Судьба генерала Потапова

Леонард Позолотин
Генерал-майор танковых войск Михаил Иванович Потапов. Родился в 1902 в деревне под Москвой. В Красной Армии с 1919 года. В 1922 году командир взвода, двумя годами позже командир роты. 1926-1931 начальник штаба стрелкового полка. 1931-1936 Военная академия моторизации и механизации РККА. в Москве. 1936-1938 командир танкового полка. 1938-1940 командир танковой бригады. В 1940 генерал-майор, командир стрелкового корпуса (Львов). Весной 1941 командующий 5 армии.
Вклад в дело общей Победы генерала Потапова и вверенной ему 5-й армии трудно переоценить – историки не исключают, что именно её стойкая оборона предотвратила падение Москвы осенью 1941 года.
21 августа 1941 года Гитлер издаёт приказ, в котором трижды (!) повторяет мысль о необходимости уничтожения 5-й армии. Но главное, что он впервые готов выделить для выполнения этой задачи «столько дивизий, сколько необходимо». Наряду с успехом операции по блокированию Ленинграда разгром армии Потапова фюрер причисляет к предпосылкам для успешного наступления «против группы войск Тимошенко», то есть Западного фронта. Получается, что путь на Москву, по мысли Гитлера, лежал через поверженную 5-ю армию.

21 сентября сводный отряд из остатков штабов фронта и 5-й армии дал последнее сражение врагу. Потапов был контужен и потерял сознание. В горячке боя генерала приняли за убитого и наскоро «похоронили», закидав телами погибших.
Документы Потапова передали Кириллу Семёновичу Москаленко, будущему маршалу, а тогда командиру 15-го стрелкового корпуса 5-й армии. "Я буквально рыдал, когда мне передали документы нашего командарма. Я не знал вообще, что с нами теперь будет, раз погиб Михаил Иванович".

Спустя трое суток Потапова обнаружили немцы. Началось испытание пленом. В фашистских концлагерях пути Михаила Ивановича пересекались с генералами М. Лукиным и И. Музыченко, старшим лейтенантом Я. Джугашвили, руководителями обороны Брестской крепости майором П. Гавриловым и капитаном И. Зубачёвым. В 1992 году были обнародованы отчёты и стенограммы допросов Потапова, который на вопрос о том, «готов ли русский народ вести войну в случае, если армия отступит до Урала», ответил: «Да, он будет оставаться в состоянии моральной обороны, а Красная Армия будет продолжать сопротивление». Немецкие следователи так оценили поведение генерала Красной армии: «в качестве пленного держался с достоинством», «по вопросам стратегического свойства ссылался на свою неосведомлённость», «на вопросы, касающиеся его будущего, отвечал сдержанно». Ещё немцы охарактеризовали Потапова как «русского националиста»,
С сентября 1941 по апрель 1945 года находился в плену, где держался мужественно и с достоинством. Его будет допрашивать Гудериан. Потом лагеря Хаммельсбург, Гогельштейн, Вайсенбург, Моозбур. В одном из лагерей Потапов будет сидеть в одной камере со старшим лейтенантом Яковом Джугашвили и делить с ним свою генеральскую пайку.

После освобождения из плена и семимесячной проверки в фильтрационном лагере его направили на двухгодичные Высшие курсы при Академии Генерального штаба, а затем назначили помощником командующего Забайкальским военным округом. Михаил Иванович написал заявление о восстановлении в партии. И снова на помощь пришёл Жуков, который дал давнему соратнику следующую рекомендацию: : «…Что касается командирских качеств, то товарищ Потапов был лучшим командармом, а части и соединения, которыми он командовал, всегда были ведущими. В пограничном сражении 5-я армия дралась с исключительным упорством и доблестью. Отходя под воздействием превосходящих сил противника, она неоднократно контратаковала и наносила поражения немцам. Товарищ Потапов армией управлял блестяще. Ещё скажу, что он был большой души человек, которого любили все подчинённые за его доброжелательность и понимание».

