Разъяснения
Телефон сигналил. Мир увидел Бусова и и обрадовался. Они долго не встречались.
- Здравствуйте, Алан Ильич! Весь Мир слушает Вас! - улыбаясь, сказал он.
- Привет, весь Мир! Рад видеть и слышать! Когда нам удобно собраться? - спросил Учитель.
- Можно завтра! Точно знаю! - весело и быстро ответил Мир.
- Отлично! Передай всему Свету и двум умным, красивым девочкам, что завтра, на "стойбище", в 10.25! - рассмеялся Алан Ильич.
Ребята собрались точно в 10.25. Бусов подошел через пару секунд. Пунктуальность начала становиться их "визитной карточкой".
- Доброе утро, мои дорогие друзья! Рад видеть Вас! - Алан Ильич пожал всем руки.
- И мы рады! Мы уже соскучились! - загалдели все разом, радуясь встрече.
- Алан Ильич! Вы назвали это место "стойбищем". Перед последней нашей встречей так его назвал Мир. Вы тогда подошли через минуту и вряд ли могли услышать. Это совпадение? - Эра смотрела на Учителя..
- Я себе удивился, когда говорил с Миром и так назвал нашу беседку. Еще удивление вызвало, что Мир на "стойбище" не отреагировал, а это на него не похоже. Наверно, все же совпадение! - анализируя, ответил Бусов.
- Мы, все пятеро, живем в двух мирах. Нашем - родном и нашем - сказочном! - сказала Астра.
- Ты затронула очень важную и очень 0интересную тему. Мне представляется, что нам будет о чем поговорить. Но позднее. В самом деле, все люди одновременно живут во многих мирах. - Алан Ильич посмотрел на ребят.
- Значит, Вы согласны с Астрой? - спросил Свет. Он внимательно слушал всех.
- Разумеется! Сейчас поясню мысль и Вы мигом поймете и разовьете ее. Дома у каждого мама, папа, братья,сестры, бабушки и дедушки. Это Ваш привычный, понятный, семейный мир. Школа; одноклассники, учителя. Это школьный мир. После занятий многие из Вас торопятся на тренировки, в музыкальные школы, в разные кружки и студии. И это тоже миры. В каждом из них Вам хорошо и комфортно живется. Я понятно изложил? - спросил Учитель. Ребята кивали и смеялись.
- Мы все это знаем, но в такой парадигме не рассматривали. - высказался Мир. Он ждал реакции на удачно сказанное новомодное слово.
- Вот! И телевизор не нужен! А ты знаешь значение этого слова? - спросила Астра.
- Да! Нам нужна новая парадигма мышления взамен того, к чему мы привыкли. - непонятно объяснил Мир.
- Стоп! Мир щегольнул словечком, но сказал правильно! - вмешался Бусов. Посмотрел на ребят, улыбнулся и продолжил:
- Давайте разберемся, что означает дважды произнесенное слово. Как всегда приведу определение и пояснение. - предложил он.
{•"ПАРАДИГМА" - в философии означает набор концепций или шаблонов мышления, включая теории, методы исследования, постулаты и стандарты, в соответствии с которыми осуществляются последующие построения, обобщения и эксперименты"•}.
{•"К общепринятым парадигмам относятся образцовый метод принятия решений, модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количеством людей"•}.
- Мирунчик, не обижайся! Я не усомнилась, а удивилась. - сказала Астра. Мир улыбнулся и кивнул.
- Друзья! Мы отвлеклись! Пора в кафе! - Алан Ильич встал и повел ребят через дорогу.
Большое блюдо с пирожными и кофейники появились на столе, едва они уселись. Мир встал взя кофейник и налил кофе девочкам, Учителю, Свету и себе. Напиток источал приятный аромат. От пирожных также исходил дразнящий запах.
- Налетай! - весело скомандовал Алан Ильич и взял пирожное. Пиршество началось.
- Мы приступаем ко второму вопросу повестки? - спросила Эра.
- Разумеется! Мы отвлеклись немного, но сейчас можем начать. - подтвердил Учитель.
