЛОВЕКУ как источнику творческой энергии, создателю всех вещей, всех чудес на земле, как борцу против стихийных сил природы и создателю новой, «второй» природы, создаваемой трудами человека, его наукой и техникой для того, чтобы освободить его от бесполезной затраты его физических сил, — затраты, неизбежно глупой и циничной в условиях государства классового.

-  Поэтизация писателем КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА, цель которого — создание новых форм жизни, таких форм, которые совершенно исключают власть человека над человеком и бессмысленную эксплуатацию его сил.

-  Оценка писателем ЖЕНЩИНЫ не только как источника физиологического наслаждения, а как верного товарища и помощника в трудном деле жизни.


-  Отношение к ДЕТЯМ как к людям, перед которыми все мы ответственны за всё, что делаем.
-  Стремление писателя всячески повысить активное отношение читателей к жизни, ВНУШИТЬ им уверенность в их силе, в их способности победить и в самих себе и вне себя всё то, что препятствует людям понять и почувствовать великий смысл жизни, огромнейшее значение и радость труда.

Вот в краткой форме мой взгляд на писателя, который необходим трудовому миру.»
Он продолжил своё напутствие:

«Писатель должен твердо знать и помнить, что человек по натуре своей не «негодяй», а существо, испорченное отвратительной организацией классового государства, — ГОСУДАРСТВА, которое не может существовать не насилуя людей, не возбуждая в них зависти, жадности, злобы, лени, отвращения к подневольному и часто бессмысленному труду, стремления к лёгкой наживе, дешёвеньким и дрянненьким удовольствиям, к распутству, пьянству и всяким пакостям.

Вы, молодёжь, должны знать и помнить, что есть люди, которым выгодно и необходимо утверждать, что «НЕГОДЯЙСТВО» есть «врождённое», как говорят они, свойство человека, что оно коренится в его зоологических, звериных инстинктах, внушено и внушается «дьяволом», что все человеческие поступки — «выражение извечной борьбы дьявола с богом за обладание душою человека».

В основе этой проповеди скрыто стремление ограничить, убить волю человека к лучшей жизни, к свободе труда и творчества, стремление воспитать его рабом классового государства и общества; эта проповедь рассматривает человека только как сырой материал, как руду, из «как руду, из которой можно делать топоры, цепи, штыки, утюги — вообще орудия, инструменты.

Проповедники этого учения тоже «негодяи», то есть люди, негодные для честной, активной, трудовой жизни, люди, которые не могут да и не хотят представить себе жизни в иных формах, чем те, в которые жизнь цинически и унизительно для трудового народа заключена. Учение о «врождённых» или от внушений дьявола исходящих злых инстинктах очень легко опровергается тем фактом, что так называемые «дикари» — негритянские племена Африки или наши сибирские племена — якуты, буряты, тунгусы — в сущности, очень добрые люди, как это доказывается учёными этнографами.

Самое лучшее, до чего додумались наиболее совестливые или хитрые из этих проповедников, — «теория эволюции», медленного, постепенного развития форм общественной и государственной жизни.»

И М. Горький делает вывод о том что пролетарский писатель должен быть честным; он должен стать РЕВОЛЮЦИОНЕРОМ. Вот его слова: «если вы хотите быть честными людьми, вы должны быть революционерами.» (Том 24. Статьи, речи, приветствия 1907-1928).

Читаешь ответ писателя и думаешь: он писал и о наших днях...


***

В. П. СТАВСКИЙ: «О литературной молодёжи нашей страны».

С таким докладом на съезде писателей выступил В. П. СТАВСКИЙ [(настоящая фамилия Кирпичников; 1900—1943). С 1928 г. он был секретарём РАПП, один из организаторов первого съезда советских писателей. С 1936 г. после смерти М. Горького, он был избираю генеральным секретарем СП СССР. Главный редактор журнала «Новый мир» в 1937-1941 гг. Погиб на фронте]. Так сложилась его судьба.