Сталин высоко оценил мужество, стойкость и отвагу Потапова, который был восстановлен на военной службе без какого-либо поражения в правах и продолжал расти по службе. В 1947 году он окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба. В 1954 году принимал активное участие в учениях по применению атомного оружия, проводившихся на Тоцком полигоне.
С августа 1954 по апрель 1958 — командующий 5-й армией на Дальнем Востоке. В 1958—1965 годах был первым заместителем командующего войсками Одесского военного округа. В 1961 году присвоено звание генерал-полковника.
Умер 26 января 1965 года.

Место Михаила Ивановича Потапова в своеобразной иерархии военачальников Великой Отечественной, выстроенной в послевоенное время, явно не соответствует его полководческому таланту и вкладу в Победу.
Высокую оценку его полководческому таланту дали в послевоенных воспоминаниях и советские маршалы И.Х. Баграмян, И.И. Якубовский, и бывшие противники – Гудериан, Кейтель, Гальдер. Надо заметить, что 5-я армия стала настоящей кузницей кадров – из нее вышли такие признанные полководцы, как М.Е. Катуков, К.С. Москаленко, К.К. Рокоссовский, И.И. Федюнинский. Все они высоко оценивали заслуги своего бывшего командира. Еще при жизни Потапова в СССР была издана книги А.Филиппи «Припятская проблема», где была подробно исследована роль 5-й армии в срыве блицкрига.
Имя генерала Потапова за, минувшие годы после победного мая 45-го не стало достоянием широкой общественности. Так, на сегодняшний день память Михаила Ивановича увековечена только на Украине, где его именем названы улицы в Киеве и Житомире. Надолго ли? Думается, что юбилей Великой Победы – достойный повод для россиян по достоинству отметить заслуги замечательного полководца и патриота.
https://www.stoletie.ru/ww2/faktor_potapova_709.htm


Жена полководца
Марианна Федоровна Модорова, дочь известного художника Федора Модорова. В 1942 году 18-летняя Марианна Модорова работала техническим секретарем в приемной  ЦК Компартии Белоруссии, находившемся в Москве. Это был главный штаб партизанского движения. После войны Марианна закончила Щукинское училище, получила актёрское образование. В 1947-м , сорокалетний вдовец генерал Михаил Потапов., женился на молодой актрисе Марианне Модоровой, родился сын. Марианна Федоровна разделяла дальнейшую судьбу Михаила Ивановича. Марианна следовала за мужем по всей стране, работала в Уссурийске, в Одесской филармонии, в Москве несколько лет трудилась в Театре киноактёра.
В Одессе, на доме № 35/37 по улице Ленина (Ришельевской), где проживал генерал Потапов, была установлена мемориальная доска в его честь.

Из воспоминаний Марианны Федоровны Потаповой-Модоровой
 о своём муже, бывшем командующем войсками 5-й армии генерал-полковнике М.И. Потапове:
"С Михаилом Ивановичем мы познакомились уже после войны, когда он вернулся из плена. Чем он меня покорил? У него было одно невероятное достоинство - колоссальное чувство юмора. С ним не надо было задумываться.
Михаил Иванович был в нескольких лагерях, в том числе в Хаммельбурге. Он был вместе с М.Лукиным, И. Музыченко, С. Вишневским, П. Абрамидзе, которые тоже отказались сотрудничать - и с немцами отказались, и с Власовым.
Начальник их отсека, подполковник СС Отто, фамилию не знаю, поехал к американцам, в армию Патона, с белым флагом, и сообщил, что он комендант генеральского лагеря. Американцы приехали в лагерь и перевезли всех пленных к себе. Это было 22 апреля. Уважение пленникам было оказано колоссальное! Потому что это были люди, которые приняли на себя и выдержали первые удары войны. Американцы это очень высоко ценили.
Американцы невероятно торжественно приняли бывших пленных, затем, посадили их в самолет и отправили в Париж, к де Голлю. В распоряжение Генерального штаба Франции. Французы встретили наших тоже великолепно. День Победы они встречали вместе с де Голлем...
Французы их великолепно одели, сшили им гражданские пальто, элегантные, темно-синие, из мягкого материала. И они целый месяц жили во Франции в любви и почёте. Потом, наконец, после дня Победы, всех перевезли в Москву. Муж мой терпеть не мог об этом рассказывать. Вообще, он не любил вспоминать целый ряд вещей. А Лукин пишет в своих воспоминаниях, что-они-то думали, что летят домой, а прилетели… На аэродроме - никого, кроме охраны. Пересадили в другой самолёт и отправили дальше...
Потом их переправили в Подмосковье, в Голицыно, и стали проверять - не изменил ли кто Родине?
Михаила Ивановича проверяли семь месяцев. Михаил Иванович, потому что искренне считал Якова порядочным человеком. Они ведь не только в одном лагере сидели, но и в одной камере. Яков, до этого, был в каком-то другом лагере, и говорят, что он там погиб. Ничего подобного, он тогда не погиб. У него там были какие-то неприятности с англичанами. Его вылечили и направили в Хаммельбург, в генеральский отсек, под начало этого самого Отто. И что интересно, у всех пленных было по одному номеру, а у Якова было два, и спереди, и сзади. Когда его перевели в Хаммельбург, Якова мучил голод, и пленные, чтобы его поддержать, делились с ним своими пайками. В марте 1945-го немцы забрали сына Сталина, и больше о нем никто ничего не слышал. ..