- Тогда я кратко изложу наше с Миром первое посещение мира "НАУКА"! - вызвался Свет. Он убедился, что все согласны и начал свой рассказ:
- Я появился на поляне через минуту после Мира, метрах в пяти-семи от него. Мы тут же познакомились и стали осматриваться. Вскоре стало понятно, что мы - участники решения старой задачи о "волке, козе и капусте". Решал задачу Лесник. Мы решили подойти и предложить помощь. Так мы познакомились с дядей Лешей. Он обрадовался и сказал, что мы можем помогать персонажам задач находить решения. - начал свой
рассказ Свет. Он запасся воздухом и продолжил"
- Рядом с нами приземлилась стая серых гусей. Вожак взобрался на бугорок и осмотрел окрестности. Прилетел Белый, домашний гусь. Он подошел к Вожаку и они поговорили. Удивительно, что мы понимали, о чем речь. Это были персонажи задачи о "стае гусей". Мы решили задачу и узнали, сколько гусей в стае. - он опять перевел дыхание.
- Позади нас взревел мотор бензопилы. Мы с Миром увидели двух Лесорубов. Они спилили еще два дерева и решили перекусить. Старший попросил младшего сходить за водой. Пока того не было он постелил кусок клеенки и придвинул несколько толстых чурок, чтобы сесть.У обоих на обед были лепешки. Не успели они приступить к трапезе, как появился третий персонаж. И мы начали решать задачу о "лепешках".Так мы познакомились со Степаном, Петром и Никифором. Потом дядя Леша повел нас к Самобранке. Она угостила нас пельменями и тортом и показала дверь. Мы вышли через нее и оказались в своих постелях, в руке у каждого была карточка "НАУКА".- Свет закончил свой рассказ.
- По-моему неплохой нарратив! - Свет был вполне доволен собой.
- Еще одно модное слово! - отметила Астра.
- Краткость - родная сестра твоего таланта! - похвалил Света Алан Ильич.
- А что такое "нарратив"? Свет щегольнул
модным словом, но не все знают значение! - задала вопрос Эра.
- Приведу определение. Все станет ясно! - Алан Ильич улыбнулся.
{•"НАРРАТИВ" - (англ. и фр. narrative; лат. narrare "рассказывать, излагать") - самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий"•}.
- С первым появлением в мире "НАУКА" все понятно. Мелкие подробности не нужны. Кто расскажет о втором посещении? - спросил Бусов.
- Я начну, а девочки продолжат и закончвт. - предложил Мир. Астра и Эра кивали в знак согласия. Он набрал воздуха и начал говорить.
- Карточки "НАУКА" просигналили и мы со Светом получили приглашение вновь посетить городок "Логика". Через некоторое время мы оказались на знакомой поляне. Прибыли оба одновременно. - обрисовал он обстановку.
- К нам шел человек высокого роста в красивой форме. Мы пошли навстречу и узнали дядю Лешу. Он стал Инспектором реки и Капитаном речного теплохода. Мы отправились на пристань, к кораблю. - вспоминал Мир.
- Неподалеку от пристани в тени двух деревьев стояла беседка. Похожая на наше "стойбище".- Мир пополнил запас воздуха и закончилил:
- Туда мы и вошли.. Капитан посмотрел на часы и через мгновение рядом с нами появились две очень красивые девочки. Они и продолжат рассказ. - передал слово Мир.
- Мы очутились в беседке рядом с двумя мальчиками и взрослым мужчиной в красивой форме. Понятно, что мы испугались и инстинктивно жались друг к дружке. Никого из присутствующих мы не знали. - Эра начала с того места, где остановился Мир.
- Мужчина в форме сказал, чтобы мы ничего не опасались а его называли "дядя Леша". Он предложил нам познакомиться и покинул беседку. - Дополнила Астра.
- Мы познакомились с мальчиками, успокоились и стали воспринимать происходящее. - Эра улыбнулась и посмотрела Алана Ильича.
- Мальчики коротко рассказали о своем первом появлении в мире "НАУКА". Это был настоящий креатив! Мы юыли восхищены ими. По примеру Учителя приведу определение. - рассмеялась Астра.
{•"КРЕАТИВ"- (англ. creative - "творческий") - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей"•}.
- Вернулся дядя Леша. На нас оказалась такая же, как у него, форма. Мы отправились на теплоход. Я буду говорить без подробностей. Мальчики показали большие познания в элементах реки. Это очень помогло Капитану. - рассказ продолжила Эра.
