Дом музей Вилла Надежда

Анна Алексеевна Золотовская
Дом – музей  «Вилла «Надежда».
(из серии заметок «И снова в горы «Заметки отдыхающей пенсионерки, 10).

Весна в этом году в Сочи была холодной.
Дожди и туманы, штормовые ветра…
Наконец-то в конце апреля  выдались ясные,  теплые выходные дни.  И мы решили побывать в Сочинском парке  «Дендрарий».

Три года не были здесь. Последний раз были зимой, в феврале.
Тогда нам не удалось побывать в  Доме-музее 
С.Н. Худекова.   Не помню, по какой причине музей тогда не работал.  И нынешняя поездка наша имела главную цель – побывать на знаменитой вилле «Надежда», то есть в Доме-музее семьи Худековых.

И вот мы стоим у подножия горы парка-дендрария, на площадке начала высокой каменной лестницы, обрамлённой высокими кипарисами и раскидистыми пальмами.
А на самом верху горы заманчиво белеет элегантное светлое строение.  Это и есть вилла «Надежда», построенная С.Н. Худековым для любимой жены и названная её именем.

Подъём по лестнице мне показался куда как тяжелее, чем три года назад.  Я жалуюсь дочери на усталость, она предлагает чаще отдыхать, при этом не преминет попенять:
-Мало ходишь… Надо больше ходить.
-Да, да, - соглашаюсь я, но тоже добавляю: Вот доживёшь до моих лет, а я посмотрю, так ли ты будешь ходить и говорить…
-Посмотри, посмотри, - с улыбкой соглашается она.

Интересно, сколько здесь ступенек… Начинаю считать… А считать полезно. Счёт вслух регулирует дыхание, и подъём кажется легче.
Однако скоро сбиваюсь со счета…

Кажется, уже на третьей площадке захотелось свернуть в сторону на тропу, по которой идут посетители.  Тропа уводит нас в неведомые уголки парка.
Вот мы оказались в зоне мексиканской растительности, а ещё дальше – среди гигантских буков и величественных дубов.  Стоя в основании их стволов, ты чувствуешь себя маленькой букашкой.

Неожиданно мы оказались на зелёной поляне с цветущими сакурой и японской вишней.
И это был, конечно, райский уголок. Белые соцветия сакуры  перемежаются с нежно-розовыми бутонами вишни.  И эта картина на фоне безоблачного синего неба и ранней зелёной травы просто призывает всех  остановиться, полюбоваться.
Взрослые фотографируются, а дети радостно валяются в зелёной травке.
Очарованные, мы тоже, забыв о своей главной цели пребывания в парке, долго бродим в этом «саду Эдема».

Неожиданно нас увлекает новое зрелище.  Это большой вольер в природных условиях, где вальяжно расхаживают  роскошные павлины.
Глядя на это чудо природы, не перестаёшь удивляться щедрости в изобразительности этой самой природы. Ведь она дала птице не только клюв, чтобы клевать еду, не только крылья для полёта, не только…  А ведь она придала всему этому неописуемую красоту и изящество.

Мы долго не могли уйти от вольера, любуясь величавой красотой павлина, хотелось дождаться, когда он раскроет свой хвост.  И эта  важная птица словно награждает нас за терпение: преисполненная важностью момента, она неторопливо раскрывает свой «веер»… В наших глазах – это радуга в алмазах.

Наконец  мы вспомнили о главной цели нашего путешествия. Оказалось, что пока мы «кружили» по горе, невольно приблизились к вилле.

Покупаем билеты в музей. Билеты недорогие, всего 400 рублей за двоих.

Посетителей немного, и к нам сразу же «прикрепили» экскурсовода.
Наша старушка-экскурсовод привела нас в первый из залов музея, в музыкальную гостиную, остановилась  в середине комнаты и тихим голосом, глядя нам в глаза, стала рассказывать об истории появления этого парка и дома.  Я сразу поняла, что теряю дорогое время.  Стоять около нее и слушать о том, что я уже знаю; мало того, я даже писала об этом в очерке «Зимовка в Сочи. Заметки отдыхающей, 3»
Через пять минут я покинула экскурсовода и пошла самостоятельно осматривать экспозиции.

