Роман Камень одиночества Глава 37. Город

Татьяна Соснина
Мой первый взгляд на этот город, словно, сквозь зелёное бутылочное стекло. Мы прилетели в конце марта, когда в Омске ещё лежал снег и стоял крепкий мартовский мороз. А здесь снега не было совсем! Этот необыкновенный зелёный свет шёл от крошечных листочков, которые появились на маленьких вязах. Ветки вязов переплетались, образуя тунель, и сквозь зелёные кружева всё казалось зелёным, даже небо.
В городе многое было новым, необычным для нас: цвет домов и сами дома. Кирпичи в домах  не красные и маленькие, а большие и кремовые. Рядом с городом нашли залежи белого ракушечника, сделали карьер, распиливали ракушечник на блоки и увозили готовые кирпичи на стройку. Дома возводили быстро по проекту архитекторов из Ленинграда. Главным архитектором Татьяной Фроловой чётко соблюдалась микрорайонная система: дома разной этажности стояли так, чтобы загораживать строения от песчаных бурь и сильных ветров. В домах не было подъездов, было два общих входа, которые вели на общие балконы (галереи). На галереях находились входные двери квартир и окна кухни каждой квартиры. А окна комнат выходили на индивидуальный балкон - лоджию. Получался круг и постоянный сквозняк. В сорокоградусную жару летом, благодаря такой постройке, в домах можно было дышать, воздух циркулировал свободно по всей квартире.
Обратили внимание - нет мусорных баков. Куда же выбрасывать мусор? В девятиэтажных домах был мусоропровод, в пятиэтажных домах мусоропровод отсутствовал. Но два раза в день : утром и вечером, в каждый двор приезжала машина, которая собирала мусор, звонил колокольчик, и жители подходили к машине, вытряхивали вёдра в люк мусоросборщика.
И это было в 1968 году, даже не в столице, а в маленьком городе, в Казахстане. Город был младше меня, светлый, наполненный морским ветром город был построен на берегу прекрасной бухты. Белые ноздреватые скалы очень напоминали ореховую халву, у подножия белых скал вздымал свои зелёные волны Каспий.Каспий - самое загадочное море на свете! На низком берегу Каспия дома закладывались таким образом, чтобы он был виден из любого окна. На скалистом берегу дома стояли на бетонных сваях ("ножках"), на одном из домов на "ножках" был построен мощный маяк. Маяк освещал ночью всю бухту, помогая найти дорогу в порт кораблям.
Я спросила маму: " А зачем  эти "ножки" одиннадцатиэтажным домам? Они и так высокие." "Эти сваи делают дома более устойчивыми к землетрясениям", - ответила мама, чем очень меня удивила. "Какие землетрясения здесь могут быть?! Кругом такая красота!" - не верилось мне.
Я продолжу открывать тайны и сокровища этого полуострова и удивительного города, попав по воле случая сюда, я оставлю здесь своё сердце. Многие, попадая в этот город будущего, оставались в нём, некоторые возвращались, привозили с собой любимых и друзей. Город их не отпускал! Уезжали учиться, переезжали в другие города, но обязательно возвращались. Привозили жён, мужей, детей, а потом - внуков. И всем там находилось место, было уютно и хорошо.
Мне столько раз снилось, как я подлетаю и вижу: синюю полоску моря, выделанную белым солнцем пустыни, землю, аккуратные коробочки кремовых и серых домов. Моё сердце каждый раз сжималось от счастья! Много раз подлетала к нему наяву. С подругой, мужем, с дочкой. В один из прилётов в аэропорту встретила одноклассника, уже деда, он был с внуком и женой. Прилетал показать им город своего детства.
Однажды, в Шереметьево, когда опять вылетала навстречу к любимому городу, подслушала разговор в зале ожидания. Говорил мужчина лет сорока, мужчина был в окружении друзей и родных: "А на родине сейчас хорошо. Не жарко, тридцать восемь градусов в тени. И водичка в море тёплая - плюс одиннадцать. Красота!" Я долго смеялась его словам, только тот , кто жил там, может понять его юмор. Только тот, кто родился там - может знать тайны Каспийского моря! Когда на суше царит  страшный зной , а вода в Каспии - ледяная.Я никогда не соглашусь с выводами учёных, что Каспий - озеро, что у него нет связи с океаном! Но откуда появляются ледяные ключи, которые бьют из дна морского?! А остров Тюлений?! На нём живут самые настоящие тюлени и рождают прелестных беленьких малышей. Есть связь с Ледовитым океаном!
И куда уходит вода из моря?! А потом через несколько лет возвращается!Один раз Каспий сильно обмелел, стали искать причину. Решили, что вода из моря вытекает водопадом в залив Карабогазгол.Там скапливаются большие залежи  морской соли. Залив перекрыли, погубили, а Каспий вырвался с жутким штормом, затопил все низкие берега и базы отдыха на побережье. У природы нет ничего случайного и ненужного, как и в человеке.
После шторма Каспий успокаивается, вода становится тёплой, приятной. Люди купаются и днём, и вечером, даже ночью! Я плавала и в ледяной его воде, ныряла с пирса, вода обжигала кожу до красных пупырышков . Долго в холодной воде не поплаваешь, поднимаешься снова в жару, в миражи. Солёная вода излечила меня от всяких ангин и простуд. Бывало, ныряешь целый день, хлебнёшь горько - солёной водицы, промоешь невзначай и нос, и горло. А потом бредёшь по раскалённому асфальту босяком домой, без всяких сил. Какая тут ангина?! Никакой ангины!
Да! На родине сейчас хорошо! Ты прав, мой земляк! Я тебя понимаю