 В своём докладе В. П. Ставский назвал цифру — более трех миллионов рабочих и крестьянских корреспондентов. Это литературное движение стало массовым.
В литературных группах и литкружках на фабриках и заводах, в совхозах, колхозах и МТС, а также в частях Красной армии и флота принимали участие тысячи человек. Литкружковцы в массе своей шли в литкружки, чтобы ближе узнать, глубже изучить художественную литературу, ознакомиться с историей и теорией литературы.
«Вместе с утверждением нового авторы активно разоблачают старое в лице классово-чуждых элементов, пробравшихся в ряды пролетариата. Образы кулацкой агентуры, рвачей и лодырей в книжках даже более ярки, чем портреты передовиков.
Он сообщил, что Оргкомитет организовал вечерний рабочий литературный университет, что создается заочный литературный университет при журнале «Литературная учеба». Он заявил, что Союз писателей возьмет на себя задачу умелого, чуткого руководства и помощи молодым, начинающим писателям. «На нх мы делаем ставку, в них наше будущее».

Из «Предисловия» М. Горького к «Сборнику пролетарских писателей»


В нем он писал:
«Литератор должен знать всё или по крайней мере возможно больше... Всякое искусство — сознательно и бессознательно — ставит себе целью разбудить в человеке те или иные чувства, воспитать в нём то или иное отношение к данному явлению жизни, — эту же цель вполне сознательно ставят пред собою сторонники так называемого «свободного искусства для искусства» — люди наиболее тенденциозные, несмотря на их отрицательное и враждебное отношение к тенденциям социальным.»
«Настоящее искусство возникает там, где между читателем и автором образуется сердечное доверие друг к другу. Дело писателя — излить в мир, на люди, всё, чем переполнено вместилище его впечатлений, называемое душою. И когда писатель «от души», как перед лучшим своим другом, говорит о радостях и горе нашей жизни, о дурном и хорошем, смешном и подлом её — он будет понят, будет признан читателем за друга своего.

Думаю, что сказанное достаточно ясно рисует трудность литературного дела, достаточно определённо указывает, как много нужно знать писателю, как много нужно ему думать.
Может быть, вам, товарищи, все эти мои рассуждения покажутся излишними на том основании, что они, по условиям жизни писателя-рабочего, неприменимы к нему?»
(Том 24. Статьи, речи, приветствия 1907-1928).

«Вы спрашиваете: «По каким признакам можно определить не буржуазного писателя?»

Думаю, что таких признаков немного. К ним относится (прописные буквы и оцифровка мая — ЮГ):

- активная НЕНАВИСТЬ писателя ко всему, что угнетает человека извне его, а также изнутри,

- всё, что МЕШАЕТ свободному развитию и росту способностей человека,

- беспощадная НЕНАВИСТЬ к лентяям, паразитам, пошлякам, подхалимам и вообще к негодяям всех форм и сортов...

- Уважение писателя к ЧЕЛОВЕКУ как источнику творческой энергии, создателю всех вещей, всех чудес на земле, как борцу против стихийных сил природы и создателю новой, «второй» природы, создаваемой трудами человека, его наукой и техникой для того, чтобы освободить его от бесполезной затраты его физических сил, — затраты, неизбежно глупой и циничной в условиях государства классового.

- Поэтизация писателем КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА, цель которого — создание новых форм жизни, таких форм, которые совершенно исключают власть человека над человеком и бессмысленную эксплуатацию его сил.

- Оценка писателем ЖЕНЩИНЫ не только как источника физиологического наслаждения, а как верного товарища и помощника в трудном деле жизни.

- Отношение к ДЕТЯМ как к людям, перед которыми все мы ответственны за всё, что делаем.

- Стремление писателя всячески повысить активное отношение читателей к жизни, ВНУШИТЬ им уверенность в их силе, в их способности победить и в самих себе и вне себя всё то, что препятствует людям понять и почувствовать великий смысл жизни, огромнейшее значение и радость труда. 

Литературная политика буржуазного государства проста.

На каждом отдельном этапе капиталистического развития реакционные круги буржуазии ставят свои литературно-политические требования и в зависимости от конкретных условий времени направляет литературу к разрешению основной задачи — подавления рабочего движения в своих странах и международного коммунистического движения на глобальном уровне.