Мне показалось, что моя самостоятельность ей не понравилась и она меня предупредила, что фотографировать нельзя.
 
Странно! Ведь пришла сюда не на неё же смотреть.
Моё внимание сразу же привлёк портрет хозяйки этого дома – Надежды Алексеевны Худековой.

Я долго стояла перед портретом.
Так вот она какая – жена Сергея Николаевича Худекова: писательница, переводчица, чуткая и верная помощница мужу во всех его начинаниях. Это ей, прекрасной женщине, была построена эта вилла и названа её именем.

Дальше моим экскурсоводом по дому стала она – Надежда Алексеевна.  Я мысленно представила, как хозяйка этой гостиной с приветливой улыбкой принимает гостей.
Как здесь звучит музыка в её исполнении вот на этом рояле.  Как здесь велись беседы о балете и танце. Ведь муж её Сергей Николаевич Был известным историком этой области.

Экспонаты этой гостиной подтверждают мои мысли.
Как известно, эта гостиная стала первым русским музеем балета, где представлены редкие фотографии, автографы звёзд балета, пуанты, костюмы знаменитостей.
Здесь на вилле «Надежда» и ныне хранятся не только исторические ценности, здесь время от времени проходят творческие встречи, концерты.

Подтверждением моих слов служит программа этих встреч, которую мы взяли в музее:
30 апреля 2022 г. Суббота 16. 00. «Судьба и музыка едины».  В программе прозвучит популярная скрипичная  классика.

14 мая 2022 г.  Суббота 16. 00.
«Золотые хиты оперетты».  Лауреаты всероссийских и международных конкурсов, солисты Краснодарского музыкального театра «Премьера».

Мы в кабинете хозяина виллы.  Как хотелось мне подойти к книжным шкафам и повнимательнее рассмотреть хотя бы корешки книг, говорящих о многогранности интересов хозяина дома.

И уж если не полистать, то хотя бы увидеть раскрытый том «История танца».
«Это 4-томное исследование с древности до Европы его времени и теперь считается фундаментальным и самым объёмным русскоязычным трудом по истории хореографии».
Но даже то, что доступно нашим глазам: документы, афиши, фото, портреты, рисунки, дипломы и вещи – дают представление о жизни и творчестве С.Н. Худекова, человека разностороннего, большого интеллектуала, крупного коллекционера, и, как нам стало известно, в музее особняка в Санкт- Петербурге собрано 15000 единиц балетных экспонатов и одна из лучших картинных галерей в стране.

Из кабинета мы идём в столовую, освещённую с двух сторон высокими окнами.
В середине комнаты обеденный стол, около которого шесть стульев.
Я представила семью этого дома за завтраком.
Во главе стола Сергей Николаевич, просматривающий свежий номер «Петербургской газеты», в которой он является и редактором, и издателем.  Газета очень популярна. В ней печатаются известные писатели и публицисты, критики и театралы. Среди них В.Г. Авсеенко,  Н.С.  Лесков,  А.П. Чехов,  А.А  Плещеев, режиссёр В.И. Немирович-Данченко.
Напротив мужа сидит Надежда Алексеевна.  Возможно, она рассказывает о своих свежих переводах с французского для газеты, а может , рассказывает о хозяйственных делах: ведь она не чурается никаких дел, сама занимается домом и детьми.

А вот и подошли к завтраку их сыновья: Николай, Алексей и Сергей.  Они тоже  включаются  в обмен новостями за утренним чаем. Через час все расходятся по своим делам.

А мне не хочется прощаться с гостеприимной хозяйкой дома, и моё воображение рисует дальнейшее общение с ней.
Вот она приглашает нас на просторную террасу, ограждённую ажурной ковкой, с которой открывается изумительный вид на море и нижнюю часть парка.  Вокруг дома розовые кусты.  И, конечно, здесь не могла не появиться рядом с домом скульптура балерины, застывшей в танце.

Мне не хочется прощаться с очаровательной хозяйкой виллы «Надежда», и я хочу рассказать в продолжении об интересной судьбе Надежды  Алексеевны  Худековой, до замужества Страховой.  От рождения и до смерти.

Продолжение следует.

В заставке фото Виллы "Надежда" (из интернета)