- Мы все узнали много интересного. На нас обрушился поток задач, загадок и математических фокусов. Мы познакомились с жителями мира "НАУКА". Первым, за дядей Лешей, был Степан. - Астра улыбнулась,посмотрела на Света и жестом предложила Эре продолжать.
- Вообще наше путешествие по реке на теплоходе, было самой настоящей феерией! Прииведу определение. - Эра лукаво улыбнулась Алану Ильичу.
{•"ФЕЕРИЯ"- (фр. f;erie, от f;e - "фея, волшебница") - жанр французского театра с фантастическим сюжетом, зрелищными визуальными эффектами и пышными декорациями"•}.
- Я продолжу. Маршрут наш заканчивался в Затоне. На предпоследней пристани на борт поднялся Петр. Мальчики познакомили нас с ним. - припоминала она.
- В Затоне степан и Петр отправились на судоремонтный завод и на теплоход не вернулись. - уточнила Астра.
- Мы все сошли на берег, чтобы прогуляться и посмотреть на красивый пейзаж. - Эра опять передала слово Астре.
- Теплоход развернулся и мы пошли "домой". На второй пристани взяли на борт Никифора. Так мы познакомились почти со всеми постоянными жителями мира "НАУКА".Последней в этой компании стала Самобранка. - Астра улыбнулась и посмотрела на Бусова.
- Никифор был единственным, разгадавшим загадку! Это было непросто! - напомнил Свет.
- А когда гуляли на берегу Затона, мы придумали восемь новых имен. Был настоящий креатив! - с гордостью сказал Мир.
- Ой! Правда! Спасибо! А я чуть не забыла! - воскликнула Астра. - Вы меня заинтриговали! Сейчас пополним запас "стимуляторов" и Вы загадаете мне эту загадку и поделитесь придуманными именами. - сказал, с удовольствием слушавший Бусов.
Через минуту появились пирожные и знакомые кофейники. Мир повторил процедуру и наделил присутствующих горячим кофе.
- Вот загадка: "Сначала на четырех, потом на двух, потом на трех." О ком или о чем это? - он посмотрел на Учителя. Бусов размышлял недолго.
- Как коротко и как емко! Вся жизнь человека и даже эволюция человека! Ползает- это на четырех. Ходит, бегает- это на двух. Ходит, опираясь на клюку, трость или посох - это на трех! - воскликнул Алан Ильич. Он был взволнован.
- И у Никифора была такая же реакция! - Эра тоже разволновалась.
- Мы, конечно, вернемся к этому вопросу! Он наш, философский и требующий внимания! Спасибо, друзья! Но перейдем к Вашим придумкам с именами. Кто докладчик? - Бусов смотрел на серьезные лица ребят.
- Я их просто перечислю. Если ошибусь или упущу что-то, поправите! Вот они: Светастра и Астрасвет; Мирэра и Эрамир; Мирастра и Астрамир; Светэра и Эрасвет; Астрэра и Эрастра; Мирисвет и Светимир! - выдала длинную серию Эра и рассмеялась.
- Ты ошиблась! Мы говорили, что имен восемь, а ты озвучила двенадцать! - Астра тоже рассмеялась и поцеловала подругу. Все тихонько аплодировали.
- Я в восторге! Мне кажется, что это готовые названия. У нас шесть кафе, а названий двенадцать. Придется построить еще шесть! - Алан Ильич говорил серьезно, а в глазах плясали чертики.
- Построить надо семь! Наш "Лучик" не правильно будет переименовать! - горячился Мир.
- Ты прав! Конечно, мы оставим всеми любимое название! Но имена, придуманные Вами обязательно используем! - не стал спорить Бусов.
- Алан Ильич! А есть ли смысл вспоминать наше путешествие в поезде? - спросила Астра.
- Пожалуй, как первые два, не надо. Но я чувствую некую недосказанность. Вы о чем-то не хотите рассказать. Настаивать не буду. Время придет, мы все узнаем! - ответил Учитель.
- У меня вопрос не по теме. Зачем мы тащили багажный вагон? - вступил Свет.
- Встретимся с дядей Лешей и спросим! - Астра рассмеялась.
