Просвещенные и утончённые скобари...

Марина Яковлева
Скобарь, как известно, – коренной житель Псковской области.
 
В Википедии указано, что этот катойконим в новое время часто стал использоваться для характеристики невоспитанного провинциала, неприветливого, недоверчивого и жадного.

О происхождении слова «скобарь» существуют разные версии.

Я лично не один раз слышала в наших местах, что оттого-де псковичей стали именовать скобарями, что они будто бы скобы ковали для флота Петра I. Это, конечно, так называемая народная этимология в чистом виде.

В Википедии источником катойконима «скобарь» упоминаются какие-то скобяные изделия, по преданию, изготавливавшиеся нашими далёкими предками, а также некая СкопскАя волость – потому, мол, и скобари.

Вот последнюю версию стоит рассмотреть повнимательнее.

На мой взгляд, слово «скобарь», конечно же, восходит к топониму «Псков».

Для людей малограмотных и вовсе неграмотных, до советской культурной революции преимущественно населявших Псковскую губернию, не видевших писаного текста и усваивавших родной язык исключительно на слух, «Псков» легко превращался в «Скоп», а «псковскОй» – в «скопскОй». А уж от «скопскОго» до «скобаря» рукой подать.

Должна сказать, что скобари скобарями – со всем их неприятным характером, но в далёком прошлом у жителей Псковской земли была иная слава.

В XVI веке путешествовавший по Московии посол императора Священной Римской империи барон Сигизмунд фон Гербертштейн не обошел своим вниманием и псковичей. И в своих «Записках о Московии» написал о коренных жителях Псковской земли очень лестно.
 
«Область, или княжество этого города, в просторечии называется Псков или Обсков (последнее опять-таки указывает на сложность произношения – из-за скопления согласных звуков в начале слова – и правильного восприятия на слух топонима «Псков». – Прим. М.Я.). Некогда она была обширна и независима, но в конце концов в 1509 году по Рождестве Христовом Иоанн [Васильевич] (Иван III, дед Ивана IV Грозного. – Прим. М.Я.) захватил вследствие измены некоторых священников и обратил в рабство. Он увёз даже колокол, по звону которого собирался сенат (вече. – Прим. М.Я.) для устроения общественных дел; расселив самих (жителей) по другим местам, а на их место приведя московитов, Иоанн Васильевич полностью уничтожил свободу Пскова. В результате просвещенные и даже утонченные обычаи псковитян сменились обычаями московитов, во всех отношениях гораздо более порочными. Именно псковитяне при всяких сделках отличались такой честностью, искренностью и простодушием, что [не прибегая к какому бы то ни было многословию для обмана покупателя] говорили одно только слово, называя сам товар. Прибавлю также кстати, что псковитяне и до сего дня носят прически [не по русскому, а по польскому обычаю] на пробор».

Кстати, не только Герберштейн считал порочными обычаи московитов.

Того же мнения придерживался сто лет спустя и Адам Олеарий, современник русских царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, оставивший «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию». Олеарий считал москвичей хитрыми, лживыми, невежественными и грубыми.
 
И вот таким народом несколько раз замещались коренные псковитяне, обладавшие, согласно Герберштейну, нравами просвещенными и утонченными.
 
300 лучших семейств были выведены из Пскова не только в 1510 году, но и в 1615-м, по окончании Смуты.
 
А в 1695 году, по сообщению «Сокращенной Псковской летописи» митрополита Евгения (Е.А. Болховитинова), в «Пскове был самый сильный мор, от коего почти все коренные псковичи померли, а места их заселены уже переведенцами из других мест, и ими наполнен город».

 Так что, по всей видимости, к XVIII веку в Пскове не осталось никого из коренной местной знати.

Отчего так разнились нравы в Пскове и Москве?

Москвичи 300 лет очень тесно общались с татаро-монголами, вследствие всем известных событий. А восточные нравы, в том числе лживость и коварство, опять-таки ни для кого не секрет.
 
Мой однокурсник, после университета вернувшийся в Ташкент, в нулевых годах сетовал на то, что словам его соплеменников лучше не доверять. Восточные люди, писал он мне, коварны. То есть за минувшие столетия не изменилось ничего.

А Псковская земля не пережила татаро-монгольского ига. Податей ханам псковитяне не платили и их рабами не были. Потому и нравы здесь до XVI века, то есть до аннексии Псковской земли Москвой, были отнюдь не холуйские.
 
Московские же правители, вплоть до европеизатора Петра I, считали всё население своего государства своими холопами – в том числе и князей-рюриковичей. И наказывали бояр телесно. Плётками и палками.

Откуда же тут благородству, утончённости и просвещенности взяться…


На рисунке вверху - барон Сигизмунд фон Герберштейн