...Михаила Ивановича проверяли семь месяцев. Его делом занимался непосредственно Абакумов. Ну, хуже чем эта личность, Михаил Иванович в жизни своей человека не встречал. Самое подлое, что Абакумов и его подручные заставляли моего мужа сказать гнусные слова о сыне Сталина Якове Джугашвили. Вынуждали дать на него ложные показания Этого Михаил Иванович не сделал, потому что искренне считал Якова порядочным человеком. Они ведь не только в одном лагере сидели, но и в одной камере. Михаил Иванович никогда не отзывался о Якове плохо, он считал его порядочным человеком.

Когда Потапов вернулся из плена, Жуков встретил его словами: "Ты мой Михаил-Архангел!". Не знаю, почему он так сказал. Но думаю потому, что Михаил-Архангел первый вступил в борьбу с силами Тьмы. А Георгий-Победоносец их победил!..".
Михаил Иванович был на всех этих идиотских испытаниях (испытаниях ядерного оружия - авт.), вместе с Жуковым, на которых он и облучился. Мог бы ещё жить и жить… А потом его ещё и в больнице облучили, думали, что у него рак лёгких… Потом уже сказали, что человека перенёсшего радиацию облучать было нельзя. Но и рака, как потом оказалось, не было. А это, когда он в яме валялся, в 41-м, у него произошло какое-то известкование… Была у него опухоль на руке, тоже с войны. В рукопашном бою, когда они пошли в штыковую атаку, чтобы вырваться из окружения, его сильно ударили по руке… Он бы ещё сто лет с этим всем жил. Нельзя было облучать. Как мне потом сказал Климент Ефремович Ворошилов: "Сожгли тебе мужика-то!"…
Кто угодно, но Жуков по отношению к Потапову всегда был порядочным. И когда, я позвонила его жене, Александре Авдеевне, что Михаила Ивановича не стало, она так плакала. "Ой, Миша, Миша, он же был самым молодым…".
В 1965 году, после смерти мужа, Марианна Фёдоровна вернулась в Москву. Ей помог маршал Малиновский в то время министр обороны СССР.

Использованы материалы:
-Интернет-газета. «Столетие» - информационно - аналитическое издание фонда исторической перспективы
История Второй мировой: факты и интерпретации
 «Фактор Потапова» Генерал, которого противник оценил выше, чем своё командование
Максим Зарезин
https://www.stoletie.ru/ww2/faktor_potapova_709.htm
https://topwar.ru/71653-faktor-potapova.html

Судьбы полководцев РККА, оказавшихся в немецком плену.