- А я , мне кажется, поняла смысл всех трех путешествий или приглашений в мир "НАУКА". - эра волновалась.
- Говори, говори! мы спросим, если что-то непонятно будет! - подбодрил ее Мир.
- Я кратко. Первое путешествие было для знакомства. Пригласили двух мальчиков. Все жители мира "НАУКА" и мальчики познакомились и контакт, видимо, оправдал ожидания. - уверенно сформулировала Эра и посмотрела на Учителя.
- Второе путешествие предназначалось для проверки совместимости при взаимодействии. Поэтому к мальчикам добавили нас с Астрой и обрушили на нас шквал задач и загадок. Для интенсивного общения. Это тоже получилось. - все слушали, затаив дыхание. Воодушевленная Эра продолжила:
- Наконец третье путешествие. Оно довольно четко обозначило технологию взаимодействия мира "НАУАКА" и нашего, реального. Сейчас это называется "Тренд". Приведу определение:
ило
{•"ТРЕНД" - англицизм от "trend" (тенденция) - основное направление изменений в какой-либо сфере, определяемое влиянием общественных запросов, стилем жизни или экономическими процессами"•}.
- Поясню и все станет на место. Они (мир "НАУКА") находят недочеты, неточности в каком-то материале или его отсутствие. Своими силами доводят его до нужных параметров или близко к ним. - она восстановила дыхание и закончила:
- Затем приглашают консультантов из реального мира и нас. Наглядный пример: "Правила этикета". Все! Я устала говорить взрослыми словами! - завершила Эра. Все встали и хлопали ей, как артистке.
- Эра так все упорядочила, что и добавить нечего! А вот выводы сделать можно и нужно! - сказал Алан Ильич.
- Одно уточнение. Мы со Светом посетили мир :"НАУКА" еще до нашей Эры! - сообщил Мир. Все рассмеялись.
- Пора рассказать о том, что произошло в поезде. Нам казалось тогда, что это не связано с темой нашего путешествия. - сказал Свет. Он вздохнул и поведал:
- Когда мы ехали от Степагора к Петриклу, исчезли девочки. Не было их минут пятнадцать. Потом появились, как ни в чем ни бывало. Но об этом "фокусе" ничего не помнят. На пути от Петрикла к Никифоклу исчезли мы с Миром. Точно так же. Появились через четверть часа и ничего не помним.. Это факты. - Свет посмотрел на Учителя.
- Алан Ильич стал пятым приглашенным. Таким образом составы "команд" уравнялись в количестве участников. Играть стали "пять на пять"! - отметила Астра. - дядя Леша и три философа - это четверо вообще-то. - сказал Бусов.
- А Самобранка?! - рассмеялась Астра.
- Вы удивительные молодцы! Горжусь Вами! Ничего не упустили! - воскликнул Алан ильич. И продолжил:
- Резюмирую. Ваши исчезновения - это сигнал нам. Что он означает, узнаем, когда к Вам вернется память. Сейчас, видимо, идет подготовка нового проекта. Команды менять не будут. Значит, ждем! - Учитель пожал всем руки.
- Мы выполнили второй пункт повестки, Когда обсудим третий? - спросил Мир.
- Еслли нет возражений, то завтра! Режим тот же! - предложил Бусов. Все направились к выходу.
Все собрались одновременно. Алан Ильич был в темно-сером костюме. Белую рубашку украшал бордовый галстук. Ребята были в обычной одежде. После приветствий Учитель жестом пригласил сесть
- У меня есть повод быть нарядным! Пожалуй и не один! Сейчас уладим вопрос, покинем наше "стойбище" и пойдем на наше "сидьбище". - сказал Учитель, улыбаясь. Он встал и посмотрел на ребят.
- Мы познакомились после того, как Вы побывали в сказочном мире. Я об этом ничего не знал. И поначалу понять не мог Вашей реакции на пирожные в "Лучике". Особенно после моего рассказа о том, как мы с Денисом научились старые рецепты использовать в наши дни. - он посмотрел в устремленные на него глаза и продолжил свою речь:
- Только после того, как я сам побывал в мире "НАУКА", мне стало все ясно. - Бусов вздохнул и рассмеялся.