В годы Второй мировой войны попали в плен более 80 советских генералов, комбригов, бригадных комиссаров. Генералы содержались в лагерях Хаммельсбург, Гогельштейн, Вайсенбург, Моозбур
Генерал-лейтенант Дмитрий Карбышев, посмертно ставший Героем Советского Союза, и еще 45 советских военнопленных в звании генерала и приравненных к нему званиях в плену, погибли: были замучены, казнены, умерли от ран и болезней, расстались c жизнью при других обстоятельствах
Пятерым из плена удалось бежать. Имена этих отчаянных людей известны, пусть и не столь широко, как того заслуживают: С.Я. Огурцов, И.И. Алексеев, И.А. Ласкин, П.В. Сысоев, П.Г. Цирульников.
Оставшиеся в живых 37 генералов были возвращены в СССР. Согласно рассекреченным недавно документам, уже 26 мая 1945 года оперативники Главного управления "Смерш" под видом сотрудников уполномоченного СНК СССР по репатриации переправили из Парижа в Москву на двух самолётах 29 генералов Красной армии, трех комбригов и одного бригадного врача, находившихся в немецком плену.
Из побывавших в плену и выживших генералов после тщательных проверок оправдают и восстановят в правах двадцать пять. На высоких должностях продолжат службу и поднимутся по карьерной лестнице генерал-майор Михаил Потапов и генерал-лейтенант Иван Музыченко.

Были и другие судьбы.
 Командующий 28-й армией Резервного фронта генерал-лейтенант Владимир Качалов погибнет в танке при выходе из окружения южнее Смоленска в начале августа 1941-го. Уже мёртвым будет захвачен вместе с личными документами и объявлен немецкой пропагандой добровольно сдавшимся в плен. На той стороне состряпают фальшивую листовку, а в Главпуре РККА под началом Льва Мехлиса без должной проверки составят и отдадут на подпись Сталину вердикт: считать изменником и предателем.

В приказе Ставки Верховного Главнокомандования Красной армии N 270 от 16 августа 1941 года командующий 28-й армией генерал-лейтенант В.Я. Качалов, а вместе с ним командующий 12-й армией генерал-майор П.Г. Понеделин и командир 13-го стрелкового корпуса генерал-майор Н.К. Кириллов, попавшие в окружение под Уманью и 7 августа 1941 года и пленённые, названы трусами, дезертирующими к врагу. Согласно тому же приказу, были репрессированы их близкие - как "члены семьи изменника Родины". Генералы Понеделин и Кириллов, в отношении которых вынесли и привели в исполнение смертные приговоры, реабилитированы, как и генерал Качалов, только после смерти Сталина. Снять клеймо предателя с генерал-лейтенанта Владимира Качалова, перезахоронить останки и восстановить в правах семью решатся только после смерти Сталина.

Двенадцать генералов, комбригов и один бригадный комиссар, по данным НКВД и "Смерш", активно сотрудничали с врагом, за что понесли суровую кару.
Андрея Власова и его сторонников, в том числе - генералов Ф.Н. Трухина, В.Ф. Малышкина, И.А. Благовещенского и бригадного комиссара Г.Н. Жиленкова, изменивших Родине, в один день - 1 августа 1946 года - по решению Военной коллегии Верховного Суда СССР повесят во внутреннем дворе Бутырской тюрьмы

Дмитрию Карбышеву и тем, кто рядом с ним прошёл по немецким лагерям и тюрьмам, принадлежит негласный свод правил поведения советских бойцов и командиров в фашистском плену. По существу - Устав военнопленного. Вот основные положения, как их донесли до нас уцелевшие узники.
• Организованность и сплочённость в любых условиях плена.
• Взаимопомощь. В первую очередь помогать больным и раненым товарищам.
• Ни в чём не унижать своего достоинства перед лицом врага.
• Заставить фашистов уважать единство военнопленных.
• Оставаться верными воинской присяге и своей Родине.

P.S.
Из 80 командиров:
•3 человека, чья судьба не выяснена;
•5 человек бежавших из плена;
•28 человек погибших в плену;
•22 человека, восстановленные в правах после освобождения из плена;
•22 человек, которые были арестованы и осуждены
•13 — расстреляны на основании приказа Ставки № 270 от 16 августа 1941 года.
• 2 — умерли в заключении.
•2 — после заключения восстановлены в правах).