- Вы заподозрили неладное, сравнив вкус наших пирожных со вкусом тех, которыми Вас угощала Самобранка и … сделали вывод. Вы решили, что неведомо как, но мы добыли рецепт Самобранки. То есть мы с Денисом обычные жулики. Если не сказать жестче! - он опять рассмеялся.
- Понял я , что это Вас тяготило. Тем более, что я вел себя вполне обычно. Заканчиваю! На самом деле все наоборот! Наши рецепты были переданы Самобранке. По взаимовыгодному договору. Вот такая история! - Алан Ильич развел руками.
- Мы ни минуты не подозревали Вас с Денисом в воровстве! Мы предположили, что Вам подсунули эти рецепты. Возможно, с целью последующего шантажа. - сказала Эра.
- А сейчас понятно, как они попали в сказочный мир! И никакого детектива! - театрально посетовала Астра.
- Я рад, что мы разобрались с этим! Идемте в кафе! - пригласил Учитель.
Все уселись, как всегда. Официантка принесла блюдо с пирожными и кувшин с морсом. Впервые со дня знакомства с "Лучиком".
- Не удивляйтесь! Нас ждет сюрприз! - предупредил Алан Ильич.
Ребята ели пирожные и пили чудесный напиток. Морс был со вкусами и апельсина, и лимона, и клубники. И поражал удивительным ароматом. Всем очень понравилось.
Сочетание пирожных и морса было прекрасным. Блюдо опустело и кувшин тоже был пуст. Официантка принесла красивую посудину, напоминающую кастрюлю. Следом появились вазочки для мороженого и ложечки.
- Это первое мороженое в нашем "Лучике" и мы сейчас его будем пробовать. Первыми! - торжественно произнес Алан Ильич. Он наполнил свою вазочку и напомнил:
- Кавалеры! Поухаживайте за дамами! Себя не забудьте! - Учитель был в прекрасном настроении.
Мороженое было превосходным! Как все в кафе. Бусов с удовольствием потчевал ребят и улыбался. Он встал и начал говорить.
- Историю приобретения старых и старинных рецептов, Вы знаете. Я ее продолжу. Когда мы с Денисом научились делать самые прекрасные торты, то уперлись в финансовый вопрос: чтобы открыть свое дело нужны огромные деньги.
Попытки найти спонсоров или инвесторов не удались. Мы были в отчаянии. Но однажды прибежал Денис. Он с трудом отдышался и рассказал, что к нему обратился представитель сказочного мира "НАУКА". Это было почти три года назад… И было так:
- Здравствуйте, Денис Никитич! Меня зовут Данко. Я уполномочен сделать Вам деловое предложение! Пожалуйста, уделите мне время и мы обсудим, как разрешить Ваши проблемы! Вы ничем не рискуете. А такого шанса, еще раз, может не представиться! - обратился к Денису незнакомец.
Это был среднего роста мужчина лет тридцати. Симпатичное лицо и приятный баритон сразу располагали к нему. Карие глаза смотрели спокойно и внимательно.
- Здравствуйте, Данко! Вы правы! Мы с моим другом и компаньоном Аланом, к сожалению, ничем не рискуем! Посему я готов сейчас же выслушать Вас. - ответил Денис. Он немного волновался.
- Я представляю интересы мира "НАУКА". Наш мир - сказочный! Я не оговорился и это не метафора! Так где нам удобно потолковать? - улыбнулся Данко.
- Поедем ко мне домой и за чашкой кофе спокойно поговорим. - предложил Денис.
- А к кофе будет Ваш чудесный торт? - спросил Данко, широко улыбаясь.
- Непременно! Через полчаса и отведаете! Моя машина на стоянке. Идемте! - пригласил Денис.
- Минуточку! Я должен это делать! Вы со скепсисом отнеслись к слову и самому понятию сказочный".
Чтобы развеять Ваши сомнения, мне разрешено однократное применение волшебства.
Пожалуйста, придумайте, мне задание, чтобы убедились лично. Все, что угодно, но без фанатизма! - попросил Данко.
- Но я верю Вам! - воскликнул Денис.
- Спасибо! Главное, чтобы Вы на деле поверили в существование волшебства и колдовства! - настаивал Данко.
- Хорошо! Пусть мой кошелек окажется в машине! Скоро проверим! - Денис достал кошелек, вынул "права" и оставил его на ладони. Кошелек исчез! Данко рассмеялся.
- Можем идти; - он весело смотрел на Дениса.
Вишневая "девятка" стояла недалеко от выезда со стоянки. Данеко открыл правую дверь, Денис уселся за руль. Он вставил ключ в замок зажигания,
- Минуточку! А как же кошелек? - мягко напомнил Данко.
- Ах да! Задумался! - Денис немного растерянно оглядел салон. Потом быстро открыл "бардачок". Кошелек лежал там!
Денис взял его, вернул "права" на место и сунул вернувшийся кошелек в карман. Потом завел мотор и тронул машину с места. Но разу же остановил и выскочил наружу. Он с удивлением осматривал машину. Она стала светло-зеленой! Денис вернулся за руль.
- Ваша проделка?! - зная ответ, все же спросил он.
- Когда приедем, станет по-прежнему! - сказал улыбающийся Данко. Вышли они из вернувшей вой цсвет машины.
- Пойдемте на кухню! Я буду варить кофе, а Вы распакуете торт. - пригласил Денис.
- Фокус с машиной, надеюсь, не обидел Вас?
- спросил Данко и снял с коробки с тортом крышку.
- Я верю Вам, но к волшебствам еще не привык! - ответил Денис и разлил кофе. Потом отрезал внушительный кусок торта и положил на тарелку Данко.
- Вот оно, истинное волшебство! - воскликнул Данко, съев кусочек торта и сделал несколько глотков кофе. Денис налил ему еще чашку. Данко благодарно кивнул.
- Съешьте еще кусочек! - предложил гостю радушный хозяин.
- Спасибо, не откажусь! Но сначала расскажу о сказочном мире! - сказал Данко. Он сделал глоток кофе и стал рассказывать:
- Сказочный Мир "НАУКА", сокращенно - СМН, был создан Могущественным Межзвездным Центром, сокращенно ММЦ, несколько лет назад.
Назначение СМН - популяризация знаний, различных наук, нетривиальными, креативными методами.
Своей территории у СМН нет. Для реализации проектов подбираются подходящие места. Как при натурных съемках для кино. Декорации тоже иногда используются.
У Руководителей СМН есть возможность применять волшебство. Но, по-моему, не совсем безгранично.
За развитие СМН и реализацию проектов, отвечают органы управления различных уровней. ММЦ не вмешивается.
В СМН есть постоянные жители. Но с ними мне не все понятно, Я выполняю разовые поручения. Мне выплачивают гонорары. Как в газетах и журналах. - закончил Данко.
- Спасибо! Информацией снабдили! - Денис обрадовался и положил кусок торта на опустевшую тарелку гостя.
- А теперь о деле! - оторвался Данко от торта. Хозяин налил ему чашку свежесваренного кофе.
- Слушаю Вас внимательно! - улыбнулся Денис.
- Как Вы поняли, СМН переходит на хозрасчет и самообеспечение. Извините за тяжеловесные термины! Такова реальность! - сказал Данко.
- Проще говоря, потребовались деньги! - понял
Денис.
- Да! Было решено создать и развить сеть кафе-кондитерских. А поскольку Вы и Ваш друг Алан - самые лучшие специалисты, предложить Вам обоим возглавить это. - четко произнес Данко.
- Заманчиво, очень заманчиво! Но это огромное количество проблем! И решить их очень непросто! - предупредил Денис.
- Разумеется! Но от Вас требуется только принципиальное согласие. Тогда будут и "Договор", и, через некоторое время, празднование открытия первого кафе! - объяснил и успокоил Данко.
- Считайте, что договорились! - согласился Денис. Они пожали руки друг другу. Потом поехали к машине анко.
- Так появился наш "Лучик"! - Учитель улыбнулся и посмотрел на ребят.
- Алан Ильич! Это получается, что Мир "НАУКА" Ваша "крыша"? - спросил Свет.
- В хорошем смысле! Но это очень полезная и добрая "крыша"! - рассмеялся Бусов.
- Мы рады, что все вопросы обсудили! - Астра встала со счастливрй улыбкой на лице и в глазах.
- Как только память вернется к Вам, мы немедленно соберемся. А в "Лучик" можете ходить, когда хотите! - все направились к выходу.